Пренебрежение собой – это вовсе не смирение, так мы оскорбляем Бога, будто Он не дал нам способностей и возможностей. Как высказать Богу свое мнение — размышляет архимандрит Андрей (Конанос).
Вот сейчас вы слушаете меня и думаете: «Да-да, всё так, как ты говоришь! Мне очень понравилось, твои слова коснулись моего сердца, и теперь хочется обсудить это с тобой поподробнее».
Если человек себя не ценит – это не смирение
Опять та же ошибка. Ведь я столько времени пытаюсь объяснить вам, что нет смысла разговаривать со мной или еще кем-то, чтобы услышать и без того известные вещи. У вас всё есть. А низкая самооценка (вы сами постоянно об этом говорите), неуважение к самому себе, пренебрежение собой – это не смирение.
Если человек себя не ценит – это не смирение. Смирение – не когда ты не можешь стоять на собственных ногах и постоянно нуждаешься в поддержке. Наоборот, так мы оскорбляем Бога, потому что словно говорим Ему, будто Он не дал нам тех даров, способностей и возможностей, благодаря которым мы можем подвизаться.
Обопрись на палку своей молитвы, на посох своих взаимоотношений с Богом. Надейся на заступничество святых и Пресвятой Богородицы, на молитвы своего духовного отца, на поддержку тех, кто рядом. И такое упование – это не зависимость, не болезненная привязанность, когда мы надеемся исключительно на других людей.
А разве этого хочет от нас Бог? Разве апостол не говорит: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати» (Евр.4:16)? Приступаем с открытым лицом, без покрывала, которым в Ветхом Завете покрывался Моисей, дабы не видеть Бога в Его блистании. Мы же обращаемся прямо к Богу, у нас есть такая возможность – возможность возрастания, созревания и духовного развития.
И сегодня я попытался в беседе с вами затронуть именно этот момент – духовного роста и укрепления в житейских битвах. Помолитесь и вы обо мне, чтобы я смог достичь того, о чем говорю сейчас – чтобы Господь даровал мне на это сил.
А духовная зрелость – это когда человека не интересует, как у других. Он не считает, что должен поступать так или иначе, потому что так или иначе поступает кто-то еще. У него – свой взгляд, он ни перед кем не преклоняется и может где угодно сказать то, что считает нужным, независимо от мнения других на этот счет и их отношения к нему.
Если я молчу, чтобы не навредить своей репутации, – я не свободен. Согласны? А свободный человек… Неужели вам не хочется быть свободными? Соглашаться или не соглашаться, высказывать свою точку зрения – каким бы святым ни был твой собеседник.
Когда мы говорим с Богом, нужно не бояться жаловаться
Один мальчик сказал как-то про священника, который вел у них в школе Закон Божий: «Когда он говорил, мне хотелось не согласиться с ним, но я промолчал».
Это ненормально. Когда мы говорим с Богом, нужно не бояться жаловаться, высказывать свое мнение, несогласие. Не бояться говорить Ему: «Не хочу, не могу, мне трудно!» Необходимо понимать такую возможность – говорить с Ним открыто, чтобы затем сделать собственный, свободный выбор. И не принуждать себя к тем или иным действиям против собственной воли – потому что из-за постоянного принуждения в нашей душе накапливаются токсины, которые отравляют и душу, и тело. Понимаете?
Если с Богом у вас «больные» отношения, то вместо исцеления души и тела будут душевные и телесные болезни. И мы, священники, можем с полным правом говорить об этом, так как постоянно исповедуем и видим людей, которые, несмотря на многие годы близости с Богом, так и не сумели стать зрелыми духовно, а напротив, причинили себе большой вред.
Сейчас вы, наверное, спросите, как найти здесь золотую середину – быть одновременно личностью и смиренным человеком, ни от кого не отделяясь, никого не сторонясь. Как говорил отец Иероним (Эгинский) – «Вместе со всеми, но при этом один». Если человек так может – значит, он стяжал дар рассудительности. Только не ждите, что у вас это получится сразу. Рассудительность быстро не приходит. Она появится, когда пройдут годы, мы постареем, наши волосы побелеют. Да, только тогда мы станем мудрее и благоразумнее в том, что касается таких вещей.
А до того времени будем совершать ошибки, спрашивая, как апостол Петр: «А у него что? А он как?» И Господь будет говорить в ответ: «Что тебе? Почему спрашиваешь? Старайся укрепить свою связь со Мной, старайся любить Меня, видеть Меня, стремиться ко Мне и будь готов отдать Мне свою душу».
Бог забирает нас, когда мы можем быть с Ним наедине
Думаю, Бог и забирает нас именно тогда – когда мы становимся достаточно сильными для того, чтобы выдержать это важнейшее путешествие, путешествие в одиночку. Ведь тогда, как говорится, глаза умоляют, а сделать ничего нельзя – к кому бы ни обратилась душа, выйдя из тела, – хоть к людям, хоть к ангелам. Нас учат, что ангелы помогают нам – они действительно помогают, но в момент смерти душа раскрывает, скажем так, собственные качества, собственную силу – которые успела приобрести.
Думаю, именно тогда забирает нас Бог – когда мы научимся быть с Ним наедине и со смиренным дерзновением молиться Ему: «Отче наш!» Обратите внимание – «Отче наш», хотя самостоятельная молитва подразумевает «Отче мой». Но мы говорим именно наш, потому что, молясь наедине, ощущаем при этом свое единство с другими.
Будем молить Господа отдалить от нас смертный час, чтобы жить еще многая лета, но при этом помолимся и о том, чтобы годы не проходили впустую – в том числе и сегодняшний день. Будем стараться использовать те обстоятельства и события, которые Господь посылает нам для укрепления и роста. В противном случае мы не будем видеть смысла в том, что происходит в нашей жизни с самого утра.
Господь посылает нам уроки, цель которых – сделать нашу душу сильнее. Урок терпения – а ты его не усвоил сегодня утром, потому что разозлился, опоздав на автобус; урок смирения – его ты тоже не усвоил, потому что, когда на работе тебе нагрубили, ты про себя обругал этих людей; урок любви – а вот этот урок ты выучил, пропустив на пешеходном переходе человека вперед себя. «Пусть проходит, – подумал ты, – ничего страшного». Всё это – уроки, и хотелось бы, чтобы они не оказались напрасными.
Будем молиться, чтобы и этот час, который прошел, не был потерян нами. Молюсь, чтобы вы простили меня, потому что я, немощный, грешный человек, могу иногда сказать что-то неправильное, дурное, пристрастное. Но надеюсь, вы сможете упорядочить для себя сказанное мной – благодаря тому, о чем мы сегодня говорили: душевным усилиям и молитве. Не нужно пассивно слушать всё, что тебе говорят. Окрепни сам, думай сам.
И, слушая, подумай о том, что лучше и правильнее. А когда поймешь, что правильно, вспомни и о нас – кто ошибся и дал тебе неверную информацию. И тогда, укрепив душу, свою душу, ты помолишься о нас – тех, кто принимает участие в этой радиопередаче, и тех, кто нас слушает, и о всех братьях наших во всем мире.