Второе тысячелетие до н. э. было временем, когда на территории Индии сосуществовали племена ариев и выходцев из Ирана. Поэтому языки и культура двух народов оказались в тесной связи, что отразилось в речи, культах и религии. Создание ведийской мифологии относится к этому периоду, что отразилось в памятнике индийской литературы Ригведа, в котором собрано больше тысячи гимнов, посвященных богам.
Как и в античной мифологии, боги Индии подчинялись патриархату. Во главе пантеона стоял Дьяус, он был божеством неба и небесного света. Однако в Ригведе его культ уже был в состоянии угасания. Всего в ведийском пантеоне насчитывалось тридцать три божества. Часть их проживала на Земле, другая же обитала на Небе, третья считалась универсальной.
Более поздние гимны верховным богом называют Варуну. Он был судьей, грозным карателем людей за грехи. В мифологии Ригведы главой пантеона назван Индра – бог громовержец, победивший дракона Вритру, который грозился пожрать вселенную. Другие, наиболее почитаемые Боги Индии, описанные в культе Ригведы, это бог огня Агни, божество священного напитка Сома. Кроме них в пантеон входили божества, олицетворявшие природные явления: бог солнца Сурья, богиня зари Ушас, братья-близнецы Ашвины, которые ассоциировались с сумерками вечерними и предрассветными.
В Ригведе нашла отражение самая ранняя стадия создания мифов, когда обожествлялись стихии. Так, боги Древней Индии делились на две группы: асуры и дэвы. Первые обитали в воздушных сферах и позже стали восприниматься как антропоморфные враждебные человеку стихии. Дэвами называли богов.
К поздневедийским литературным памятникам относят Яджурведу, Атхарваведу и цикл Брахман. В них получили свое развитие и эволюцию религиозные представления той эпохи. На первый план был выдвинут бог-творец Праджапати. Он назывался создателем вселенной и отцом богов. Постепенно менялась роль других божеств, возможно, заимствованных из неарийских культов. Вишну – один из них. В Брахманах его имя связывали с мифологией солнца и обрядом жертвоприношения. Божество Рудра, который позже обрел имя Шива, вобрал в себя архаичные черты более ранних культов народов, обитавших в Индии до прихода ариев.
У них не было специальных храмов. Для особых церемоний, которых требовали боги Индии, сооружались алтари. Порою, они приобретали самые причудливые очертания. Например, в виде птицы. На них проводились жертвоприношения. В поздних ведах изменилось отношение к обрядам. Теперь считалось, что боги бессильны перед жрецом, чьи действия имеют магическое значение. Жрецов называли земными богами.
Когда пришли новые боги Индии Вишну и Шива, роль Индры умалилась, он отошел на второй план. Изменилось значение и других идолов. Варуна стал богом земных и атмосферных вод, Сома превратился в бога луны. Некоторые из второстепенных (старого пантеона) вовсе были преданы забвению.
В конце ведийского периода возникло учение о карме. Согласно ему количество добрых и злых дел, совершенных за свою жизнь человеком, способно повлиять на его перерождение. Душа попадает после смерти в рай или ад, а потом вселяется в другое живое существо. Так объяснялось положение человека в обществе: наказание за грехи прошлой жизни или воздаяние за добрые дела. Круг перерождений касался не только людей, но и богов.
Со времен Брахман возникла идея космического могущества, которое может приобрести человек, предаваясь аскетическим истязаниям плоти и подвижничеству. Так в мифологии появилась сила, враждебная идолам. Новый бог – Брахма, пришел на смену поздневедийскому главе пантеона Праджапати. Значение Шивы и Вишну возросло, а Индра, хоть и считался «царем богов», перешел на подчиненное положение. В поздних ведах появился Яма, человек, который после смерти смог открыть дорогу в загробное царство и стал там царем.
Архаичность ведийской мифологии и языка, помогают изучить прошлое всех индоевропейских народов и существующую между ними глубинную связь. При этом Индия, боги её, остаются предметом неугасающего интереса по сей день.