Церковная иерархия и этикет


Многие люди, которые называют себя православными и даже выдают себя за всезнающих и понимающих – плохо ориентируются в чинах священнослужителей и не знают, как к ним правильно обращаться. И даже как вести себя в церкви.

Священнослужители относятся к так называемому белому и черному духовенству.

Белое духовенство называется так потому, что может состоять в браке и носить – вне храма – обычную одежду. Такое духовенство, как правило, служит в обычных, доступных любому православному храмах.

Иерархия людей, трудящихся в храмах, может быть классифицирована примерно так:

Алтарники, пономари (дьячки), чтецы, иподиакона исполняют все потребное для того, чтобы состоялось богослужение, но сами совершать его не могут. Только помогать.

В их обязанности входит вносить в алтарь просфоры, вино, воду, фимиам и огонь, возжигать и гасить свечи, приготовлять и подавать иерею кадильницу и теплоту, убирать и очищать алтарь, включая полы, а также пономарку и сам храм сразу по окончании Богослужения.

В храмах, где нет полного штата, они также могут читать часы (вступительная часть Богослужения), и даже Апостол, с благословения (позволения) настоятеля храма и того иерея, который служит в данный день. Ко всем данным служителям принято обращаться по имени.

В некотором отдалении от них стоят певчие (клирос) – люди, которые поют все, что положено по Богослужебному чину этого дня и данной службы. К ним также обращение по имени, если в воврасте, то с прибавлением отчества.

Следующая ступень – диакон. Он, в отличие от иподиакона (носит орарь – длинная желтая полоса наподобие пояса – крест-накрест через плечи), принимает самое прямое участие в Богослужении. Его обязанности весьма широки, чаще всего он произносит етении – молитвенные прошения – в ходе Богослужения.

Диакон, относящий к белому духовенству (не монашествующему) может получить следующий сан – протодиакона. Диакон-монах становится архидиаконом. К диакону следует обращаться – отец диакон, либо отец и имя (независимо от возраста).

Следующим по сану идет иерей (пресвитер, священник, батюшка). На Богослужении облачается в фелонь с положенными по его чину атрибутами. В начале служения ему позволяются только пояс, поручи и фелонь, после, в качестве награды ему позволяется ношение палицы – носится в виде ромба на ленте через плечо, под фелонью. Палица и камилавка (цилиндрообразная шапка, обычно цветная, по типу службы) являются наградами и даются как знак отличия. Высшим таким знаком есть позволение носить митру – своеобразный головной убор, украшенный золотым шитьем и иконками. К иерею обращаются – Ваше преподобие, отец – и имя, батюшка.

Высшим саном, которого может достичь иерей – митрофорный протоиерей. Чтобы получить следующий сан, иерей должен стать монахом. По должности он может стать настоятелем храма – то есть самым главным среди клира (весь штат данного храма или монастыря), представителем церковной власти.

Монашество называется черным духовенством – обычно они носят облачение (уже не одежду) черного цвета, которая состоит из подрясника – одежда для повседневного ношения, поверх которой одевается ряса (верхняя одежда). Головной убор также скуфья или клобук – похожий на камилавку головной цилиндрический убор с тканью сзади (наметка). Мужские и женские наметки отличаются.


Степени монашествующих:

Трудник – человек, который живет и трудится в монастыре во время отпусков, чтобы испытать свое желание стать монахом. Носит обычную одежду.
Послушник без пострига – человек, который живет в монастыре после принятия решения о монашестве, носящий обычную одежду, но находящийся в подчинении игумена (главного в монастыре) и того монаха, к которому его прикрепляют для обучения.
Послушник в постриге – все так же, но над этим человеком совершено таинство пострига и он имеет право носить подрясник. К послушникам и трудникам обращаются по имени.
Инок – так называемый рясофор: право ношения рясы и скуфьи.
Монах – полное облачение, включая параман (специальный нательный знак).
В случае, когда монах принимает сан, он может стать иеродиаконом (монах-диакон), иеромонахом (монах-иерей), далее – игуменом и архимандритом.

К иноку, монаху – вне зависимости от того, имеет он сан или нет – обращение: отец и имя.

К игумену и архимандриту возможно обращение – отец игумен, отец архимандрит, или также – отец и имя (которое дано при пострижении в монахи).

Кстати, бытует мнение, что при совершении таинства пострига людей остригают наголо независимо от пола. Это неверно. Выстригаются крестообразно маленькие пряди волос, что символизирует полную готовность человека отдать свою жизнь на служение Христу.

Далее, по иерархии идет епископат.

Епископом можно стать только тому священнику, который стал монахом и получил, как награду, сан игумена и архимандрита (как награду может носить митру).

Архимандрита должен представить к посвящению в епископа архиерей – епископ, архиепископ или митрополит.

Кандидатуру рассматривает собрание епископов и утверждает (или не утверждает) для возведения в сан епископа. Весь епископат в качестве обязательного головного убора носит митры. Они бывают разных цветов, как и облачение, по типу службы – постовая или праздничная, а также по тому, какой именно праздник. Если Господа – белое облачение, Богородицы – голубое, мучеников – красное. Облачение также бывает зеленое (одевается на праздник Троицы).

Повседневное облачение (в обычные, не праздничные дни) – желтое.

В посты принято одевать лиловое (фиолетовое) либо черное облачение.

К епископу следует обращаться – Ваше преосвященство.

Как награду, епископа возводят в сан архиепископа. К нему обращаются – Ваше высокопреосвященство.

Так же обращаются и к митрополиту, человеку в следующем сане, который даже дается в награду за служение.

Далее следует сан патриарха – предстоятеля всей церкви. Он избирается собором архиереев (епископов, архиепископов и митрополитов) прямым голосованием. Патриарх носит постоянно единственный в своем роде головной убор – куколь (круглый капюшон) украшенный изображениями херувимов (ангелов, приближенных к Богу) на лбу и на спускающихся на грудь полосах.

К Патриарху следует обращаться Ваше святейшество.

Куколи также носят люди, принявшие схиму – особое, высшее состояние монашества, когда человек укрывается даже от монахов и молится обо всем мире.

Оцените статью
Добавить комментарий