Святой Ефрем Сирин известен в христианском мире, как толкователь Священного писания. Им было составлено много молитв и песнопений, которые и сегодня очень востребованы Церковью. Но самая известная молитва Ефрема Сирина — это известная покаянная великопостная молитва. Она считается главной молитвой в период в Великого Поста. Очень важно читать эту молитву, осознавая ее смысл.
История жизни Ефрема Сирина
Преподобный Ефрем Сирин известен православным, как выдающийся подвижник и авторитетный толкователь Священного Писания. Современники называли пророком Сирийским. Считается, что он родился в первые годы четвертого столетия в северо-восточной части Месопотамии, в городе Низибии или его окрестностей. Как рассказывал сам святой, его предки были очень бедными людьми и жили только с милостыни. Но уже деды и родители стали земледельцами и перестали бедствовать. Это был незнатный род, который был известен своими христианскими добродетелями. Дети в семье воспитывались в полном почтении к вере и страхе Божьем за грехи.
Господь Бог еще в первые годы жизни дитя показал его великое будущее в знаменательном видении родителям. Оно объясняло, само имя Ефрем, что в переводе значит плодоносный. В знамении было показано, что на языке мальчика выросло огромное виноградное дерево, которое своими ветвями закрыло всю землю. Причем, чем больше птицы съедали плодов, тем их становилось больше.
Но, несмотря на это, юность Ефрема была довольно бурной и совсем не благочестивой, он часто был близок к греховному падению. Причиной этого было его неверие в благой промысл Божий, который управляет всем в окружающем в мире. Все это привело к тому, что убежденность в случайности жизненных событий, чуть было не погубила будущего святого. Но Господь не бросил его и показал ему необычным образом, насколько сила Божьего промысла велика.
В определенный период своей жизни Ефрем решил отправиться в бесцельное путешествие, которое вполне можно приравнять к бродяжничеству. Во время этого ему пришлось заночевать в поле в гостях у гостеприимного пастуха, с которым они весело провели время, увлекшись большим количеством алкоголя. Когда они спали, овец утащили волки. Утром хозяева обвинили чужака-бродягу в воровстве и привели его к судье, хотя Ефрем пытался объяснить ситуацию. Но вслед за ним привели мужчину, пойманного на прелюбодеянии с женщиной. Поскольку у судьи было мало времени, он перенес рассмотрение дел на другой день и отослал обвиняемых в тюрьму. Там в это время находился еще один заключенный, подозреваемый в убийстве. Всех людей в темнице объединяло то, что все они были оговорены и не совершали преступлений.
Арестованные оставались в тюрьме долгое время и не имели возможности оправдаться. На восьмой день Ефрему во сне явилось видение.
Некто, явившись, поведал ему следующее:
«Стань благочестивым, и сможешь уразуметь Промысел. Подумай обо всем том, что и как ты совершал всю свою жизнь. Ты на своем примере поймешь, что все заключенные в темницу вместе с тобой страдают в настоящее время не несправедливо, хотя и вины на них нет в тех в преступлениях, которые им приписывают».
Проснувшись Ефрем стал вспоминать свою прожитую жизнь и понял, насколько много неблаговидных поступков он совершил. Одно из ярких воспоминаний было связано с тем, как он выгнал из загона корову бедного человека с целью подшутить над ним. Но она вынашивала теленка и очень быстро обессилила от ночного холода. А волки, воспользовавшись этим, растерзали ее.
Потрясенный своими размышлениями, Ефрем поделился ими с другими заключенными. Это также произвело на них большое впечатление. Каждый из них вспомнил в жизни свой проступок, который был связан с нынешними событиями. После того как все арестованные раскаялись, случилось так, что в суд попали истинные виновники тех преступлений, которые вменялись им. После разбирательства все они были оправданы и выпущены с тюрьмы, а настоящие виновные понесли наказание. Именно после этого Ефрем уверовал, что случайностей в жизни не бывает. На всю оставшуюся жизнь к нему пришло понимание того, что за каждый совершенный греховный поступок придется расплачиваться.
После этого Ефрем стал отшельником, поселившись в пустыне. Его духовным отцом, который помог ему постичь Промысел Божий, а также обрести смирение и покорность, стал известный епископ Низибийский святой Иаков. Позже Ефрем поселился в монастыре недалеко от города Едессы. Со временем он стал проповедником и духовным наставником для монахов. Все чаще к нему за советом стали также обращаться миряне, которым он никогда не отказывал в помощи. Прожил Ефрем Сирин более ста лет.
Умер святой в уединении, написав в собственном завещании следующее:
«У Ефрема при жизни никогда не было злата и серебра. Жил он, исполняя волю Учителя Христа, который заповедал: не приобретайте ничего на земле».
Письменное наследие Преподобного
Помимо своей подвижнической деятельности, святой Ефрем Сирин постоянно изучал Слово Божье, черпая в нем душевную мудрость. Господь даровал ему способность к учительству, поэтому со временем к нему стали приходить люди, которые хотели получить от него полезные наставления. Преподобный учил всех пришедших к нему покаянию, вере и благочестию. Много язычников, слушая его проповеди, приняли христианство.
Ефрем Сирин был очень образованным человеком, за свою жизнь написал более тысячи богословских трудов, стихов и сделал огромное количество переводов Священного Писания. Много трудов Преподобного связано с объяснением Пятикнижия Моисея. Святой Ефрем написал известные молитвы к Пресвятой Троице, Сыну Божьему, Пресвятой Богородице. Он написал также песнопения, которые используются на Рождество Христово, Крещение, Святое Воскресение. Широко известны и его погребальные песнопения.
В многочисленных богословских творениях Преподобного встречается описание жизни сирийских подвижников. В них всегда акцентируется внимание на том, что главное место должна занимать молитва, а затем труд на общую пользу и обязательное послушание. Все труды Ефрема Сирена направлены на то, чтоб донести до человека мысль в необходимости покаяния.
Поэтическое наследие содержит очень много распеваемых гимнов. Сегодня сохранилось около 400 трудов, которые были объединены по темам в различные сборники еще в 5 веке. Все молитвенные работы наполнены божественной благодатью, любовью и чистотой.
Текст молитвы «Владыко живота моего»
Известная покаянная молитва Преподобного, которая имеет название по первым ее словам «Владыко живота моего» читается с понедельника по пятницу в конце каждой службы в Великий Пост.
Существуют определенные правила чтения этой молитвы, которых обязательно нужно придерживаться, а именно:
При первом чтении после каждого прошения делается земной поклон;
Затем мысленно 12 раз читается молитва: «Боже, очисти меня, грешного», во время которой выполняются поясные поклоны;
Затем вновь читается молитва, которая заканчивается одним земным поклоном.
Текст великопостной молитвы звучит следующим образом:
«Господи Всевышний и Владыка всей моей жизни! Не позволяй мне стать беспечным, и не позволь мне проявить свою склонность к лени и беспечности, не позволь проявиться властолюбию и пустословию. (Делается земной поклон). Даруй мне чистоту души и полное осознанное смирение, пошли мне, Рабу Твоему большое терпение и искреннюю любовь. (Делается земной поклон). Дай, Господи мой Всевышний, способность увидеть и осознать свои грехи, дай силы мне не осуждать ближнего моего. Благословен Ты во всех деяниях своих на веки вечные. Аминь. (Делается земной поклон)».
Сила этой молитвы в том, что в ней перечисляются все отрицательные и положительные факторы покаяния. Осознав важность их, каждый человек способен излечить свою душу убрать преграды, которые мешают общению с Богом.
В первой части молитвы акцентируется внимание на следующем:
Основным недугом человеческой души является праздность, лень и беспечность. В этом случае человек отказывается этого, чтобы повернуть жизнь к лучшему. Пассивность тянет человека вниз и толкает на грехопадение.
Плодом праздности является уныние, когда теряется смысл жизни, что уже само по себе является большим грехом. В душу человеческую заползает мрак и забирает все его душевные силы.
Еще одним грехом является любовь к власти, когда человек стремится жить за счет других, искусно управляя ими. Это последствие праздного образа жизни и лени.
На фоне неправильного отношения к жизни может развиться пустословие, когда слова не будут соответствовать своему предназначению. Важно понимать, что слово способно спасти и убить, оно может вдохновить и отравить, оно может создать как положительное, так и отрицательное. Когда слово меняет свое божественное назначения, оно становится праздным.
Далее звучит мольба даровать целомудрие, которое является понятием противоположным праздности. Собранность и целеустремленность помогают человеку жить праведной жизнью. Чудесным плодом целомудрия является смирение, которое можно считать победой над самим собой. Нужно понимать, что все в этой жизни в руках Божьих, поэтому все происходящее нужно воспринимать смиренно. В Святом Писании сказано, что Бог смиренным дарует благодать. Естественно такой жизненный подход требует терпения. И чем человек терпимее, тем ближе он находится к Богу. Венцом благополучия и праведной жизни является любовь и в ней нуждается каждый живущий на земле.
В конце молитвы звучит просьба помочь осознать все прегрешения. И только после этого дано будет понять, что собственные грехи намного тяжелее грехов близких людей. Поэтому и звучит в молитве просьба о даровании силы не осуждать других за грехи их.
Слушать молитву Ефрема Сирина «Владыко живота моего»