Богородице-Рождественский мужской монастырь, город Владимир. Настоятель игумен Кирилл

Когда с наступлением перестройки стали возвращать церкви и территории бывших монастырей, то приходилось преодолевать многие сложности, связанные с выселением тех, кто обосновался там в годы социализма. Порой для этого были нужны настойчивость и даже мужество. Именно эти качества и потребовались настоятелю владимирского Рождественского монастыря игумену Кириллу, ведь ему пришлось иметь дело со всесильной организацией КГБ, долгие годы размещавшейся в монастырских помещениях. Но обо всём по порядку.

Главный монастырь Древней Руси

Один из древнейших в стране Владимирский Богородице-Рождественский мужской монастырь до создания в 1337 году Троице-Сергиевой лавры являлся основным центром монашества в Северо-Восточной Руси. Из древнейших летописей известно, что основан он был на рубеже XII и XIII веков владимирским князем, десятым сыном Юрия Долгорукого – Всеволодом Юрьевичем, получившим за множество детей, произведённых им на свет (12 человек), прозвище Большое Гнездо.

Принято считать, что Богородице-Рождественский мужской монастырь во Владимире берёт своё начало со дня закладки в нём каменной Рождественской церкви. Произошло это событие, как явствует из древнейшей рукописи, получившей название «Лаврентиевской летописи», в августе 1191 года в присутствии самого Великого князя и всего его окружения.

Великокняжеское покровительство

Когда же вслед за церковью появился и мужской монастырь, то Всеволод Юрьевич всячески ему покровительствовал, отписав братии в вечное владение множество сёл и угодий. Кроме того, князь заботился и об организации внутренний жизни обители. При его непосредственном участии с первых же дней в монастыре было установлено общежительство – порядок, при котором никто из насельников не имел личной собственности, а всё имущество находилось в коллективном владении. Им же были поочерёдно поставлены настоятелями монастыря Владимирские епископы Симон и Митрофан.

Получив столь славное начало, в последующие столетия Богородице-Рождественский мужской монастырь активно развивается и укрепляет свои духовные и материальные позиции. Известно, что после того как татарское нашествие заставило российских митрополитов перенести свою кафедру из разорённого Киева в город Владимир, местом своего пребывания они избрали именно Рождественский монастырь, что придало ему статус кафедрального. В результате во времена царствования Ивана Грозного обитель считалась одной из первых в государстве.

Нашествие хана Батыя

Однако в истории монастыря были и горькие страницы, воспоминание о которых наполняет сердце скорбью. В 1237 году город Владимир подвергся нашествию несметных полчищ хана Батыя. В огне пожара погибли многочисленные храмы и терема. Жители города в большинстве своём были убиты или угнаны в рабство.

Не обошла беда стороной и Богородице-Рождественский мужской монастырь. От рук кочевников принял мученическую смерть управлявший им в те годы архимандрит Пахомий и вся братия. Многочисленные же постройки, возведённые за прошедшие годы, татары разграбили и предали огню. Когда дым пожарищ рассеялся, а тела иноков и их настоятеля были погребены, то пришлось заново начинать обустройство монастырской жизни.

Монастырь – место погребения Александра Невского

В последующий период ярким историческим событием стало погребение здесь Великого князя Александра Невского, скончавшегося в 1263 году в Городце, где он остановился, возвращаясь из Орды. Его тело было помещено в склепе, устроенном в Рождественской церкви монастыря. Благодаря этому после перенесения великокняжеского престола из Владимира в Москву (1325 г.) Богородице-Рождественский мужской монастырь регулярно получал от правителей Руси, желавших почтить память своего прославленного предка, щедрые вклады. Это послужило подспорьем для его дальнейшего развития и процветания.

Участие настоятелей монастыря в государственных делах

Статус монастыря неизменно повышался, и вследствие этого в 1598 году, когда решался вопрос об избрании на престол нового государя вместо почившего Фёдора Иоанновича, его игумен Варлаам был призван в Москву и стал одним из подписавших грамоту, открывшую путь на царствование Борису Годунову.

Вошёл в историю и следующий настоятель монастыря – архимандрит Исайя. В годы Смутного времени он успел послужить и Лжедмитрию I, став в 1605 году его духовником, и завоевать признательность первого из Романовых – царя Михаила Фёдоровича, поставив свою подпись под избирательной грамотой. Когда же в июне 1619 года в Успенском соборе Кремля проходила церемония поставления на патриарший престол митрополита Филарета (Романова) – отца избранного шесть лет назад государя, то архимандрит Исайя был в числе её главных участников.

Понижение статуса монастыря

В XVI веке Богородице-Рождественский мужской монастырь был вынужден уступить своё главенствующее положение среди прочих российских обителей, которое он занимал до той поры. В 1561 году вышло повеление царя Ивана Грозного о том, что отныне главным среди российских монастырей надлежит считать Троице-Сергиеву лавру. Таким образом, Владимирский монастырь сделался рангом ниже и занял второе место.

Такой статус за ним сохранялся вплоть до появления в Санкт-Петербурге Александро-Невской лавры, которая, согласно указу Петра I, сместила его на третью позицию. Впрочем, это дало монахам возможность лишний раз поупражняться в одной из главнейших христианских добродетелей – смирении.

В годы царствования благочестивой императрицы Елизаветы Петровны была образована Владимирская епархия, и Рождественский монастырь сделался местом пребывания её главы – митрополита Платона. В качестве митрополичьей резиденции он просуществовал до 1789 года, когда была создана Владимиро-Суздальская епархия, и все последующие владыки размещали свои резиденции в Суздале.

Утрата архитектурного памятника

В следующем столетии, а точнее в 1869 году, монастырь лишился одной из своих главных достопримечательностей – древней, построенной ещё в домонгольский период, Рождественской церкви. Дело в том, что за несколько лет до этого монастырь посетил государь Александр II и, осматривая его, заметил, что церковь явно нуждается в реставрации.

Казалось бы, добрые намерения, но ими-то, как известно, и выстлана дорога в ад. В результате церковь, когда-то устоявшая перед татарской ордой, оказалась бессильной перед человеческой глупостью. Нашёлся не в меру ретивый чиновник, приказавший снести её, раз она вызвала нарекание у высочайшей особы, а на освободившемся месте построить новую. Когда государь узнал об этом, то ничего уже нельзя было исправить.

Апокалипсис XX века

После октябрьского переворота монастырь на долгие годы стал местом, где размещались сначала ВЧК, а затем последовательно сменявшие друг друга ОГПУ, НКВД и, наконец, КГБ. Здесь же находилось здание следственного изолятора. В период сталинских репрессий, начиная с двадцатых годов и до середины пятидесятых, за крепкими монастырскими стенами производились массовые расстрелы и захоронения жертв террора. Ужасы нашествия Батыя, побывавшего здесь семьсот лет назад, меркнут в сравнении с тем кровавым кошмаром, который устроил себе народ-победитель.

Возвращение на круги своя

В годы перестройки монастыри Владимира, как и прочие обители России, начали нелёгкий путь возрождения. В 1991 году вернули церкви и территорию Богородице-Рождественского монастыря, потеснив находившейся там отдел КГБ. Вновь образованная монастырская братия, которую возглавил игумен Кирилл (Сурков), проделала большую и нелёгкую работу по восстановлению того, что было за годы тоталитарного режима разрушено или перестроено таким образом, что потеряло свой исторический облик.

В этом нелёгком деле монахам оказывали помощь как общественные организации города, так и простые миряне, душой болевшие за поруганные святыни. В том, что многолетний труд увенчался успехом и монастырская жизнь вновь вошла в своё русло, большая заслуга игумена Кирилла – рачительного хозяина и мудрого духовного наставника иноков.

Оцените статью
Добавить комментарий