Двадцатый век принес в большинство стран мира свободу вероисповедания. Люди получили возможность самостоятельно выбирать, в какого бога верить и каким религиозным обрядам следовать. Одними из первых ею воспользовались татары, разбросанные по всем странам СНГ, которые массово стали возвращаться к вере своих предков. Кроме того, многие родители стали отказываться от раннего крещения своих детей, обосновывая это тем, что потомки должны осознанно прийти к богу и сами выбрать свой духовный путь.
Активную позицию заняли всевозможные шарлатаны, насоздававшие изобилие сект и псевдорелигиозных учений, направленных в основном на пополнение кошельков создателей за счет доверчивой паствы.
Однако наиболее интересным течением представляется так называемая Церковь Летающего Макаронного Монстра (она же — пастафарианство). Причем сразу двумя факторами: во-первых, она не стремится отнять средства у своих сторонников, а во-вторых, пока мировое сообщество не пришло к единому мнению, что же это такое — глобальная шутка или серьезное религиозное направление.
Несколько разных взглядов
Некоторые люди считают, что Церковь Летающего Макаронного Монстра – вполне аргументированное духовное учение, имеющее под собой солидную философскую, научную и религиозную базу. Причем они уверяют, что пастафарианство более обосновано в своей сути, чем подавляющее число других религий.
Основное количество народа относится Церкви Летающего Макаронного Монстра как к удачной шутке, почти первоапрельскому розыгрышу. Их можно понять: очень уж комичны внешние аксессуары этой религии.
Сторонники традиционных церквей (прежде всего, православной, католической и протестантской) воспринимают новое учение как надругательство над своими символами и уложениями, издевательство над всем, что им свято.
История появления пастафарианства
Вера в макаронного монстра сама по себе очень молода. Возникла она всего лишь в 2005 году стараниями некоего Роберта (Бобби) по фамилии Хендерсон. Он был очень возмущен обязательным изучением в школе курса «Разумного замысла», подобного урокам слова Божьего в дореволюционной России. Этой концепцией предполагалось заменить эволюционную теорию.
Будущий пророк, которым его впоследствии объявила Церковь Макаронного Монстра, сказал о том, что отсутствуют доказательства того, что мир создал Господь. Поэтому можно с тем же успехом считать, что в его созидании принимали участие макароны с тефтелями. Так что основатель нового течения призвал изучать его во всех школах наравне с другими предметами.
Значение названия
Изначально религия макаронного монстра задумывалась как пародия и протест. Это отражено и в названии пастафарианства. Первая часть идет от макарон (калька с итальянского языка), вторая – от ямайских растафариан. Паста – это понятно, все же творцом сущего является макаронный монстр. А вот идеи религии Ямайки несколько видоизменились. Если на том острове частью веры является марихуана, то в пастафарианстве ее заменил культ пива.
Основные положения новой религии
Основной принцип Церкви Летающего Макаронного Монстра – недоказуемость и неопровергаемость никаких постулатов. Ее последователи уверены, что любое доказательство чего-нибудь подстроено самим творцом, который остается хоть и неощущаемым, но действующим и по сей день. То есть, найдя научное доказательство выдвинутой гипотезы, ученый на самом деле получает не точный результат, как он думает, а то, что хочет увидеть или показать человеку сам макаронный монстр.
Нерушимая догма пастафарианства – полное отрицание всех и всяческих догм.
В рай попадут все, вне зависимости от веры. Летающий макаронный монстр (официальный сайт утверждает это определенно) равнодушен к тому, был ли человек его сторонником. А в раю всех ждет пивной вулкан, к которому может приложиться всякий. Обещана еще какая-то «фабрика стриптиза», но как-то не сильно уточняется, что она из себя представляет.
У пастафарианцев есть свой аналог крестного хода, называемый пастным; каждая молитва заканчивается словом «раминь» (симбиоз классического аминь и имени японского супа все с теми же макаронами). Те, кому близка вера в макаронного монстра, считают святыми пиратов, плохая репутация которых вызвана тем, что их оболгали.
Святая книга ЛММ
2006 год осчастливил мир тем, что было создано Евангелие от Летающего Макаронного Монстра. И не просто написано, а еще и издано довольно большим тиражом. Оно объявило пятницу главным праздником, который при этом праздновать вовсе не обязательно. Однако отмечать его положено полным ничегонеделаньем.
Пастафарианцы отдали дань не только христианству. У них есть праздник раминьдан, подозрительно похожий на рамадан. В этот день нужно есть растворимую лапшу. Отмечается также хэллоуин и день пиратов, наверное, взамен католического дня всех святых.
Евангелие от Макаронного Монстра одарило своих последователей и заповедями, которые при этом соблюдать совсем не принципиально, так как это учение вообще-то отрицает догмы.
Заповеди пастафарианства
Они изложены скорее в виде рекомендаций: «лучше б то-то не делать». Всего их 8, и некоторые из них в чем-то аналогичны христианским заповедям, только изложены в более мягкой, юмористической и современной традиции. В принципе, результат этих рекомендаций можно свести к двум положениям: веди себя хорошо и получай удовольствие от жизни. Если первое вполне соотносится с христианством, то второе в корне ему противоречит.
Самый рьяный последователь
Наиболее активно вера в Макаронного Монстра исповедуется жителем Австрии, который три года бился с бюрократическим аппаратом своей страны за право быть с дуршлагом на голове на фотографии для водительских прав. Он таки смог доказать, что этот кухонный прибор является неотъемлемой деталью его религиозного одеяния, и в конце концов с гордостью продемонстрировал миру и свой «головной убор», и фото на правах в нем.
Можно сказать, австриец полностью выполнил долг перед своей верой: довел до бессмыслицы и абсурда самый рядовой житейский процесс.
Распространение пастафарианства в мире: Россия
Постепенно новая религия расширяет территорию своего распространения. Благодатной почвой для нее стала Россия, где всегда любили пошутить сами, в состоянии оценить размах чужого розыгрыша, да и радости жизни в виде пива и безделья тоже не оставляют россиян безразличными.
Поначалу пастафарианцев на русской территории было не так уж много, однако в январе 2011 начал свою работу их сайт. На конец весны виртуальных сторонников Летающего Макаронного Монстра было уже две тысячи. Стали выпускаться сертификаты для верующих. Новое учение в России начало набирать обороты. В 2013 году уже стало возможно заговорить о регистрации Церкви Летающего Макаронного Монстра в Москве (пока в виде религиозной группы). Заявление было написано 12 июля, а уже 17 августа был проведен пастный ход.
Сейчас группы пастафарианцев существуют в Челябинске, Петербурге, Твери, Вологде и некоторых других городах.
Некоторые обозреватели считают, что «макаронная церковь», задуманная как протест и пасквиль, в России начинает приобретать масштабы солидной религиозной организации. Юристы-пастафарианцы всерьез готовят документы для регистрации новой церкви, а сами основатели русской ветви этого учения готовятся к необходимым экспертизам, комиссиям и преодолению различных препятствий. Правда, делают они это все же в соответствии с заповедями своего монстра: мол, откажут – тоже повод пошутить и поржать.
Православие пока осторожно в своих оценках происходящего. То ли иерархи не воспринимают всерьез Церковь Макаронного Монстра, то ли вообще не слышали о ней, то ли не проводят параллелей между своей верой и пастафарианством. Однако верующие с негодованием относятся к идеям канзасского отца-основателя, а религиозная организация «Божья воля» даже достаточно агрессивно вела себя во время пастного хода.
Распространение пастафарианства в мире: Украина
Не менее активны в этом отношении и соседи-украинцы. В прошлом году, 11 октября (как и положено, в святой пятничный день) была зарегистрирована «Украинская пастафарианская церковь», правда, не как религиозная, а как общественная организация. На следующий день сторонники Макаронного Монстра провели пастный ход, отмечая успешную регистрацию. Людей было немного – десятка три, однако шествие вышло веселым, почти бесконфликтным и красочным. Конечно, встречались недоброжелательно настроенные прохожие, угрожавшие загробными муками, но в целом все прошло довольно мило.
Давно миновали времена, когда иноверие каралось, причем зачастую смертью. Во всем мире громко провозглашается веротерпимость и толерантность, лояльность к духовному миру человека. Тем более странно встречать агрессивные высказывания в адрес пародийной, насмешливой, абсурдной и несерьезной Церкви Летающего Макаронного Монстра. Даже если кого-то раздражает ожидание посмертного пивного вулкана со стороны пастафарианцев, это отнюдь не повод объявлять их еретиками и богохульниками. Пусть они доводят свои действия до откровенной клоунады – может быть, эти люди просто устали от нестерпимой серьезности бытия и отдыхают таким образом. Не стоит подозревать соседа в том, что оскорбляет ваши религиозные чувства своим способом молиться. По-настоящему глубоко и искренне верующего человека задеть довольно сложно, если только он не фанатик.