Специальная одежда православного священника — неотъемлемый атрибут богослужения. Каждый элемент такой одежды имеет свой смысл и символику. Батюшка не может приступить к Литургии, не облачившись в специальные одежды. Более того, само облачение священника сопровождается специальными молитвами. Наверняка многие видели длинную полосу на шее священнослужителя — она называется епитрахиль. Рассмотрим подробнее, что означает епитрахиль священника и для чего она нужна.
Епитрахиль священника
Богослужебный смысл ношения епитрахили
Епитрахиль — это длинный отрез ткани, который надевается на шею священника и спускается спереди через грудь. Это важнейший элемент облачения, без которого священнослужитель не имеет права совершать какие-либо священнодействия. В крайних условиях (например, при гонениях на церковь) допускается использование любой полосы ткани после специального благословения.
Символически епитрахиль означает дары благодати, которые священник получает при рукоположении. Изначально функцию епитрахили выполнял орарь дьякона, который перекидывался через плечо на грудь. Позже оба края полотна стали спереди скреплять. Надевается епитрахиль поверх остальных элементов облачения.
На каждой половине полотна нашивается по три креста, которые указывают на возможность совершать священником шесть церковных Таинств. Седьмой крест располагается на шее и указывает на то, что священник принял Таинство рукоположения и является подвластным правящему архиерею.
Священническая епитрахиль
История ношения епитрахили
Термин «Епитрахиль» впервые встречается в VIII в. он зафиксирован в византийском литургическом толковании, известном под названием «Церковная история» и приписываемом в рукописях святому Василию Великому. Здесь же епитрахиль впервые дается символическое толкование: «Епитрахиль сопоставляется с узами, которые были возложены на шею Спасителя, когда Его влекли на Распятие».
Так же понимал символическое значение епитрахили и святой Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Он истолковывал обряд перенесения во время пресвитерской хиротонии задней половины ораря на правое плечо ставленника как возложение ярма (ига) священнического служения и всей полноты священства на хиротонисуемого.
Первоначально епитрахилью был дьяконский орарь, который в знак усиления благодатных дарований при рукоположении дьякона в священники перекладывался вторым концом со спины на грудь. Впоследствии оба конца епитрахили стали спереди скреплять.
Значение цветов в одежде священника
И епитрахиль, и остальные части облачения, бывают разного цвета в зависимости от праздника, на который служится Литургия.
Так, белые одежды принято надевать на большие праздники, связанные со Христом — Рождество, Преображение, Вознесение. Также нарядные белые одежды надевают на Пасху в знак божественного света.
Голубой цвет — это цвет Богородицы, надевается на службы, связанные с Пречистой Девой. Фиолетовый цвет используется на Крестопоклонной седмице.
Красные одежды надевают в дни памяти мучеников за Христа. Зеленые облачения носят на Троицу.
Черный цвет символизирует смирение и покаяние в дни Великого поста.
Облачения священника