Изучение античной мифологии – увлекательное занятие. Древние греки верили, что на горе Олимп проживает целый сонм богов и богинь, управляющих людьми и миром. Одни отвечали за социальные сферы (брак, власть, ремёсла, плодородие, война), другие – за философские категории (смерть, время, жизнь, судьба, любовь, мудрость), третьи – за природные объекты и явления (день, ночь, звёзды, рассвет, море, огонь, земля, ветер).
Греческий и римский пантеон
Вслед за греками тем же олимпийским богам начали поклоняться и римляне, перенявшие у греков многие элементы культуры. Если говорить о различиях между древнегреческими и древнеримскими богами, то они весьма несущественны и касаются только имён. Например: Артемида – Диана, Посейдон – Нептун, Афина – Минерва, Зевс – Юпитер и т. д.
Что касается функций, родословных древ и взаимоотношений богов и богинь, то всё это полностью было перенесено из греческой мифологии в римскую. Так древнегреческий пантеон стал древнеримским, изменив лишь имена богов и богинь.
Место Эос (Авроры) в родословном древе
Изначально на Олимпе обитало 12 божественных существ: 6 мужчин и 6 женщин. Они стали прародителями следующих поколений богов и богинь. В одной из веток родословной, идущей от древнейших богов, и была рождена богиня утренней зари Эос (или, по древнеримской традиции, Аврора). Считается, что все древние богини являются носительницами разнообразных женских качеств и традиционно исполняемых ролей: матери, жены, дочери.
Эос (Аврора), богиня утренней зари – это представительница третьего поколения олимпийских богов. Её родителями были титан Гиперион и титанида Тейя. Имя Авроры происходит от латинского слова aura, что означает «предрассветный ветерок». Брат богини – Гелиос, сестра – Селена.
От её брака с титаном звёздного неба Астреем родились все ночные звёзды, а также все ветры: грозный и холодный Борей (северный), несущий туман Нот (южный), тёплый и приходящий с дождями Зефир (западный) и переменчивый Эвр (восточный).
Изображения богини
Богиня утренней зари призвана приносить дневной свет сначала на Олимп, затем на землю, сначала богам, затем людям. Греки считали, что Эос живёт в Эфиопии (на восточном крае Океана), а на небо въезжает через серебряные ворота.
Как правило, богиня изображалась в красно-желтом (или «шафрановом») одеянии и с крыльями за спиной. Часто она летела по небу на колеснице, запряжённой двойкой или квадригой белых коней (иногда крылатых, иногда нет). Один из коней носил имя Лампос, другой — Фаэтон.
Гомер называл богиню Эос «прекраснокудрой» и «розовоперстной». Последний эпитет объясняется тем, что на небе перед восходом солнца проступают розовые полосы, похожие на пальцы руки, которую протягивает вперёд Эос (Аврора). Богиня держала в руках сосуды, полные росы. Над головой у неё сиял нимб, солнечный диск или венец лучей. На многих изображениях римская богиня утренней зари предстаёт держащей факел в правой руке и летящей перед колесницей Сола (Гелиоса) – бога солнца – и ведущей его за собой.
Иногда её изображают летящей по небу верхом на Пегасе и рассыпающей вокруг себя цветы. На картинах с Эос-Авророй часто можно увидеть светлеющий утренний горизонт и отступающие ночные облака. Античные мифы объясняют алый или пунцовый свет зари тем, что прекрасная богиня была очень страстной, и небо стеснялось ночей, которые та проводила с возлюбленными юношами.
Эос-Аврора и её возлюбленные
Любвеобильность, которой славилась богиня утренней зари, проявлялась в её тяге к земным и смертным юношам. Эта слабость являлась следствием чар, которые наложила на неё другая обитательница Олимпа – богиня любви Афродита, которую охватил гнев и ревность после того, как Эос разделила ложе с Аресом, возлюбленным Афродиты. С тех пор, подчиняясь чарам, богиня зари влюблялась только в смертных, чья молодость и красота неизбежно увядали с годами.
Эос и Титон
Чувство любви и страсти к земным юношам было и благословением, и проклятием для бессмертной Эос. Богиня влюблялась, но не всегда была счастлива. Печальная история рассказывается в мифе о ней и её возлюбленном Титоне, сыне троянского царя.
Воспылав чувствами к прекрасному юноше, она похитила его и перенесла на своей небесной колеснице за восточный край Океана, в Эфиопию. Там Титон стал царём, а также мужем прекрасной богини, которая родила от него горячо любимого сына, полубога Мемнона.
Будучи бессмертной и желая продлить своё счастье навсегда, Эос попросила верховного бога Зевса даровать бессмертие и Титону. Однако по рассеянности, свойственной влюблённым, розовоперстная богиня забыла уточнить, что юноша должен стать не только бессмертным, но и оставаться вечно молодым. Из-за этой фатальной ошибки счастье Эос и Титона продлилось недолго.
Человеческий век короток по сравнению с вечностью жизни божества – скоро голова возлюбленного покрылась седыми волосами, и вчерашний юноша превратился в дряхлого старика. Он больше не мог быть мужем богини, по-прежнему молодой и прекрасной. Поначалу Эос очень страдала от того, что ничего не могла сделать: ведь она сама попросила вечной жизни, но не вечной молодости для Титона. Потом ей надоело ухаживать за бессмертным стариком, и она закрыла его в спальне, чтобы не видеть.
По одной из версий мифа, Титон был впоследствии превращён в сверчка сжалившимся Зевсом, по другой версии – самой Эос, а по третьей – он сам со временем высох, будучи запертым вдали от глаз, и обратился сверчком, чтобы жить в старых домах и напевать скрипучим голосом свою печальную песню.
Эос и Кефал
Другой миф повествует о любви прекраснокудрой богини к смертному юноше Кефалу. Поначалу эта страсть не была взаимной, и Кефал отверг Эос. Сражённая его отказом, богиня утратила интерес ко всему и даже перестала исполнять свою ежедневную обязанность – каждое утро провожать солнце на небосвод. Мир готов был погрузиться во тьму и хаос, но всех спас Купидон, пустивший стрелу в сердце Кефала. Так богиня обрела счастье взаимной любви и вознесла своего возлюбленного к себе на небеса.
Эос (Аврора) – богиня из античной мифологии, несущая рассвет и ведущая за собой солнце. Вне всякого сомнения, утро в представлении древних греков и римлян считалось очень красивым и поэтичным временем суток, поскольку богиня изображалась неизменно прекрасной и юной, а также влюбчивой и страстной.