На высоком берегу Днепра сияют золотые купола Киево-Печерской Лавры. Почти тысячу лет разносится над водой звон её колоколов, обращая к вечности людские помыслы и наполняя души теплом Божьей Благодати. Эта древняя обитель стала памятником её создателю, имя которого — преподобный Антоний Печерский. В начале XI века привёл его Господь в эти места, благословив на иноческое житие и основание одной из главных твердынь русского православия.
Путь к принятию монашества
О том, где провёл свои ранние годы Антоний Печерский, житие его упоминает лишь очень кратко. Известно, что появился на свет будущий подвижник в 983 году в Любече — небольшом посёлке неподалёку от Чернигова, а при святом крещении был наречён Антипой. Вот, пожалуй, и всё, что известно о его детстве. История не сохранила даже имён родителей, подаривших миру одного из самых ярких столпов православной церкви.
С ранних лет, почувствовав в себе необоримое желание послужить Богу, он отправился пешком в далёкую Палестину, чтобы своими глазами увидеть места, где прошли годы земного служения Иисуса Христа. Исполнив это своё намерение, на обратном пути Антипа побывал ещё в одном духовном центре христианства — на святом Афоне. Здесь он не только вознёс молитвы перед чудотворными образами, хранившимися в древних храмах, но и, по благословению афонских старцев, принял монашеский постриг с именем Антоний.
Возвращение на родину
Житие Антония Печерского во дни святого князя Владимира — Крестителя Руси — проходило главным образом среди афонских монахов. В течение нескольких лет пожил он в стенах обители, укрепляясь в вере и постигая Божественное учение под руководством мудрых наставников. Но Господу было угодно, чтобы, преуспев в науках, вернулся Антоний на родину, принеся на днепровские берега свет Христовой истины. Эту Свою волю изъявил Он игумену Афонского монастыря, а тот, благословив инока, отправил его в обратный путь в пределы новопосвящённых русских земель, для насаждения и там монашества. Так закончил период своих странствий святой Антоний Печерский.
Житие его повествует о том, как в 1028 году, вернувшись в Киев, для подвигов аскетической жизни он избирает пещеру, выкопанную на Берестовой горе пресвитером Илларионом, будущим Киевским митрополитом. На берегах Днепра в те годы уже было несколько монастырей, построенных греками, но жизнь ни в одном из них не отвечала тем высоким духовным требованиям, которые предъявляла душа Антония. Уединившись в пещере, он предавался посту и молитвам, довольствуясь через день лишь чёрствым хлебом и глотком воды.
На Руси издревле почитались подвижники, отрешившиеся от земных благ ради служения Богу, поэтому слава об аскетической жизни отшельника, подвязавшегося на Берестовой горе, быстро облетела не только Киев, но и многие другие города. Сотни людей, стремящихся получить наставление, благословение, или мудрый совет в тяжёлой жизненной ситуации, стали приходить к его пещере, и никому не отказывал преподобный Антоний Печерский.
Приход многочисленной братии
Вскоре появились и те, кто желал поселиться с ним и вместе исполнять подвиг монашеского служения. Первым с такой просьбой обратился иерей по имени Никон. Вслед за ним пришёл из Курска будущий святой сподвижник Антония — преподобный Феодосий. Он также с юных лет возгорелся любовью ко Господу и увидел своё предназначение в служении Ему всей своей жизнью.
Антоний и Феодосий Печерские, а с ними и иерей Никон, стали первыми насельниками будущей обители. Именно с них началась знаменитая на весь мир Лавра. Житие преподобного Антония Печерского рассказывает, что когда к ним присоединилось ещё около десятка последователей, то он покинул уже обжитую пещеру и, удалившись на соседнюю гору, выкопал новую, где и поселился в уединении. Но повторилось всё, что было прежде — возле него вновь стали селиться иноки. Так было положено начало Ближним и Дальним пещерам Лавры, которые можно увидеть и в наши дни.
Слава о великом подвижнике
Оставшийся на прежнем месте преподобный Феодосий вскоре был избран настоятелем обители, жизнь в которой он организовал в соответствии с уставом цареградского Студийского монастыря. Это были строгие правила, предусматривавшие общность всего имущества, и жизнь, проводимую в непрестанных молитвах и трудах. Каждый инок нёс послушание, назначенное ему игуменом, решавшим, что именно ему по силам. Непременным условием жизни в монастыре были ежедневные исповеди, на которых насельники открывали свои души и поверяли наставнику самые сокровенные мысли.
Когда к власти в Киеве пришёл князь Изяслав — внук крестителя Руси святого князя Владимира, слава преподобного Антония уже разнеслась по всей земле русской. Ещё более укрепилась она, когда Изяслав со всей своей дружиной пришёл к пещерам просить у него благословения себе и своему воинству. Житие преподобных Антония и Феодосия Печерских сообщает о том, что после этого значительно увеличилось число желающих принять монашество. Большинство этих христолюбцев было пострижено на Берестовой горе и стало достойным продолжением начатого ими дела.
Конфликт с князем Изяславом
Но не только радость духовного общения несли инокам приходящие к ним миряне. Были результатом их приходов и скорби, неотъемлемые от нашей земной жизни. Краткое житие Антония Печерского приводит такой печальный пример. Однажды явились к нему двое киевлян — сын знатного боярина по имени Варлаам и княжий евнух Ефрем. Оба они пожелали стать иноками и вскоре были пострижены. Однако такое богоугодное дело имело самые неожиданные и прискорбные последствия для всей братии.
Когда отец Варлаама узнал о пострижении сына, то, не испытывая ни малейшего сочувствия к его поступку, явился к пещерам со своей многочисленной челядью. Растолкав братию самым неподобающим образом, он силой увёз домой отрока, посмевшего предпринять столь важный в жизни шаг без его, отцовского благословения. Антоний и Феодосий Печерские с горечью переживали случившееся. Но какова была их скорбь, когда сам великий князь Изяслав исполнился гневом, узнав о пострижении своего любимого евнуха!
Вынужденный уход из пещер
Киевский властитель в пылу гнева угрожал схватить и заточить в темницу преподобных иноков, если те не убедят Варлаама и Ефрема отречься от своего монашества и продолжить прежнюю мирскую жизнь. Изяслав грозился также разогнать всю братию монастыря, а сами пещеры зарыть. Нет сомнения, что на столь яростный гнев князь был побуждаем самим «врагом рода человеческого».
Антоний Печерский, житие свое строивший исключительно на исполнении Божьих заповедей и не преклонявший главы перед земными владыками, вынужден был покинуть пещеры и вместе с преподобным Феодосием и всей братией отправиться на поиски нового места для житья. Только заступничество княжны послужило смягчению сердца владыки и дало возможность монахам вернуться на прежнее место.
Постройка первого здания будущей Лавры
Однако преподобный не держал в своём сердце зла на тех, кто причинил ему страдания. Видя в том лишь происки лукавого, он ещё шире открывал своё сердце для всех чад Божиих. И Господь не оставил его. Вскоре собрались в пещерах все, кто покинул их, ища спасение от княжеского гнева. Возобновилась прерванная столь досадным обстоятельством благочестивая монашеская жизнь.
Когда численность братии изрядно увеличилась, то на горе была построена деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы — первое здание будущей Лавры. В этот период появляются свидетельства о чудотворениях, которые совершал Антоний Печерский. Житие святого наполнено примерами того, как он исцелял приходивших к нему недужных и предсказывал многие события будущего, скрытые от взоров простых людей. Этот дар Божий ставит его в один ряд с великими святыми, подвязавшимися некогда в знойных пустынях Египта. Каждый, кто внимательно прочитает житие преподобного Антония Печерского, без сомнения, согласится с этим утверждением.
Уход в Чернигов
Прошли годы, и вновь попустил Господь проникнуть скорбям в чистое сердце Антония. Снова лукавый избрал своим орудием киевского князя Изяслава. На этот раз он помрачил его разум клеветой, состоящей в том, что якобы Антоний был душевно расположен к его врагу Всеславу Борисовичу — полоцкому князю из рода Рюриковичей, и поддерживал его, когда тот устроил смуту в Киеве. Это обвинение носило политический характер и могло иметь самые тяжёлые последствия.
Помощь неожиданно пришла из Чернигова, где правил в те годы родной брат Изяслава — князь Святослав. Узнав о случившемся, он тайно вывез Антония в свои владения, где тот смог в безопасности продолжить монашеское служение. Для уединённой затворнической жизни им была вырыта пещера в Болдиных горах, также положившая начало созданному там впоследствии монастырю святой Богородицы, о чём сообщает нам житие преподобного Антония Печерского, краткое содержание которого легло в основу данной статьи.
Итог святой жизни
В последние годы своей жизни святой подвижник, за недостатком сил, устранился от управления созданной им обители. Все своё время он посвящал теперь молитве и подготовке к тому великому моменту, когда ему будет суждено предстать перед престолом Всевышнего. Свой земной путь он окончил 7 мая 1073 года. Его мощи по сей день не обретены и, по церковному выражению, «остаются под спудом».
Киево-Печерская Лавра, ставшая главным делом его жизни, явилась образцом для других монастырей, построенных на православной Руси. Она дала миру многих выдающихся деятелей церкви, среди которых были вошедшие в историю архиепископы, проповедники и писатели. Для них и для всех, в чьих сердцах жила Христова истина, учебником служения Богу всегда было многократно изданное житие Антония Печерского. Краткое содержание его лишь в малой степени может дать представление обо всём многообразии свершённых им духовных подвигов.