Непреложным и обязательным правилом любой религии в воспитании человека всегда считалось развитие духовности и благожелательности. Православие, лютеранство, буддизм и многие другие направления в своей основе поднимают дух и услаждают взор, воздействуя на людей не только содержанием проповедей и молитв, но и формой, выраженной великолепной архитектурой, отличающей церкви Санкт-Петербурга – разнообразной, величественной и удивительной.
Колоссальная часть в архитектурном наследии
Храмы, соборы и церкви Санкт-Петербурга – интереснейшее собрание шедевров разных зодчих различных эпох. Составляющие огромный пласт уникальной архитектуры Северной Столицы, культовые сооружения имеют богатейшую историческую и культурную ценность, поражают воображение невероятной способностью завораживать, успокаивать и вселять уверенность в завтрашнем дне. Являясь традиционными местами экскурсионного и туристического паломничества, церкви Санкт-Петербурга по праву занимают особенное место в архитектурном изобилии города. Кто хоть раз не был поражен величием Исаакия, строгостью Смольного, изумительной живописью икон Казанского собора? Неужели возможно остаться равнодушным, созерцая удивительную роспись стен православных храмов – свидетелей прошедших взлетов и потрясений, великих побед и горестных поражений?
Чесменская церковь
Разгрому турецкого флота при Чесменском сражении в 1770 году было посвящено строительство красивейшего храма, получившего название Чесменского. Возведенная в интереснейшем псевдоготическом стиле, удивительно изящная, поражающая своей легкостью и необычностью Чесменская церковь возвышается недалеко от Московского проспекта. Удивительно легкое сооружение в розово-белых тонах с устремленными ввысь остроконечными шпилями башен и высокими узкими окнами явилось символом знаменательной победы русского оружия, самой значительной со времен завоеваний Петра Великого.
История возникновения храма
В честь этой морской победы высочайшим повелением учреждается серебряная медаль с изображением кульминации атаки русской флотилией турецких судов. Создается несколько памятных мест, объединенных победным именем «Чесменские»: гатчинский обелиск, ростральная колонна в Екатерининском пруду Царскосельского парка, зал Петергофского дворца. Но Чесменская церковь в Санкт-Петербурге – славная ода одержанной победе архитектора Ю. М. Фельтена – автора Эрмитажа и изысканной ограды Летнего сада. Храм был заложен напротив Кикерикексенского дворца, впоследствии также названного Чесменским, в 1777 году, и освящен в 10-летнюю годовщину победы – в 1780 году. Великолепный ансамбль из дворца и храма дал название окружающей местности, она тоже стала называться Чесмой. Все правители России благоговели и любили эти места: Екатерина Великая ежегодно дважды посещала Чесменскую церковь, приезжая на Масленицу и храмовые празднества, Николай I своим указом учредил во дворце богадельню для инвалидов войны с Наполеоном, тем самым дав дворцу и храму новую жизнь с последующим возведением нескольких новых флигелей и трех часовен. Куратором богадельни выступал Александровский комитет раненых, а Великие князья были попечителями. Учрежденные Екатериной II праздничные службы и роскошные обеды с приглашенными гостями стали традиционными и продолжались вплоть до Октябрьского переворота, когда богадельню закрыли, разместив в Чесменском дворце трудовой лагерь принудительных работ «Чесменка» и используя здание церкви как склад.
В 1970-е годы в отреставрированном после войны здании церкви разместился филиал Центрального Военно-Морского музея “Чесменская победа”.
Вторая жизнь храма началась с передачи здания Санкт-Петербургской епархии в 1990 году и первого молебна, отслуженного в последний день года пока еще вне помещения церкви. В конце 20 века был восстановлен иконостас в соответствии с первоначальным проектом, и состоялось освящение храма.
Церковь Смоленской иконы Божией Матери
Создание этой церкви началось с официального учреждения Смоленского кладбища на Васильевском острове у Черной речки (Смоленки) в 1738 году. Заложенная в 1758 деревянная церковь была построена и освящена уже в 1760 году. Своим названием и кладбище, и церковь обязаны поселениям смоленских работных людей, прибывших на строительство города в период его возведения. Так возникла первая Смоленская церковь. Санкт-Петербург, разрастаясь и развиваясь, испытывал потребность в сооружении каменных зданий, и в конце 19 века по проекту архитектора А. Иванова была построена каменная церковь в лучших традициях русского классицизма с великолепной двухъярусной колокольней.
Возведение этого храма неразрывно связано с именем известной святой Блаженной Ксении Петербургской, которая после потрясения от гибели любимого мужа раздала все имущество и скиталась по городу, помогая днем горожанам, ждущим ее помощи, а ночью тайком работала на строительстве храма, поднимая на леса строительный кирпич. Святая настолько почитаема в России, что находящаяся поблизости от Смоленской церкви часовня Ксении Петербургской — особое место поклонения и паломничества верующих.
Смоленская церковь – известная русская святыня
Освящен построенный храм в 1792 году. На протяжении последующих лет Смоленская церковь, как многие церкви Санкт-Петербурга, неоднократно достраивалась, украшалась и улучшалась. Так, в 1809 году к зданию был пристоен северный придел, в 1833 – Ильинский придел, в 1892 – придел Иоанна Предтечи, с размещенным иконостасом, выполненным М. Васильевым в лучших византийских традициях. Портиками были украшены фасады храма. Открылась библиотека.
Время и пришедшие к власти большевики пощадили храм. Он не функционировал только 6 лет – с 1940 по 1946 годы. С 1947 года богослужения в храме не прекращаются. В юбилейный год 200-летия храма был возведен и освящён южный придел во имя Блаженной Ксении Петербургской.
Лютеранская церковь
Северная столица, как многие мегаполисы мира, весьма демократична, и наряду с православными храмами ее украшают культовые здания других религий. Лютеранская церковь в Санкт-Петербурге возникла давно. Эта религия хотя и не поощрялось Петром Великим, но реформируя страну, он опирался именно на лютеран, поэтому в период его правления в страну прибыло более 20 тысяч человек лютеранской веры, и в частном порядке строились так называемые «кирха». Первую общественную лютеранскую церковь Святого Петра начали возводить в 1728 году. Она успешно функционировала 100 лет, после чего было построено новое здание храма в традициях романской базилики по проекту архитектора А. Брюллова, брата выдающегося живописца, впоследствии украсившего алтарь картиной «Распятие». Были установлены великолепный орган и уникальные вестфальские колокола. Вплоть до Октябрьского переворота здание перестраивалось и улучшалось. Необычна архитектура здания – некоторую тяжеловесность стирают устремленные вверх высокие трехъярусные башни, украшающие углы, и придающая легкость фигура ангела, венчающая сооружение. Барельефные изображения евангелистов и фигуры апостолов Петра и Павла на постаментах перед входом в храм завершают общую картину.
Удивительно то, что храм был действующим до 1938 года. После закрытия церковь стала складским помещением, а в 1956 году ее превратили в бассейн, несомненно, нанеся огромный урон. С наступлением демократии в 1992 году здание храма было передано немецкой общине и сегодня является главным действующим кафедральным собором Евангелическо-лютеранской церкви России.
Удивительны, разнообразны и интересны храмы и церкви Санкт-Петербурга. Карта города предложит посещение любого из этих уникальных сооружений.