Одним из красивейших образцов храмового зодчества XVII столетия является церковь Архангела Михаила, находящаяся в подмосковном городе Балашихе. Благополучно пережив все драматические повороты российской истории, она сегодня, как и два с половиной столетия назад, призывает звоном своих колоколов православный люд. Многие поколения священнослужителей, окормляя под её сводами прихожан, оберегали их души от пагубного влияния суетного мира с его приходящими и тленными благами.
Новая жизнь на реке Пехорке
Начиная разговор о церкви Михаила Архангела в Никольском-Архангельском, нельзя не обратиться к истории этого весьма живописного подмосковного края. Известно, что интенсивный толчок к развитию он получил в конце XVI столетия, когда через глухие лесные чащобы были проложены дороги, в связи с чем широкая и судоходная, по тем временам, река Пехорка потеряла своё транспортное значение. Это позволило на ней и её притоках Вьюнке, Малашке, Чёрной и Серебрянке соорудить плотины, вода с которых приводила в действие колёса мельниц, мелких прядильных фабрик и других кустарных предприятий. Так глухой некогда район постепенно становился обжитым промышленным краем.
Церковь в лесном краю
Одно из находившихся в тех краях сёл, упоминаемое в письменных памятниках XVI века под названием «Ступишино, Зворыкино тож», принадлежало старинному боярскому роду Турениных. В 1641 году его купил у прежних владельцев боярин Стрешнёв и тогда же возвёл на его территории деревянную церковь, которую освятили в честь Архангела Михаила. Об этом свидетельствует запись, сделанная в «Отказной книге», датированной 1646 годом. Именно эта постройка является давней предшественницей сохранившегося до наших дней каменного храма, о котором пойдёт речь в статье.
Купив село, боярин Стрешнёв через 10 лет, по ряду обстоятельств, был вынужден расстаться с этой своей собственностью и уступить её князю Юрию Алексеевичу Долгорукову. Располагая достаточными средствами, новый хозяин в 1676 году приказал полностью разобрать находившуюся на территории села церковь, так как счёл её изрядно обветшавшей, и на её месте построить новую, также деревянную, и вновь освятить её в честь Архангела Михаила.
Родовое имение Долгоруких
Примерно в те же годы князь повелел изменить название принадлежавшего ему села и впредь именовать его Архангельским. Одним из его начинаний было создание системы искусственных прудов, с трёх сторон охвативших участок, на котором был расположен деревянный храм. Благодаря этому в наши дни построенная на том же месте каменная церковь необычайно красиво выглядит в период весеннего половодья, когда, окружённая водой, она предстаёт, как корабль спасения, плывущий среди житейского моря.
Известно, что село Архангельское находилось во владении десяти поколений представителей Долгоруковых, став родовым имением. Архангел же Михаил был изображён на их фамильном гербе, что явилось одной из причин освящения вновь построенной церкви в честь этого бесплотного предводителя Небесной рати.
Благочестивое начинание князя Долгорукова
В 1748 году князь Александр Владимирович Долгорукий ─ правнук Юрия Алексеевича ─ обратился к руководству Московской духовной консистории за разрешением построить в своём подмосковном селе Архангельском двухэтажный каменный храм. Он должен был прийти на смену возведённой ранее и крайне обветшавшей к тому времени деревянной церкви Архангела Михаила.
Несмотря на то что его прошение было встречено весьма благосклонно, выдача соответствующих документов затянулась, и начать работы удалось лишь через 19 лет. К этому времени в соседнем селе Никольском сгорела церковь, и его жители были приписаны к Архангельскому приходу. Новообразованный объединённый приход стал именоваться Никольским-Архангельским.
Возведение каменной церкви
Известно, что новую каменную церковь Михаила Архангела (Никольское-Архангельское) удалось построить гораздо быстрее, чем оформить необходимые в таком случае документы. Если господам консисторским чиновникам потребовалось 19 лет, то строители нового храма уложились в шесть. Благодаря этому в мае 1773 года каменный храм торжественно освятили. Это было как нельзя кстати, поскольку за три года до этого пожар уничтожил ту самую древнюю деревянную церковь, на смену которой возводилась новая постройка.
Однако через некоторое время было замечено, что между стенами основного здания и его боковыми пределами появились всё увеличивающиеся трещины, что свидетельствовало о явной ошибке проектировщика. Поскольку иного решения найдено не было, в 1789 году боковые пределы разобрали, и, таким образом, в церкви Михаила Архангела (Никольское-Архангельское) осталось лишь два престола: в верхнем этаже — Архангела Михаила, а в нижнем — Святителя Николая Чудотворца.
Как выглядит церковь, находящаяся в Балашихе?
С тех пор никаких существенных реконструкций здания не производилось, и поэтому описание церкви Михаила Архангела в Никольском-Архангельском, составленное в конце XVIII века, в целом соответствует современному. Кирпичное оштукатуренное здание, украшенное белыми вставками, выстроено в типичном для того времени стиле, который принято называть «московским барокко». Не выходит за рамки традиции и его конструкция. Она представляет собой установленный на высокой подклете (нижнем этаже) четверик, надстроенный характерным для той эпохи восьмериком.
С восточной стороны церкви возведена невысокая трёхъярусная колокольня, по обе стороны которой расположены лестницы, ведущие в верхний этаж здания. Внутренние помещения храма богато декорированы лепниной и живописными орнаментами. Особое внимание привлекают стенные фрески и иконы, находящиеся в верхнем ярусе иконостаса, поскольку написание большинства из них относится ко времени постройки храма.
Несмотря на общую традиционность архитектурного решения церкви Михаила Архангела (Никольское-Архангельское), в Подмосковье нет храмовых построек, повторяющих её облик, поэтому она по-своему уникальна. Эта особенность церкви была отмечена давно, и существует немало свидетельств того, что уже в течение XIX века она посещалась не только постоянными прихожанами, но также и ценителями церковного зодчества, приезжавшими из различных городов России.
Церковь, хранимая Богом
В отличие от иных храмов нашей страны, история церкви Михаила Архангела в Никольском-Архангельском не отмечена сколько-нибудь серьёзными потрясениями и бедами. С момента постройки и до сего дня она ни разу не горела, и даже в тяжёлом для России 1812 году Господь уберёг её от разграбления и поругания, хотя наполеоновские войска, двигаясь к Москве, проходили через село.
Столь же удачно сложилась её судьба и в период безбожного лихолетья, когда по всей стране были закрыты, а часто и разрушены тысячи приходских и монастырских храмов. Более того, причту и прихожанам удалось в целости сохранить древние, веками намоленные иконы, являющиеся по сей день главными святынями церкви Михаила Архангела (Никольское-Архангельское), адрес которой: город Балашиха, ул. Чёрная дорога, д. 16А
Село, ставшее городом
В 1830 году село Николо-Арханнгельское, расположенное к востоку от Москвы, вошло в состав новообразованного г. Балашихи. Произошло это после того, как князь Трубецкой вместе с местным купцом Павлом Молошниковым основал на реке Пехорке возле села Блошино небольшую фабрику, предназначенную для производства сукна. Их начинание имело успех, и со временем на месте деревянных построек поднялось пятиэтажное каменное здание, в котором размещались производственные помещения.
В 1850 году на фабрике трудилось уже более 500 человек, а бывшая деревня превратилась в г. Балашиху с населением, превышавшим 2 тыс. человек. Со временем находившаяся на его территории церковь Архангела Михаила стала главным духовным центром Балашихинского викариатства ─ церковно-административной единицы, входившей в состав епархии.
Центр религиозного просвещения
Как было сказано выше, антирелигиозные кампании, прокатившиеся по стране в годы коммунистического правления, обошли её стороной, и церковь оставалась действующей в период всего тяжкого лихолетья. За этот период в ней сменилось несколько поколений священников, многие из которых остались в памяти жителей Балашихи как истинные проповедники слова Божьего и добрые пастыри Его стада.
В наши дни их преемники ведут активную работу по религиозному просвещению населения, столь необходимую после многолетнего господства материалистической идеологии. Действующая при церкви Михаила Архангела в Никольском-Архангельском воскресная школа является одним из благодатных источников знаний, которые столь необходимы молодому поколению россиян.