Ангел Габриэль: характеристика, место в небесной иерархии и основные упоминания в сакральных текстах

Ангел – это сверхъестественное существо, выполняющее роль посредника между Богом и его творением, человеком. Согласно вероучениям монотеистических религий, ангелы созданы самим Богом для выполнения роли «вестников». Бог незрим и неощутим для человека, поэтому для донесения своей воли он создал ангелов, ибо они объемлют в себе и иномирную трансцендентность Бога, и тварную сущность человека.

Упоминания об ангелах можно найти в сакральных текстах иудеев, христиан, мусульман и зороастрийцев. Наиболее полно и основательно ангелы рассмотрены в христианской традиции: сведения о них есть в Евангелии, Откровении и Послании апостола Павла. Ангел Габриэль – один из наиболее часто упоминаемых в Евангелии, он, по существу, является олицетворением «Благовестия».

Происхождение ангелов и их природа

Точное время творения Богом ангельских сил в Откровении не указано. Можно лишь предположить, что они были явлены ранее всего вещественного мира и ранее человека. Ведь некоторые ангелы, в частности Люцифер, отпали от Бога именно по причине ревности к его новому творению. Они негодовали: как Бог может любить творения из глины и грязи более, чем совершенных, огненных ангелов.

Ангелы бесплотны, а посему избавлены от человеческих потребностей, им не нужна ни пища, ни воздух, ни репродуктивная функция, а жизнь в них поддерживает божественная благодать. Также они не находятся в конкретном пространстве и времени и могут молниеносно менять своё местоположение.

Ангельская природа идеальна, совершенна, ибо они созданы по образу Божию, однако по воле божьей они, так же как и люди, наделены разумом и свободой воли, что позволило, в своё время, некоторым ангелам склониться на путь зла.

Таким образом, ангелы были частью глобального Божественного плана. Они – идеальная, духовная сущность, созданный затем мир вещей – чувственное начало, а совокупность этих духовного и чувственного начал – человек.

Небесная ангельская иерархия

Самая развернутая небесная иерархия была предложена Псевдо Дионисием Ареопагитом, в ней он указывает 9 ангельских чинов. Несмотря на то что ангельская иерархия являет собой единство, в ней существует три ангельских степени: градация их связана с разными уровнями приближённости к Господней благодати.

Низшие степени получают божественную благодать и просветление через высших. Наивысшими, и таким образом, ближайшими к Богу являются Серафимы, Херувимы и Престолы. Именно они принимают Бога в чистом виде и способны созерцать его без посредников.

Средняя степень – Господства, Силы и Власти. Они выполняют своего рода административные функции. Господства управляют всеми прочими ангельскими чинами, Силы занимаются помощью людям и творят чудеса, а Власти укрощают дьявольские силы.

Низшая ангельская степень – Начала, Архангелы и Ангелы. Начала, в основном, выполняют управленческие функции, Архангелы – благовестники, несущие людям истины Откровения (к архангельскому чину относится ангел Габриэль), Ангелы – наставники рода человеческого, подвигающие людей на добродетельные поступки.

Сам Ареопагит впоследствии заявлял, что такая классификация условна и не может сполна отразить всю картину, ибо это известно лишь Богу. Риторическим вопросом является также и точное количество ангелов, достаточно лишь вспомнить Оккамовскую сентенцию «сколько ангелов танцует на конце одной иглы».

Ангел Габриэль: кто это и какова его ангельская миссия?

В книгах библейского канона упомянуты лишь 2 архангельских имени: Михаил и Габриэль. Помимо них, в неканонической литературе указаны еще 5 Архангелов, приближённых к божественному престолу.

Все Архангелы выполняют конкретные функции:

  • прославление бога;
  • война против сил зла и их предводителя Люцифера (такую миссию возглавляет Михаил);
  • охранительная функция;
  • посредническая функция.

Ангел Габриэль выполняет основную, фундаментальную функцию – он главный вестник Бога, на что и указывает значение его имени: «Бог — моя сила». В христианской традиции он, вместе с Рафаилом и Михаилом, находится в лике святых.

Именно Габриэль был послан Богом к пророку Даниилу для того, чтобы истолковать его сон, дать ему информацию об окончании еврейского пленения. Также он был послан Захарии с вестью о том, что Елисавета, его жена, родит ему сына, которого будут называть Иоанном Крестителем. Когда же Захария, будучи в преклонных годах, не поверил ангелу, Габриэль наказал его, нарекши, что не произнесут уста Захарии ни слова до тех пор, пока послание ангела не сбудется.

Самый известный библейский сюжет, связанный с Габриэлем, – Благовещение Деве Марии, о том, что благословенна она средь жен и носит в чреве своём дитя Господа. Это сюжет – излюбленная тема европейской живописи и иконографии. На большинстве композиций мы можем видеть ангела с лилией либо скипетром в левой руке и с поднятой правой рукой, символизирующей жест благословения, Мария изображена смиренной, внемлющей благой вести.

Центральной фигурой таких композиций является Ангел Габриэль. Фото таких композиций (не все из картин и икон-подлинников находятся в широком доступе) свидетельствуют об акцентировании важности именно на фигуре ангела, яркого, окрылённого и величественного. Но такая ситуация характерна лишь для раннеевропейского творчества: после 14-го века акцент важности сместился на образ Девы Марии, Габриэль же, в свою очередь, начал изображаться смиренным, иногда даже коленопреклонённым.

Молитвы ангелам

Молитвы, выражающие просьбу к какому-либо Архангелу, дифференцируются в зависимости от функциональных архангельских особенностей, к примеру:

  • К Архангелу Михаилу обращаются с просьбой победить свои низменные страсти.
  • Молитва ангелу Габриэлю напрямую связана с его провозвестническими функциями, к нему обращаются, дабы узнать свой смертный час. Причем стоит помнить, что ни один из ангелов не владеет глобальной информацией, например, датой второго Пришествия Христа и т. п., таким ведает лишь Бог.
  • Архангел Рафаил может исполнить просьбы об исцелении моральном и физическом.
  • Святой же Архангел Уриил – просветитель, он может поведать просящему решение насущной проблемы.

В заключение следует отметить, что церковными канонами не воспрещено молиться ангелам и почитать их, тем не менее, ангелы — это просто подобие Бога, продукт его творчества, стало быть, они не могут быть объектом поклонения, равным Ему. 35-м правилом Лаодикийского Собора было постановлено, что поклонение ангелам – проявление ереси. Существует отдельный праздник, посвященный 7-ми Архангелам, служителям Священной Троицы, отмечаемый 8 ноября. Дата крайне символична: ноябрь – 9-й месяц, как аналогия 9-ти чинов ангельских. Чествование же отдельно Архангела Габриэля приходится на 8 апреля, то есть на второй день после празднования Благовещения.

Оцените статью
Добавить комментарий