О духовном смысле празднования памяти апостолов Петра и Павла, о том, почему эти столь разные люди, столь по-разному ставшие учениками и последователями Христа, чтятся вместе и какие их личные качества должны стать для нас примером, рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
Дорогие друзья, за плечами у нас остался Апостольский, или Петров, пост, который, милостию Божией, сохраняется только в тех Поместных Православных Церквах, что верны, словно солнцу, церковному юлианскому календарю. И мы с вами, действительно, наслаждаемся этим великим временем, вспоминая ту самую причину, ради которой в глубокой древности был введен этот пост в преддверии праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла. А какова причина установления этого поста?
В книге Деяний апостольских мы обнаруживаем, что 12 избранных учеников Спасителя пребывали в посте и молитве, прежде чем возложить руки на своих сотрудников, которых Дух Святой должен был отделить для благовестнических путешествий. К числу таковых соратников великих апостолов принадлежали святые Варнава, Сила, Марк – всё это ученики первоверховного апостола Павла. Стало быть, и для нас пост очень полезен, потому что, несколько утесняя тело и ограничивая его потребности, давая свободу духу, мы обретаем возможность и молиться со вниманием, сердечно, и вместе с тем выражать нашу мысль, слово простое, ясное, прекрасное, которое необходимо каждому из нас для служения ближним в духе любви и истины.
Но вот завершился этот малый летний пост, и мы взираем духовными очами на двух во Христе братьев – святых Петра и Павла, которые, по преданию, скончались в 60-х годах после Рождества Христова в «Вечном городе» – в Риме, приняв смерть мученическую. Они и поныне являются своего рода «часовыми любви», молитвами которых держится самая вселенная, так что, в соответствии с древними стихами Псалтири, «во всю землю изыде вещание» святых Петра и Павла «и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18: 5).
Вспомним Петра, который, превосходя других апостолов возрастом и жизненным опытом, отличался особой горячностью, стремительностью. Когда ученики занимались рыбной ловлей и на берегу показалась фигура Незнакомца, а девственный Иоанн Богослов узрел в Нем Господа, Петр, нимало не раздумывая, бросается с корабля, чтобы как можно скорее достичь берега и припасть к стопам возлюбленного Учителя, от Которого по малодушию отрекся, но Который восстанавливает его, а в награду дает горячие слезы о собственном недостоинстве. И дай Бог, чтобы нам заимствовать у апостола Петра эту живость и стремительность духа, горячность в покаянии, в свершении дел милосердия. Потому что нынешние христиане часто бывают теплохладными, замедленными, расслабленными – им не хватает той духовной бодрости, того радования о Христе, которое слышится в словах Симона Петра, выставившегося из ряда прочих апостолов: он в ответ на вопрос Спасителя: «А вы за кого почитаете Меня?» – от имени всех прочих сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго». Это Петрово исповедание, соделавшее его каменным – крепким, как камень, – и благодаря которому Петр получил, как и прочие апостолы, благодатные ключи священства, это исповедание живет в Церкви, живет в наших устах и сердцах всякий раз, когда мы в тайне души обращаемся к Спасителю и призываем Его всесвятое имя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…» – и затем добавляем молитву мытаря: – «…милостив буди ми грешному!», «…помилуй мя грешнаго!»
Соответственно, если кто-то из нас чувствует это пленение лености, замедленности действий, нежелание взнуздать как следует собственное тело, то хотелось бы, чтобы искорка – «гори, гори ясно, только не погасни!» – благодати Святого Духа всегда оживляла наши начинания, освящала наши помыслы, содействовала добрым предпринимаемым нами делам. Необходимо спрятать в сердце исповедание Петрово – пусть оно сияет там, как жемчужина, а мы, привлекаемые лучами этого духовного света, на всякое время и во всяком месте будем призывать Спасителя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». И эта молитва станет для нас или посохом, или сосудом с холодной водою, или небесным хлебом, который укрепляет наши душевные и телесные силы. Эта молитва для боголюбца бывает и воздухом, и светом, и отдыхом, и одеждой, и щитом, и мечом, в чем убеждает нас сам святой Петр, который мученически пострадал за Господа, почел за счастье пролить за Него кровь и поныне своими молитвами обымает всю вселенную.
Но не забудем и первоверховного апостола Павла. Вы помните этого ученика Христова, обращенного к последованию Иисусу не человеком, не Писанием, но Божественным откровением, когда на пути в Дамаск он пал ниц, ослепленный небесным светом,
и познал, что трудно ему, Савлу, идти против рожна – острия, что много он повинен пред Иисусом, Которого гнал, терзая первенствующую Церковь, мучая братий и сестер, предавая мучениям последователей Господа. И он крестился и укрепился, приняв дар Святого Духа.
Наследник исключительных духовных дарований, восхищенный даже до третьего неба, умевший говорить на иных языках, обладатель дара пророчества и истолкования пророчеств, устроитель Церкви, знаток падшего человеческого сердца, Павел, однако, не превозносился, подобно нам, не страдал самонадеянностью, предательским чувством собственной исключительности, но всегда, везде и всюду смирялся пред Господом своим в прах и пыль и оставил нам в наследство исповедание, о котором не дай Бог кому-то из нас забыть хотя бы на полдня: «Верно и всякого приятия достойно слово, что Господь пришел в мир грешных спасти, от них же первый есмь аз». Вот оно, нравственное исповедание апостола Павла, которое малого делает великим, слабого сильным, трусливого храбрым, нечистого целомудренным, склонного к унынию и печали исполненным жизни горней, радостной энергии.
Почему так важно для апостолов исповедовать себя последним в отношении прочих людей? Почему так важно ставить себя сзади, а не пробиваться вперед? Почему смирение имеет такие благодетельные последствия для бессмертного человеческого духа? Только потому, что гордецам, людям самопревозносящимся, склонным к осуждению, презорству, то есть пренебрежению людьми, Бог противится. Самовлюбленные нарциссы, мнящие о себе высоко, постоянно падают в яму, которую они критическим суждением о людях вырывают сами себе. И напротив – смиренным и скромным, умеющим не думать о себе высоко людям, которые уступают место сильнейшим и превосходящим их во всех отношениях – таким ученикам Христовым содействует благодать.
Апостол Павел учит нас, что мы, христиане, не должны мыслить себя отстоящими от своих братий и сестер. Чего в нем нет, так это гнилого индивидуализма и самости, как бы мы сегодня сказали. Внимательно перечитывая послания апостола Павла, а ведь у нас их целых 14, вы найдете дивные откровения о нашем единстве, союзе со Христом и во Христе. Покуда человек исповедует эгоистическую философию, почитая себя одиноким страдальцем или непризнанным, неузнанным гением в этом мире, он противопоставляет себя ближним – и таковой обречен на страдания. Но едва лишь только мы ощутим себя членами одной семьи, едва лишь только будем думать о себе как о листике, который прикреплен к общей веточке, так что все мы составляем крону дерева – я имею в виду матерь-Церковь, лозу Христа, к которой мы привиты в таинстве Крещения, – едва лишь только в нас проснется и оживет чувство подлинного братства, единства в Господе, как наша жизнь начнет, дорогие друзья, меняться к лучшему, и свидетель этому – святой апостол Павел. Он не жил собственными интересами, в нем не было ни корысти, ни низких видов, но он созерцал все человечество в лице избранных Божиих, тех, кто пожелал принять Крещение и войти в лоно матери-Церкви, созерцал как дружную семью, в которой всё должно быть устраиваемо на основе взаимной любви и братства. Вот почему апостол Павел, как будто обращаясь к гордому XXI веку, учит нас не превозноситься над ближним, но последовать смиренным, не думать о себе высоко, но исповедовать себя последним грешником пред лицем Господа.
И если соединить эти две добродетели, о которых мы сегодня рассуждаем применительно к апостолам Петру и Павлу, – смирение Павлово и Петрову горячую веру в Иисуса Христа Богочеловека, если прибавить к скромности и самоукорению апостола Павла еще и Петрово радостное стремление служить Господу, приближаться к Нему, держаться за края ризы Его, как говорил апостол Петр: «Господи, куда мы пойдем от Тебя? Ты имеешь глаголы живота вечного», то смирение, молитва и любовь, соединенные в нашей душе, соделают нас счастливыми, мирными, спокойными, уравновешенными, трезвомыслящими, имеющими сочувствие, сострадание, сопереживание людьми, которые носят в себе Христа.
День святых апостолов Петра и Павла завершает собою, как мы помним, летний – Апостольский – пост. И дай Бог, чтобы сегодня, удостоившись причащения Святых Христовых Таин, как учит нас апостол Павел, испытав собственную совесть, приступая к единой Чаше с благоговением, мы унесли из храма благодать Духа Святого, ту благодать, которую и поныне носят в себе святые первоверховные апостолы, ту благодать, которую они свидетельствуют в своих писаниях, ту благодать, которая является истинным сокровищем и достоянием каждого православного христианина. Пусть она живой водой распространяется чрез нас, чрез наши уста и дела и напояет собою всех наших сродников, ближних и дальних. А мы, православные христиане, исповедуя себя последними грешниками, будем благоухать, по слову апостола Павла, ароматами радости, мира и любви, свидетельствуя тем самым о великой победе, одержанной Господом чрез попрание диавола и Воскресение из мертвых.
12 июля 2016 г.
Православие.ru