«Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов». (Мф. 22:8-13)
Вот странное место Евангелия, удивительное. Ведь все нищие были позваны, все были кое-как одеты, все были одинаково недостойны, чтобы сидеть за этим почетным празднеством. Но вдруг к одному из них Господь обращается как к другу и в ответ на его молчание говорит слугам, т.е. ангелам: «связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных» (Мф: 22, 11).
И не просто выбросьте за дверь, а свяжите ему и ноги и руки. Очевидно для того, чтобы он не смог повторить свою попытку вновь проникнуть на праздничный пир.
Но почему? Почему такая безжалостность?
И почему именно во тьму? Во тьму внешнюю? Как это понимать?
Это место один из великих проповедников Церкви толкует таким образом: «И все входят, изумленные, трепетные, благодарные. Один только не в этом духе пришел; он пришел, потому что слышал, что здесь кормят. Он – голодный и сможет досыта поесть; он холодный – там будет тепло: он бездомный – там будет кров. У него нет чувства благодарности или изумления перед этим; он только радуется тому, что представился такой дивный случай утешиться за всю горькую, бездольную жизнь. И он прорывается, как бы неочищенный, непрощенный, не омытый, неосвященный, в лохмотьях и грязи своей, к пище. Нам это кажется таким непонятным, таким страшным: неужели он не мог подумать о том, кто его приглашает, благоговейно, трепетно очиститься, чтобы хоть напоследок можно было войти в это Царство?..» (Митрополит Сурожский Антоний).
Но спросим себя, плохо ли быть голодным? Вообще-то именно голодных кормит Христос хлебом Нового Завета. Так что быть голодным и алкать это не зазорно, а спасительно даже. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.» [Мф.5:6]
Иное дело, что голод в этом случае нужен духовный, а не плотский. Но этот нищий не за хлебом небесным, не на брак свой пришёл, не в церковь, не к Богу, а именно утолить плоть. Он не нищий духом как все остальные, пришедшие по зову. Все кроме одного, ищущего не горнего, а мирского, плотского и значит сатанинского. Сатана же не может быть в церкви, «врата ада не одолеют» её. И значит это Каин пытается затесаться в ряды избранных, чтобы убивать Авеля.
Увы много в церкви Каинов и многих Авелей они убивают, но их смерть страшнее.
«Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей». [Иуд.1:11]
Бог же избирает только тех, кто ищет, хочет брака в лоне церкви. В таком случае каждый нищий сам становится церковью, «Вы есте церкви Бога Жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них, и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие» (2 Кор. 6, 16) и «источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14).
Тот, кто ищет на свадьбе Христа с церковью земные блага, тот на самом деле ищет диавола и посему обречен на слепоту, на тьму внешнюю, на скрежет зубовный.
Вначале приглашает к себе Христос богатых и знатных. Иными словами людей известных своим умом, образованием, воспитанием. Христа не земные богатства интересуют, Он не от мира сего. Однако эти люди считают себя по меньшей мере равными Христу в уме о знаниях, и даже более того, и посему отказываются от этого приглашения. У них есть свои, более важные дела. Это свадьба не их свадьба. Они сами способны устроить множество таких свадеб, собрать речами и талантами своими немалое количество людей. Не им учиться, они сами учителя в этом мире.
И тогда приглашаются нищие, нищие духом. «Ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3)
Почему отказались мудрецы, философы, интеллектуалы общества? Ведь их бы казалось в первую очередь должно было-бы заинтересовать некое новое учение. Увы, мы рабы своих привычек, своего опыта и личных знаний, которые приобрели иногда довольно большими трудами. И на определённом этапе, когда уровень этих наших знаний довольно высок, мы теряем способность к восприятию нового. Старое подавляет эту способность. Лукошко полно. Через край. Уже невозможно туда что-то положить ещё.
Надо бы всё из этого лукошка выбросить, положить новое и настоящее. Но ведь жалко, это всё своё, а тут приходит какой-то незнакомый, неизвестный, непонятный, сын какого-то плотника, чуть ли не дворника и говорит: выбросьте всё ваше и идите за Мной.
Вот эта наша пресыщенность земными знаниями она очень вредна бывает, эти знания от сатаны, это знания, которые оставляют нас во тьме внешней.
И опять тут, как и во всей библии, Христос противопоставляет Небесное земному. Господь зовёт нас к Отцу, а мы этого не слышим, не понимаем.
Пришедшего связывают по рукам и ногам и выбрасывают во тьму внешнюю. Но почему до этого Христос обращается к нему: «Друг! Почему ты пришел в непраздничных одеждах?» Почему-то Он называет его другом. В чем тут смысл?
Возможно тут кроется надежда. Возможно оковы падут, если человек услышит это слово «Друг». И тогда покается, и тогда вернётся уже действительно как друг, а не как чужой. В одеждах праздничных, свадебных. Хотя эти одежды, пусть и не будут богатые и нарядные, но они будут праздничные. Ведь праздничность она не в одежде, а во внутреннем состоянии души. Душа должна быть празднично одета. Рыбаки апостолы были в обычной своей рабочей одежде, когда призвал их Христос.
Мы радуемся обычно своим успехам в земной нашей жизни. Это так здорово, осознавать, что у тебя всё получается, ты успешен, ты достиг того, сего. Успехов достиг в бизнесе, деньги у тебя, жена красавица, автомобиль, дети, внуки, почет, уважение и зависть окружающих. Можешь многое позволить себе. Что ещё надо, чтобы достойно встретить старость? За спиной достойные дела.
Всё хорошо. А на пир так и не попал. И даже не узнал, что он состоялся без тебя.
Мы почему-то сосредоточились на том, кто явился на чужую свадьбу и которого выбросили из неё, но трагедия отказавшихся, отвернувшихся от приглашения пожалуй ещё больше. Тот хотя-бы чуть-чуть пообщался со Христом и услышал от Него слово внушающее надежду – «Друг». Тут можно увидеть мостик сюда: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают. ….». [Лк.23:34] Тоже слова внушающие какую-то надежду распявшим Его.
У гордых философов, жрецов, фарисеев и книжников и такой надежды нет. От своего лукошка им не отказаться ни за что.