Библейская мудрость учит, что не устоит тот град, в котором нет хотя бы трёх праведников. То есть истинная сила не в дружинах и воинской силе, а в помощи Божией, ниспосылаемой по молитвам святых угодников. Русские люди это хорошо понимали, а потому не жалели средств и труда на возведение святых обителей, становившихся не только оплотом православия, но и неиссякаемым источником духовной чистоты и нравственности. Об одном из таких монастырей, построенном на берегу Волги, и будет наш рассказ.
Крепость Самарский городок
В наши дни Самара ― один из крупнейших городов Среднего Поволжья. Его история насчитывает более четырёх столетий. В 1586 году, в царствование государя Фёдора Иоанновича, была основана на Волжском берегу крепость ― Самарский городок. Время было неспокойное, вот и понадобился сторожевой оплот, преграждавший путь степным кочевникам. Там же возникла и святая обитель, именовавшаяся Спасо-Преображенским женским монастырём. Ратники стояли с оружием в руках на рубеже земли Российской, а монастырские сёстры возносили молитвы об одолении супостатов.
Так продолжалось до 1764 года, когда за малочисленностью монахинь обитель была упразднена. Отсутствие столь необходимого для жизни духовного центра не могло не сказаться. В первой половине следующего ― XIX века, в обществе усилились тенденции, направленные на церковный раскол. Кроме того, широкое распространение получили различные секты, наиболее активной из которых являлись представители так называемой молоканской ереси.
Необходимость создания обители
Чтобы противостоять подобным явлениям, необходимо было создать мощный оплот истинного православия. С этой целью жители Самары обратились в Священный Синод с инициативой открытия в городе женского монастыря, рассчитанного примерно на сотню насельниц. Поддержав идею самарцев, руководство Синода, тем не менее, потребовало конкретных сведений о том, на какие средства планируется осуществить постройку монастыря.
Эту проблему решили старым проверенным способом ― объявили среди жителей города сбор пожертвований на постройку обители. Особо уважаемые и религиозно настроенные граждане города составили попечительный совет, взявший на себя организационную часть предприятия, а несколько богатейших представителей городского общества внесли крупные денежные пожертвования и, что немаловажно, отписали для строительства монастыря принадлежащие им земельные участки.
Создание женской общины
Датой основания обители принято считать 1850 год, когда была построена часовня, в которой совершались всенощные бдения. Для их отправления привлекался притч двух существовавших тогда в городе храмов ― Казанского собора и Троицкой церкви. Со временем вокруг часовни были построены восемь келий, в которых поселились те, кто желал посвятить свою жизнь служению Богу.
Из этих первых насельниц в 1852 году образовалась небольшая община, для окормления которой был назначен священник. Настоятельницей её стала благочестивая девица Мария Янова. Этот выбор был весьма удачным, так как впоследствии она проявила себя как энергичный и талантливый организатор. Благодаря её трудам пошёл интенсивный процесс обустройства общины.
Преобразование женской общины в монастырь
Уже через три года был построен и освящён первый храм будущего монастыря, а вскоре в его нижнем этаже открыл свои двери для прихожан другой, освящённый в честь Иерусалимской Божьей Матери. Это произошло в июле 1857 года. Однако это было только началом обширных строительных работ. Уже через год заботами попечительного совета епархиального начальства и самой настоятельницы общины был заложен большой каменный храм во имя Сретения Господня.
Разумеется, такое усердие со стороны лиц, посвятивших себя этому благочестивому делу, и столь интенсивные темпы общинного обустройства не могли не вызвать самую положительную реакцию руководства Священного Синода. Следствием этого стало преобразование в 1860 году женской общины в монастырь, который получил название Иверский женский монастырь. Самара, таким образом, получила столь необходимый ей оплот духовности и религиозного просвещения.
Организация хозяйственной жизни нового монастыря
Незадолго до этого торжественного события настоятельница общины Мария Янова приняла монашеский постриг с именем Марагарита и, благодаря своим заслугам, была возведена в сан игуменьи новой обители. Вскоре совершились пострижения и прочих сестёр. Из сохранившихся документов явствует, что в 1860 году Иверский женский монастырь в Самаре населяли двадцать монахинь и сто девяносто послушниц. Для только что открытой обители это весьма немало. Известно, что очень многие монастыри при своём основании насчитывали гораздо меньшее число насельников.
С первых дней своего существования Иверский монастырь (Самара) должен был самостоятельно обеспечивать своё существование. Дело в том, что он относился к категории общежительных нештатных монастырей и не получал никаких субсидий на своё содержание. Разумеется, какая-то часть необходимых средств поступала от добровольных жертвователей и в виде оплаты различных религиозных отправлений, таких, например, как долговременные поминания усопших, чтение Псалтири в частных домах и прочее. Но основным доходом сестёр стали средства, заработанные ими в многочисленных мастерских, открытых при монастыре.
Известно, что здесь писали иконы и чеканили для них ризы, шили церковные облачения и украшали их искусным золотым шитьём, ткали ковры и шили нарядную одежду для жительниц города. Даже такие сугубо мужские ремёсла, как сапожное и переплётное дело, оказались под силу женским рукам. Именно благодаря трудолюбию своих насельниц и щедрости жертвователей Иверский монастырь (Самара) жил и развивался.
Игуменья Антонина и её труды
С 1874 года игуменьей монастыря, вместо ушедшей на покой после двадцатипятилетнего служения матери Маргариты, становится игуменья Антонина. В прежние времена она исполняла обязанности монастырского казначея. Как и предшественница, матушка Антонина внесла неоценимый вклад в организацию жизни обители. Вследствие приложенных ей усилий в 1882 году началось возведение каменного тёплого храма во имя Тверской иконы Божьей Матери. Через шесть лет храм был торжественно освящён, в нём начали совершаться регулярные богослужения.
Но одним из главных новшеств, инициатором которого была игуменья Антонина, явилась постройка просторной двухэтажной больницы при обители. Этот проект удалось реализовать благодаря щедрым пожертвованиям самарской купчихи П. Шихобаловой, перечислившей в Иверский монастырь (Самара) все необходимые средства. Через два года, в 1889 году, также трудами настоятельницы в обители открылась церковно-приходская школа, в которой постоянно обучались около ста девочек из семей мещан и крестьян, а при ней был создан приют для девочек-сирот.
Последние годы перед революцией
Игуменья Антонина отошла к Господу в 1892 году и была погребена в храме Тверской иконы Божьей Матери, к постройке которого она приложила столько душевных и физических сил. Её место заняла так же, как и она, исполнявшая прежде послушание казначея монахиня Феофания, но через шесть лет она была отстранена от этой должности и уступила место священнической вдове А. В. Миловидовой, принявшей в монашестве имя Серафимы. В течение последующих лет она руководила обителью, умело сочетая духовную и хозяйственную деятельность. Под её началом Иверский монастырь (Самара) встретил драматические события 1917 года.
Следует отметить, что к этому периоду монастырь достиг очень многого в своём развитии. На его территории находились четыре храма. Службы в Иверском монастыре (Самара) посещали, как сами насельницы монастыря, так и жители города. Кроме того, обитель славилась своими благоустроенными благотворительными учреждениями, среди которых были: больница, церковно-приходская школа, приют для девочек-сирот и странноприимный дом. Общая численность обитательниц монастыря в 1917 году превышала четыреста человек.
Период религиозных гонений
В годы, последовавшие за октябрьским переворотом, обитель разделила судьбу многих российских монастырей. В 1919 году она была лишена своего статуса религиозного института. Из десяти жилых помещений большая часть была отдана под коммунальные квартиры для работников местных предприятий.
Отдельные храмовые здания, первоначально предоставленные для совершения богослужений местной православной общине, были перепрофилированы для хозяйственных нужд, а центральный монастырский храм — Успенский собор — и его 65-метровая колокольня взорваны. На долгие годы прервал свою деятельность Иверский монастырь (Самара). Расписание служб тех лет свидетельствовало лишь о продолжении молитвенного служения в рамках религиозной общины, тогда как сам монастырь был упразднён.
Возрождение святой обители
Возрождение святой обители началось в девяностые годы, когда по все стране возвращалось церкви всё, что было незаконно отнято у неё в период лихолетья. В 1991 году была вновь организована женская община, в распоряжение которой передали помещение трапезного храма. С этого времени начались активные реставрационные работы. Очень многое пришлось строить заново, воссоздавая облик по сохранившемся фотографиям и воспоминаниям старожилов города.
В прежней красе стоит теперь над Волгой Иверский монастырь (Самара). Отзывы побывавших в нём паломников и просто туристов свидетельствуют о том, что труды строителей, реставраторов, и просто добровольцев, пожелавших участвовать в его возрождении, не пропали даром. В 1994 году женская община, образованная на его территории, получила официальный статус монастыря. С этого времени и до сегодняшних дней возглавляет его игуменья Иоанна (Капитанцева).
В наши дни
В полном объёме наполнился духовной жизнью Иверский монастырь (Самара). Расписание богослужений, ежедневно совершаемых в нём, свидетельствует о полном соответствии служб годовому циклу, установленному Уставом Русской Православной Церкви. Поток паломников, приезжающих, чтобы помолиться в его стенах, растёт день ото дня. К статье прилагается схема, на которой наглядно видно, где расположен Иверский монастырь (Самара). Адрес обители: Самара, Волжский проспект, 1.