В прежние века у благочестивых россиян бытовал обычай в память о благодеяниях Божьих возводить храмы и монастыри, чтобы звоном их колоколов возблагодарить Создателя за явленную им милость. Именно так появился в Коломне Брусенский монастырь, основанный в память о победоносном походе войска Ивана Грозного на Казань, совершённом в 1552 году.
Закладка монастыря
Успешно завершив третий по счёту поход против Казанского ханства, ликвидировав его как самостоятельное государство и присоединив к России, Иван Грозный повелел воздвигнуть в Коломне памятный храм. В том же году на месте, откуда 3 июля царские полки отправлялись к берегам Волги, была заложена каменная шатровая церковь, освящённая в честь Успения Пресвятой Богородицы. С неё и начал свою историю Брусенский монастырь, первыми насельниками которого были бывшие ратники, участники славного похода.
Постепенно обитель разрасталась, на её территории появлялись новые постройки. Но сведения о первых годах истории монастыря весьма скудны и почерпнуты лишь из надписей на старинных могильных плитах да случайно найденных в земле останков первых иноков, живших в его стенах. Однако к концу XVI века обитель заявила о себе в полный голос.
Годы благоденствия
Из сохранившихся документов известно, что благодаря щедрым вкладам, вносимым богомольцами, центральная церковь Успения Пресвятой Богородицы была украшена иконостасом, основу которого составлял Деисус, состоявший из одиннадцати икон на золоте. В её алтаре хранилось Евангелие в массивном серебряном окладе, украшенном драгоценными камнями.
Славилась и монастырская библиотека, в которой хранилось множество книг — как богослужебных, так и предназначенных для благочестивого чтения. Часть из них была выполнена на пергаменте. Но главным сокровищем монастыря была чудотворная икона Казанской Божьей Матери – первый список с того образа, который был явлен в 1579 году.
Разорение монастыря в Смутное время
Мирная жизнь обители была прервана драматическими событиями, разыгравшимися в период Смутного времени. На долю тихой провинциальной Коломны выпало тогда много испытаний. Видела она и нашествие польских захватчиков, и обоих Лжедмитриев, и кровавые банды Болотникова. В те годы от беспрестанных разграблений монастырь пришёл в полный упадок и практически прекратил своё существование. Когда же минула лютая пора, и началось его возрождение, он был преобразован в женскую обитель.
Кстати, само название – Брусенский монастырь – вызывает у исследователей споры. Некоторые истолковывают его как производное от древнерусского слова «убрус», что означает «женский платок». Впрочем, есть и другая точка зрения: «брусенский» – от слова «брус», то есть деревянная жердь, которая шла на изготовление ограды. Какой вариант ближе к действительности – можно только гадать.
Испытание, ниспосланное сёстрам обители
До конца XVII века жизнь сестёр монастыря ничем не нарушалась, пока в 1698 году не послал им Господь испытание – случился в обители страшный пожар, уничтоживший большую часть строений. В огне погибли четыре возведённые к тому времени деревянные церкви и все кельи монахинь. Уцелел только Успенский храм.
Долго не могли сёстры оправиться от постигшего их несчастья, так что в 1725 году был поднят вопрос об упразднении монастыря. В связи с этим его настоятельница игуменья Александра и несколько монахинь были переведены в одну из тульских обителей. Так бы и пропал Брусенский монастырь (Коломна), название которого к тому времени уже было широко известно в России, но заступились за сестёр местные жители, у которых те пользовались любовью и авторитетом за свою благочестивую жизнь. Они направили письмо епархиальному архиерею, в котором обязались в случае необходимости содержать монастырь за свой счёт, лишь бы он не закрывался. Их ходатайство было удовлетворено, и в Брусенский монастырь были возвращены и настоятельница, и уехавшие с ней инокини.
Начало возведения каменных построек
Уже с середины XVIII века, памятуя о тех бедах, которые принёс монастырю разразившейся здесь некогда пожар, большинство деревянных построек стали заменять каменными. В частности, была построена кирпичная ограда, украшенная четырьмя башенками, причём каждая из них имела свой неповторимый вид. А к концу столетия появилась и надвратная колокольня.
Но по-настоящему масштабные работы на территории монастыря начались в середине следующего века, когда его настоятельницей была назначена игуменья Олимпиада, происходившая из дворянской казачьей семьи. Этот ответственный пост она получила по благословению митрополита Московского и коломенского Филарета (Дроздова), являвшегося уроженцем Коломны. Игуменья Олимпиада стала инициатором постройки величественного Крестовоздвиженского собора, трёх больших каменных корпусов, в которых разместились кельи сестёр, а также множество хозяйственных помещений.
Здания, украсившие обитель
В пятидесятые годы XIX века был возведён дом настоятельницы. Эта постройка, выполненная в стиле классицизма, поражала современников своим художественным совершенством. Кроме того, проект дома включил в себя оригинальную техническую разработку, позволявшую отапливать верхние помещения, в которых располагались покои игуменьи, теплом, поступавшим через специальные каналы из находившейся на первом этаже трапезной.
Но особого внимания заслуживал Крестовоздвиженский собор. Он был возведён по проекту архитектора А. С. Кутепова в соавторстве с В. Е. Морганом. Его облик сочетает в себе элементы классицизма и псевдорусского стиля. Монументальное, квадратное в плане здание увенчано пятью шатровыми главами, из которых центральная была украшена оконными вырезами, а четыре крайних оставались глухими. Необыкновенно выразительна и наружная отделка стен, сложенных из красного кирпича и покрытых белым декором.
После кончины игуменьи Олимпиады, наступившей в 1883 году, строительство и украшение обители продолжила её преемница игуменья Ангелина. В период её правления Брусенский монастырь (Коломна) был расширен, и на его территории построили и освятили Успенский храм, в одном из помещений которого разместили богадельню. В этот же период основательно подновили и частично перестроили Успенскую церковь, являющуюся старейшей постройкой монастыря.
Мытарства XX века
В советский период Брусенский монастырь в Коломне был закрыт, насельницы изгнаны, а церковные службы прекращены. В Крестовоздвиженском храме, лишённом к тому времени своих шатровых глав, разместили склад. Со временем уничтожили почти все надворные постройки. В общем, монастырь разделил судьбу большинства российских обителей. Ни пожары, ни бедствия Смутного времени не были для него столь губительны, как приход к власти «народа-богоносца» (выражение Льва Толстого).
Возрождаться Брусенский монастырь (Коломна), фото которого представлены в этой статье, начал лишь с наступлением перестройки. В 1997 году, впервые за шесть десятилетий, была совершена Божественная литургия в отреставрированном к тому времени Успенском храме. Тогда же руководством Московского патриархата было принято решение и о возобновлении монашеской жизни.
Как добраться до монастыря?
В наши дни вновь открыл свои врата для всех посетителей и паломников Брусенский монастырь (Коломна). Как проехать к нему? Рекомендации весьма просты. Если нет собственного транспорта, можно воспользоваться автобусом № 460, останавливающимся у станции метро «Выхино», а можно добираться и на электричке от Казанского вокзала до станции Голутвин. Дальше следовать на трамвае № 3. Владельцам же личных машин удобнее всего воспользоваться Новорязанским шоссе и по нему добраться в Брусенский монастырь (Коломна), адрес которого: Московская область, г. Коломна, Брусенский переулок, д. 36.