18 марта 2020 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого в храме Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня, в воскресенье, посвященное памяти святому преподобному Иоанну Лествичнику, мы слышали замечательные слова в Послании апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5:8-19). Он говорит о том, что сыны света должны поступать по Духу, по Духу Божественному. А Дух научает нас благости, праведности и истине. Вот кажется такие простые слова — благость, праведность, истина — все это как будто бы совершенно очевидные понятия. Какие могут быть вопросы?
Благость — синоним добра. Если Дух учит нас благости и требует от нас поступать по благости, то апостол Павел и напоминает нам об этом с полным восприятием той реальности, которая была в его время, что ни для одного человека не может возникнуть вопроса «А что такое благость? А что такое добро?» Это были языческие времена, но у апостола не было сомнений, что все, кто его слышат, понимают, о чем идет речь.
То же самое, когда он говорит о праведности как о том, чему Дух учит нас. Праведность — это осуществление добра в жизни. Если человек не только соглашается с добром, но и осуществляет это добро в жизни, то он обретает праведность в очах Божиих. Праведность — это правильный образ жизни, правильное поведение. И опять апостол никак не расшифровывает это понятие. Он говорит о совершенно очевидных истинах для тех, кто его слушал. Многие из них были начинающими христианами, а некоторые — просто язычниками. И даже для тогдашних язычников не требовалось расшифровывать, что означает праведность.
И, наконец, истина. И опять всем всё было понятно. Сегодня мы живем в то время, когда враг рода человеческого внушил людям, что самым правильным образом мысли является абсолютное сомнение во всем, даже в самых очевидных вещах. А на основе сомнения могут произрастать разные интерпретации самых очевидных понятий. Может быть, величайшей проблемой современности является то, что эта готовность людей совершенно противоположным образом интерпретировать те понятия, которые еще вчера являлись общими для всех, поощряется современной культурой или, лучше сказать, псевдокультурой, современной политикой, социальной мыслью, современной эпохой.
Конечно, вы все слышали о таком понятии как «постмодерн». Условное, конечно, определение нашей эпохи, но смысл этого слова заключается в том, что мы живем в эпоху отсутствия абсолютных истин. Любая истина и любая идея может быть провозглашена истинной, даже входящая в противоречие с тем, к чему люди привыкли, что они знают, на чем основывались жизни их отцов и дедов, предшествовавших поколений. Все это перестает быть основанием для того, чтобы нечто провозглашалось истиной — истины нет. А значит нет и праведности. А значит нет и благости. И рассуждают современные люди так: «Ну, для тебя это добро, а для меня — зло. Для тебя это праведность, а для меня это безобразие. Для тебя это истина, а для меня — заблуждение». И в атмосфере такой всеобщей относительности ценностей человек становится беззащитным. Сталкиваясь с напористым, хорошо организованным представлением чудовищной интерпретации того, что еще вчера казалось истиной, люди пасуют и говорят: «А может быть и правильно? Может быть так оно и есть? И вовсе это не истина». Что означает потеря человечеством ясного понимания того, что есть благость, что есть праведность, что есть истина? И далее можно продолжить перечисление важнейших ценностей, определяющих само существо человеческого бытия.
В чем опасность? А в том, что человек становится легкоуправляемым. И это происходит в то время, когда свобода провозглашается высшей ценностью. Свобода в условиях относительности всех других ценностей превращает человека в легко манипулируемое существо. Он начинает думать, как думает большинство. А мысли так называемого большинства очень легко сформировать. Он начинает думать так, как думать «прилично» в том или ином обществе и боится слово сказать поперек, чтобы его не осудили, чтобы не назвали ретроградом, чтобы не отлучили от общения. И мы знаем: в глобальном масштабе, в масштабе всей планеты происходит эта чудовищная манипуляция понятиями, а значит — и человеческими судьбами.
А что же Церковь? Церковь это одна из тех сил, которые в первую очередь подвергаются давлению со стороны тех, кто хотел бы, чтобы относительность ценностей воспринималась всеми живущими на планете Земля людьми. Совершенно неслучайно, что все революционные преобразования начинались с гонений на Церковь. Конечно, никто не заявлял о тех идеях, о которых я сейчас говорю. Наоборот, они тщательно скрывались. А Церковь называли прислужницей власти, частью системы эксплуатации, порабощения людей. И обязательно, конечно, чтобы возбудить отрицательное отношение, всякий раз говорили о несметных богатствах Церкви, но никогда не говорили о том, что Церковь делала для народа.
Я не буду вспоминать дореволюционную историю, но даже сегодня, когда Церковь почти не имеет никаких иных средств для существования, кроме вашей помощи, дорогие братья и сестры (и на эти средства был отреставрирован этот благолепный храм, на эти средства поддерживаются тысячи и тысячи несчастных людей, огромное количество неблагополучных семей, одиноких женщин, инвалидов, стариков, нуждающихся), даже сегодня для того, чтобы разрушить Церковь как ту силу, которая помогает людям понять, где истина, против нее, как мы знаем, тоже направляются стрелы лукавого.
А как же Церковь поддерживает в людях понимание того, что есть добро, а что зло? Очень просто. Сегодняшний текст из послания апостола к Ефесянам, помогает нам понять, почему Церковь апеллирует к высочайшему авторитету, когда говорит об истине. Да потому что другого авторитета, кроме Божественного, нет. Церковь говорит о той благости, каковая и является в очах Божиих. Церковь говорит о той праведности, которую не создают человеческой модой, стилем, политикой или финансовой мощью. Она говорит о той праведности, которая является таковой в очах Божиих. А истина? Боже, сколько же сегодня «истин»! И каждый, выступая, говорит нечто, считая, что он провозглашает истину. Но истина только одна — это та истина, которая является таковой в очах Божиих.
Вот для чего нужно разрушить веру и разрушить Церковь — чтобы разрушить этот единственный критерий истины, единственный критерий добра, благости и праведности. А святой преподобный Иоанн Лествичник учит нас не просто необходимости принимать Божественную истину, как истину объективно существующую, но еще и как руководство в жизни. И он написал свою замечательную книгу «Лествица», помогая нам, даже современным людям, искушенным всеми этими непростыми жизненными обстоятельствами, подниматься по ступеням, идя навстречу Богу, Который Сам сказал о Себе: Я есть путь и истина и жизнь (Ин. 14:6). И покуда будет Церковь Божия существовать, покуда у ее служителей будет дерзновение, обращаясь к людям, говорить Божию правду, до тех пор и будет в людях существовать ясная способность отличать добро от зла, правду от лжи, свет от тьмы.
Нас, особенно в дни избирательной кампании, нередко спрашивают, почему Церковь не призывает народ голосовать за одного или за другого. Мы отвечаем: каждый православный человек, живущий верой и способный через веру отличать добро от зла, знает за кого голосовать. И я уверен в том, что это так. Потому что сила Божия живет в Церкви, сила Божия преобразует разум человеческий, укрепляет его волю, освежает его чувства. Сила Божия спасает мир. И да поможет нам Господь хранить веру православную как единственную силу, позволяющую нам сохранить в сердце и уме то, чему учил нас Сам Господь, и никогда и ни при каких условиях не подменять такие понятия, как благость, праведность и истина. Аминь.
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси