В жилом районе Великого Новгорода, называемого со средневекового времени Неревским концом, сохранилась группа архитектурных сооружений. Они располагаются вдоль левобережья реки Волхов на Софийской стороне к северу, внутри земляного вала. Все они представляют собой наиболее зрелые и художественно законченные памятники новгородского зодчества, относящиеся к XV веку, и подлежат охране как народное достояние. Их месторасположение историки связывают с Неревским концом, часто называя их Кожевницкими.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках: описание
Зодчие решили построить этот храм на берегу могучего Волхова, именно к нему он обращен своим восточным фасадом. Профессионально подобранные пропорции, создающие великолепный силуэт, и правильное месторасположение, сегодня сделали из этого храма прекрасный памятник древнего искусства, изучая который, можно увидеть, как с течением времени прогрессировала архитектура.
За валом на стороне Дмитриевской улицы, которая ведет до Зверин-Покровского монастыря, до сих пор стоит это древнее и удивительное сооружение, отличающееся законченностью и зрелостью. Это воистину прекрасный образец зодчества, который был характерен для эпохи расцвета Новгородской земли.
Церковь Петра и Павла в Кожевниках была возведена в 1406 году. Она выстроена из блоков известняка, все декоративные работы фасадной части, а также арки, лопатки и глава церкви выполнены из красного кирпича.
Архитектура древности
По историческому преданию, этот красивейший храм был построен на средства ремесленников-кожевников. Очень давно, а если быть точнее, в 1227 году на этом месте стояла деревянная церковь. Но в 1384 году она пострадала от сильного пожара. Стены же нового храма возводились из блоков известняка и кирпича и специально не были оштукатурены.
К 1930 году была снесена колокольня храма. Однако именно в годы фашистской оккупации он пострадал больше всего. Полностью восстановить его первоначальную красоту удалось только к 1960 году. Этим процессом занимались архитекторы Штендер Г. М. и Шуляк Л. М.
Божественное великолепие
Церковь Петра и Павла в Кожевниках, фотографии которой в полной мере показывают всю грациозную красоту и величественность, не сломанную веками, представляет собой достаточно высокое одноглавое четырехстолпное здание. Его фасады – законченные и строгие в пропорциональном отношении, а в завершающих областях поставлен акцент на мастерски оформленную кирпичную кладку многолопастной орнаментной арки, в ансамбль которой входят пояски, выточенные из треугольных впадинок, аркатурный фриз, розетки, нишки круглых и пятиугольных форм, поребрик и рельефные кресты.
На фасаде с южного направления до наших дней сохранилась пятичленная композиция. Она состоит из двух ниш и трех окон, расположенных между ними. Древние архитекторы церковь Петра и Павла в Кожевниках увенчали декоративной пятилопастной бровкой. Весьма оригинальными вертикальными тягами-валиками украшена сама апсида храма. Их стянули полуциркульными небольшими арками.
Исследование старины
Самые важные и яркие элементы внутреннего убранства выполнены в традиционном стиле, выработанном в XIV веке, в его второй половине. Еще одним ярким и самобытным архитектурным решением храма Петра и Павла стало обустройство входа на полати не в самой толщине стены (такие приемы часто применялись при возведении новгородских храмов XII-XV веков), а в виде отдельной каменной лестницы, расположенной в северо-западной части храма. Что интересно, именно эта особенность храма повторяет и показывает прием, который использовали зодчие знаменитого храма Федора Стратилата, построенного в 1360 году.
Уже в XVIII веке к южной стороне пристроили придел Трех Святителей. Немного позже с западной стороны соорудили небольшого размера колокольню.
В период с XV по XVI век претерпела изменения вся церковь Петра и Павла в Кожевниках. План ее реконструкции оказался очень интересным – она стала двухэтажной. В западной части стали размещаться хоры, куда вела лестница с северо-западного угла. Таким образом, появилось подцерковье или по-другому – подклеть. Сама же церковь находилась на втором этаже на так называемых сенях.
Картины и фрески
Выстроенный портал, обладающий острой формой, был выбит в то время, когда храм разделили на два этажа. По бокам этого портала просматривались остатки старинной росписи, и можно было рассмотреть на одной стороне изображение апостолов Павла и Петра, с другой – ангела с мечом в руке.
Проводивший анализ изображений исследователь Гусев Павел установил, что икона апостолов Петра и Павла была выполнена масляной краской в ремесленно-живописном стиле, а Ангел – по фресковой технике. В конце он заключил, что произведения относятся к совершенно разным эпохам. Ангела отнесли к XVI веку, изображение Петра и Павла — к XVIII веку, когда храм был переведен на второй этаж.
Сегодня храм уже не действует, и богослужения в нем не проводятся. Теперь здесь находится филиал государственного музея-заповедника, который работает в среду и в воскресенье с 11.00 по 16.00. Понедельник и вторник – выходные дни. Вход платный – 50 руб., студентам и учащимся – 30 руб., детям до 16 лет – бесплатно. Каждый год с 1 октября по 1 марта музей закрывается.