В определение «народность по-русски» граф Уваров в 19 веке включал такие понятия, как самодержавие и православие. Он считал, что российский народ чрезвычайно религиозен и самоотверженно предан царю-батюшке. Если второе утверждение достаточно спорное, то с первым не согласиться трудно. Недаром Русь славилась своими церквями, храмами, соборами, и ни один населённый пункт, даже небольшие деревеньки, не обходился без дома божьего.
Статус господней обители
В одном из красивейших мест Москвы, у подножья знаменитых Воробьёвых гор стоит древний Андреевский монастырь (для мужской братии). Он относится к старейшим культовым православным сооружениям Руси, ведь основана обитель не позднее 13 века, то есть спустя 3 столетия после принятия русичами христианства. Нынешний статус заведения – ставропигальный. Он присваивается сооружению или обители в том случае, если крест над ним воздвигали высшие духовные чины. А это очень почётно и означает, что Андреевский монастырь и ему подобные входит в подчинение не местным епархиям, а непосредственно самому патриарху и высочайшему синоду.
Возникновение монастыря
Согласно устным преданиям, в московских Пленницах примерно в 13 веке была организована Преображенская пустынь, из которой впоследствии и вырос Андреевский монастырь. Пустынями традиционно называли поселения монахов, удалённые от большого скопления людей. Такие скиты или общины были не редкостью на Руси. По мере закрепления христианства как главной религии, количество их постоянно увеличивалось. Андреевский монастырь начинает упоминаться в летописях в 16 веке, когда «пустынь» стала многочисленной, и на её территории «милостивый муж», как называли его современники за меценацтво, добрые дела, благотворительность и примерную нравственность, Фёдор Михайлович Ртищев основал храм. Главным покровителем заведения избран был святой мученик Андрей Стратилат – прославленный воин, жестоко пострадавший за веру. Ртищев не случайно посчитал, что именно на этом месте должна обрести Москва Андреевский монастырь. Ведь в 1591 году отсюда позорно бежал со своим войском крымско-татарский хан Кызы-Гирей. Православный люд тогда посчитал, что причастен к этому чуду никто иной, как Стратилат, которому усиленно они молились.
Время перемен
Андреевский монастырь на Воробьевых горах стал действовать в 1648 году. Он стал первым пристанищем «Учительного братства» — духовно-образовательного центра, в котором собирались самые грамотные монахи того времени для изучения имеющейся духовной литературы, перевода книг с греческого языка, создания текстов религиозно-просветительского характера. Или, как сами говорили служители, ради «книжного учения». По сути, обитель была первой Московской академией. Царь-демократ Пётр приказал при монастыре открыть заведение, в котором воспитывали и обучали детей-беспризорников, подкидышей, сирот. Стране нужны были образованные люди, а их происхождение Петра волновало не слишком. К сожалению, приют просуществовал только 8 лет. При дальнейших русских правителях храм несколько утрачивает своё высокое значение. Так Екатерина Вторая попросту превратила его в Дом призрения, т.е. богадельню. Затем территория монастыря отдаётся под кладбище родовитым москвичам и монахам других московских обителей. Шереметьевы, Плещеевы и другие знаменитейшие представители русского дворянства нашли тут свой последний приют. Правда, большая часть некрополя (а захоронения здесь велись с 13 по 19 века) была уничтожена в первые 20 лет советской власти.
На изломе эпох
Начало 19 века для Андреевского монастыря ознаменовалось тем, что на его подворье выстроили новые жилые помещения – для открывшейся в 1806 году богадельни. Учредило её купечество Москвы как благотворительное заведение. А вот первая четверть века 20 стала периодом великих испытаний. При власти большевиков храм действовать перестал вообще: его закрыли. Постепенно корпуса и другие постройки разбирались, рушились, и подножье Воробьёвых круч тут имело вид неприглядный. Возрождение монастыря происходит только в 1991 году, когда здесь учреждается Патриаршее подворье, отстраиваются и открываются храмы Христова Воскресенья, апостола Иоанна Богослова и Михаила-архангела. Вновь работает Андреевская церковь. В монастыре располагают Синодальную библиотеку. И уже собственно в 2013 году тут начинает действовать Андреевский мужской ставропигиальный монастырь.
Места веры
Православных обителей в столице государства Российского большое количество. Если начинать перечислять все монастыри в Москве, адреса их займут не одну печатную страницу. Потому остановимся на некоторых. Это старинная женская обитель на Рождественке (Богородицкий ставропигиальный монастырь). Второй по древности в Москве Богоявленский монастырь (стоит в Богоявленском переулке, отсюда и название). Основатель его – сын Александра Невского, Даниил. На Большой Ордынке был некогда открыт Марфо-Мариинский монастырь. Второе название его – Обитель Милосердия и Любви.