В начале 70-х годов прошлого века, Международная лига судовладельцев пообещала отлить памятник из чистого золота тому, кто предложит надежный способ защиты судов от аварий в море. За минувший век техника судостроения шагнула далеко вперед, но «абсолютно надежный» корабль пока еще не создан. Морские суда то и дело становятся добычей волн. Один дотошный маринист подсчитал, что если поднять со дна океана все затонувшие корабли, то цепочка из них смогла бы дважды опоясать земной шар по экватору. Особенно большими были потери в танкерном флоте.
В ноябре 1973 года от взрыва, происшедшего во время рейса, затонул либерийский супертанкер «Голар Патрициа». Это было самое большое судно, совершившее «марш на дно» со времен зарождения мореплавания. Танкер тоннажем 98894 брутто регистровых тонн шел из Лондона в Бахрейн (Персидский залив), чтобы принять там груз нефти. Неожиданно на танкере раздался мощный взрыв, он произошел в одном из носовых танков, во время мойки. Носовая часть мгновенно была охвачена огнем. Сразу после взрыва танкер начал разламываться на две части и примерно через 50 минут затонул. Команда в момент взрыва была на обеде в кормовой части судна, и это спасло людей. Погиб только один моряк, который нес службу на палубе в носовой части судна.
Катастрофа танкера произошла на глазах сотен пассажиров испанского лайнера «Кабо Сан Висентс», который шел туристским рейсом в Южную Америку. Команда лайнера на шлюпках поспешила на помощь к терпящим бедствие морякам танкера.
Этот взрыв многим напомнил о взрывах трех других гигантских танкеров – в декабре 1969 года. Супертанкеры «Мактра», «Конг Хаакон», и «Марпесса» тоже взорвались во время мойки танков.
Статистические данные английского страхового общества Ллойда говорят о небывалом до сих пор числе кораблекрушений. В 1973 году погибло 53 крупных судна, которые были застрахованы на общую сумму 80 миллионов фунтов стерлингов. В 1972 году страховщики выплатили сумму в 33 миллиона фунтов стерлингов. Эти цифры красноречиво говорят о том, что проблема безопасности крупнотоннажных судов приобрела первостепенное значение.
Одной из наиболее частых причин катастроф стали взрывы и пожары. Происходят они не только в море, но и в портах. Жертвой пожара в январе 1972 года в порту Гонконга стал крупнейший в мире (83673 брутто регистровых тонны) трансатлантический лайнер «Сивайз Юниверсити» — бывший «Куин Элизабет». Он затонул прямо у причала. Другой крупной жертвой огня был греческий супертанкер «Принцесс Ирэн» (33403 брутто регистровых тонны), который взорвался при разгрузке в порту.
В июне 1972 года в доках Бомбея на ремонтируемом танкере «Торсол» произошел мощный взрыв. В момент взрыва на судне работало около 250 человек, 22 человека были убиты, многих тяжело ранило. Танкер «Торсол», принадлежавший греческому судовладельцу, был зарегистрирован под либерийским флагом.
Нередко причиной пожара бывает столкновение судов. В июне 1973 года в нью-йоркской гавани столкнулись контейнеровоз «Си Вич» и стоявший на якоре супертанкер «Эссо Браслс». Столкновение вызвало взрыв сразу в трех из одиннадцати грузовых танков танкера. Нефть, разлившаяся по поверхности воды, в момент аварии загорелась. Огонь охватил оба судна. Пожар на танкере удалось потушить через сутки. Контейнеровоз, на борту которого было 800 большегрузных контейнеров, горел восемь суток. Одолеть огонь смогли только на девятый день.
Сенсационным было сообщение о пропаже без вести крупного (10250 брутто регистровых тонн) либерийского танкера «Сан Николас». Танкер следовал из бразильского порта Ресифи в Новый Орлеан на берегу Мексиканского залива. Последнее сообщение с борта танкера получили, когда он был в 335 милях от Нового Орлеана. После того, как связь прекратилась, спасательные корабли береговой охраны и самолеты военно-воздушных сил США начали поиск. Обнаружили двух уцелевших членов экипажа. Они рассказали, что судно разломилось на две части и быстро затонуло.
Очень серьезной угрозой становятся столкновения судов. Они происходят все чаще и чаще. Особенно в проливах и на подходах к портам.
Увеличение скорости и тоннажа судов повышает опасность столкновения. Супертанкер в 200 тысяч тонн, движущийся со скоростью 17 узлов, после команды «стоп машина» по инерции проходит еще не менее четырех километров.
Вернемся к данным Ливерпульской ассоциации страховщиков. За 1971 и 1972 годы потери танкерного тоннажа достигли рекордного уровня – свыше 750 тысяч брутто регистровых тонн. (В цифру потерь включены только наиболее крупные танкеры, тоннажем от 5 тысяч брутто регистровых тонн и выше.) Некоторые танкеры сразу затонули. Другие получали настолько большие повреждения, что судовладельцы сочли ремонт невыгодным. Эти танкеры были проданы как металлолом.
А вот если произошла трагедия не с танкером, а вашим личным автомобилем, то слова суброгация и рецензия на суброгацию возможно смягчат неприятность. Подготовьтесь заранее и сходите по ссылке.