Ветреным ноябрьским днём 1920 года от причала Севастополя отошёл комендантский пароход «Херсонес», увозя в эмиграцию тех, кто ещё вчера с оружием в руках пытался противостоять надвигающемуся хаосу. Среди офицеров, столпившихся на палубе, и провожавших взглядами исчезающий вдали берег, был высокий сорокалетний человек в монашеском облачении – епископ Серафим (Соболев).
- Детство и годы учёбы будущего подвижника
- Начало активной религиозной деятельности
- Работа в бунтарской семинарии
- Вынужденная эмиграция
- На чужом берегу
- Среди братьев по вере
- Политические и философские взгляды владыки Серафима
- Заявления, шокировавшие публику
- Смелая инициатива
- Возвращение на родину
- Кончина праведника и попытки его прославления
- Подготовка канонизации и её завершающий этап
Детство и годы учёбы будущего подвижника
Родился будущий святитель Серафим (Соболев) 13 декабря 1881 года в Рязани. Во святом крещении его нарекли Николаем. Получив предварительно домашнее образование, в 1894 году тринадцатилетний Коля был зачислен в Рязанское духовное училище. Так как на вступительных испытаниях он по своим знаниям превосходил сверстников, то инспектор счёл возможным зачислить Николая сразу во второй класс.
Молодому человеку, одарённому от природы пытливым умом и усидчивостью, не составляло труда на протяжении шести лет, проведённых в училище, быть в числе лучших учеников и по окончании учёбы в 1904 году поступить в Санкт-Петербургскую духовную академию. Здесь, глубоко осознав, что единственным предназначенным ему путём в жизни является служение Богу, молодой студент изъявил желание навсегда порвать с суетным миром и стать монахом. В конце января 1908 года, уже на последнем курсе академии, он принял иноческий постриг с именем Серафим, в честь угодника Божьего преподобного Серафима Саровского, на которого во всём стремился походить, а через месяц был рукоположен в священнический сан.
Начало активной религиозной деятельности
В сентябре того же года иеромонаху Серафиму предстояла защита диссертации. Её темой он избрал учение о смирении в изложении святых отцов V-XV веков, на основе трудов которых был составлен сборник, получивший название «Добротолюбие». Учёный совет академии, ознакомившись с работой выпускника, единодушно одобрил её, а председатель комиссии профессор Ф. Ф. Бронзов счёл необходимым внести в аттестационные документы запись о том, что уровень данной работы выходит за рамки кандидатской диссертации.
Перед молодым богословом открылась перспектива скорой и успешной карьеры. Сразу по получении диплома иеромонах Серафим (Соболев) направляется на педагогическую работу в Житомир, а затем в Калугу, где исполняет должность смотрителя духовного училища. Теперь каждый год становится для него ступенью служебной лестницы. В 1911 году он — инспектор семинарии в Костроме, а в 1912 году – ректор Воронежской семинарии. Соответственно, повышается и его духовный сан. В Воронеже он становится архимандритом. Параллельно с преподавательской деятельностью отец Серафим (Соболев) исполняет обязанности редактора местной газеты «Епархиальные ведомости».
Работа в бунтарской семинарии
Должность ректора он занимает вплоть до 1918 года, но уже в самом начале деятельности сталкивается с первыми знамениями будущей катастрофы. Общеизвестно, что одной из движущих сил на пути свержения существовавшего тогда в России монархического строя было студенчество.
Это и неудивительно. Молодые, легко поддающиеся новым, подчас внешне эффектным и привлекательным социальным идеям, студенты часто становились игрушкой в руках политических авантюристов. Как ни странно, но это в равной степени относилось не только к учащимся советских вузов, но и к студентам духовных учебных заведений, принимавших активное участие в политических стачках и манифестациях.
Учащиеся Воронежской семинарии, ректором которой был архимандрит Серафим (Соболев), не стали исключением. Более того, ещё до его назначения на эту должность учебное заведение «прославилось» на всю Россию тем, что его студенты совершили попытку покушения на предыдущего ректора и инспектора. Сохранилось письмо отцу Серафиму от одного из его коллег, в котором тот, сочувствуя вновь назначенному ректору, называет эту семинарию «наибезнадёжнейшей» и «бунтарской».
Вынужденная эмиграция
После октябрьского переворота и с началом Гражданской войны, архимандрит Серафим, сложив с себя ректорские обязанности и прервав сотрудничество с редакцией «Епархиальных ведомостей», отправляется на юг России. Там он поступает в распоряжение структуры церковной власти, сформированной состоявшимся в 1919 году в Ставрополе церковным собором. Её создание было вызвано тем, что значительные территории юга страны оказались отрезанными от высшего церковного руководства фронтами Гражданской войны.
В октябре 1920 года в Симферополе, под грохот орудий наступающей Красной армии архимандрит святитель Серафим (Соболев) был возведён в епископский сан. Это была его последняя хиротония на родной земле. 14 сентября он отплыл в Константинополь. Позади остались сорок лет жизни, проведённой в России, впереди ждали годы эмиграции.
На чужом берегу
В тот период Константинополь стал прибежищем многих, кто, спасаясь от бессмысленной и беспощадной ярости опьянённых победой большевиков, покинул Россию. Оказавшись в чужой стране, без связей, без знания языка, а часто и без денег, люди нуждались в горячем и искреннем слове пастыря, способном утешить и придать силы тем, кого они оставили. Таким духовным лидером среди них и стал св. Серафим (Соболев), сам оказавшийся в не менее тяжёлом положении.
Нахлынувшая в 1920 году на Константинополь волна русской эмиграции уже к следующему году стала постепенно растекаться по всему миру. Вместе со своими соотечественниками берега Босфора покинул и епископ Серафим. Свой путь он держал в Болгарию, где, несмотря на длительный период турецкого ига, исторически сложились давние православные традиции.
Среди братьев по вере
Прибыв весной 1921 года в Софию, он получает вначале назначение епископа Богучарского, а вскоре становится настоятелем бывшего посольского храма и благочинным русских православных приходов. Здесь, в болгарской столице, продолжает он свой подвиг служения Богу, столь же ревностно исполняя возложенные на него послушания, как делал когда-то в России.
В 1935 году будущий святитель Серафим возводится в сан архиепископа. Именно в тридцатые годы начинается его широкая деятельность богослова и публициста. В 1935 году из печати выходят его труды, в которых святитель вступает в богословский диспут с такими признанными авторитетами религиозной философии, как В. Соловьёв, П. Флоренский и С. Булгаков.
Политические и философские взгляды владыки Серафима
В августе 1937 на Всезарубежном Церковном Соборе архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) выступил с непримиримой критикой входившего тогда в моду экуменизма – идеологии всехристианского единства. Ссылаясь на труды отцов церкви, он неоспоримо доказал неприемлемость этого учения для русского православия.
Через два года из печати появилась книга, над которой все последние годы трудился владыка Серафим (Соболев). «Русская идеология» — так он обозначил своё сочинение, поставившее его в первые ряды идеологов православного монархизма. В книге он рассматривал самодержавие, как единственно возможную форму правления в России, осуждал западническую политику Петра I и его дальнейших последователей, а также призвал к возрождению российской монархии.
Заявления, шокировавшие публику
В своих высказываниях владыка Серафим был порой крайне радикален. Например, многих читателей приводила в недоумение его идея о применении смертной казни к лицам, пропагандирующим атеизм и уличённым в кощунстве. Трудно сказать, как автор увязывал подобные взгляды с принципами христианского милосердия и всепрощения.
Круг тем, затрагиваемых архиепископом Серафимом, был весьма широк. В своих газетных публикациях он не обошёл стороной и такой вопрос, как имевшееся, на его взгляд, противоречие Григорианского календаря Церковному Уставу. Полемика, разгоревшаяся вокруг этой статьи, не умолкала ещё длительное время.
Смелая инициатива
Важным событием в жизни владыки Серафима стало его письменное обращение, направленное в апреле 1945 года в СССР, Патриарху Алексию I. В нём он излагал просьбу о принятии его в Московский Патриархат. Учитывая пропасть, разделявшую в те годы религиозных деятелей эмиграции и их братьев во Христе, исполнявших свой пастырский долг в Советском Союзе, можно представить, каких душевных сил ему стоило это решение.
Вопрос такого уровня мог решить только Сталин. В направленной на его имя докладной записке архиепископ Псковский Григорий (Чуков), посетивший незадолго до этого Болгарскую церковь, охарактеризовал владыку Серафима как человека недалёкого, политически безграмотного, хотя и пользующегося любовью прихожан. Едва ли эту характеристику можно в полной мере считать объективной, учитывая, что написана она была для главы тоталитарного государства, и говорилось в ней об эмигранте, то есть, по меркам того времени, предателе родины.
Возвращение на родину
Однако Сталин, изменивший в годы войны политику в отношении церкви, удовлетворил его просьбу. В конце октября 1945 года в юрисдикцию Московского Патриархата были приняты семь болгарских приходов, и тогда же в лоно родной церкви вернулся архиепископ Серафим (Соболев). Но главное событие было ещё впереди – в 1946 году особым правительственным указом ему было предоставлено советское гражданство.
Летом 1948 года, после двадцативосьмилетнего перерыва владыка Серафим вновь вступил на российскую землю. Он был приглашён в Москву для участия в работе конференции, на которой главы автокефальных православных церквей должны были выработать общую позицию в отношении экуменических настроений, появившихся тогда у некоторых архипастырей.
Кончина праведника и попытки его прославления
Архиепископ Серафим отошёл ко Господу 26 февраля 1950 года в Софии, где до самой кончины продолжал пастырское служение. Ещё при жизни о нём шла молва как о старце, наделённом даром прозорливости, а после упокоения по молитвам к нему стали совершаться чудеса. Несмотря на то что верующие неоднократно обращались к высшим церковным властям с просьбами о его канонизации, рассмотрение вопроса долгое время откладывалось. Прославление Серафима (Соболева) Болгарской церковью произошло в 2002 году. Этот акт был признан всеми субъектами Русской православной церкви за рубежом. Однако на родине архиепископ Серафим (Соболев) канонизирован был лишь спустя четырнадцать лет.
Официальная канонизация святого угодника Божьего – длительный и сложный процесс. Недостаточно лишь всеобщего поклонения и непререкаемого авторитета. Необходимы документальные и правдивые доказательства того, что действовал он не сообразно своим личным желаниям и способностям, а был непосредственным исполнителем Воли Божьей. Такими доказательствами, в частности, могут служить свидетельства очевидцев чудес, совершённых усопшим при жизни, или явленных по молитвам к нему после кончины.
Подготовка канонизации и её завершающий этап
Сбором таких свидетельств занялся архимандрит Филипп (Богучаров). Он поместил в интернете соответствующее объявление, и к нему стали поступать сведения о благодатной помощи, которую даровал людям владыка Серафим (Соболев). Чудеса, совершённые им, были детально описаны, задокументированы, а вся информация отправлена в Москву. Это были рассказы людей, которые по молитвам к святителю Серафиму обрели здоровье, нашли своих спутников в жизни и познали счастье материнства. Свидетельств его чудотворений было так много, что пред ними смолкли даже самые ярые скептики.
Хочется привести лишь один рассказ болгарской крестьянки. Эта женщина долгое время считала себя атеисткой и, несмотря на врождённую болезнь сердца, никогда не прибегала к помощи молитвы. Однако со временем состояние её настолько ухудшилось, что по совету своей матери она отправилась на могилу, где покоится святой Серафим (Соболев), и просила его о помощи. Через некоторое время она почувствовала улучшение самочувствия, а вскоре смогла вернуться к обычным домашним делам.
В 2015 году Болгарская православная церковь отмечала шестьдесят пять лет со дня преставления святителя Серафима. На торжествах, проходивших в Софии, демонстрировался фильм болгарских кинематографистов о его жизни и деятельности, а в декабре этого же года было принято решение о передаче вопроса о канонизации архиепископа Серафима на рассмотрение Архиерейского Собора Русской православной церкви, созыв которого намечался через два месяца.
3 февраля 2016 года было принято окончательное решение, на основании которого, в лике святых был прославлен выдающийся религиозный деятель русской эмиграции архиепископ Серафим (Соболев). Икона, написанная к этому торжественному дню, являет нам лик святого, много повидавшего и прочувствовавшего в своей земной жизни, и сумевшего до самой кончины оставаться истинным сыном православной церкви.