История Смоленска насчитывает более одиннадцати веков. Этот один из древнейших городов России. В состав Киевской Руси он вошел в конце 9 века. После Крещения Руси православие нашло в Смоленске благодатную почву. В 12 веке Смоленское княжество бурно развивалось, в его столице жило около 40 тысяч жителей, а по темпам строительства православных храмов город обгонял даже Киев, по всей Руси были известны каменные церкви г. Смоленска, в 12 веке их было построено более тридцати.
Западный форпост православия
Географическое положение Смоленска приносило ему как благополучие, так и беды. Город лежал на торговых путях, соединяющих Восток и Запад, Юг и Север, что способствовало его развитию, но делало желанной целью завоевателей. В 13 веке город захватили татаро-монголы, но азиатские завоеватели терпимо относились к религиям покоренных народов, поэтому церкви Смоленска практически не пострадали.
В 1404 году город пал перед литовскими войсками князя Витовта. Не желая умножать конфликты в завоеванном городе, мудрый Витовт дал его жителям право выбирать религию по своему желанию. Однако его последователи начали притеснять православных. Все важные должности занимали католики, православная церковь была лишена привилегий и выведена из государственной жизни. В 1515 году Смоленщина вернулась в состав Руси, большинство горожан встретило освобождение, так и не предав веру предков.
В 1611 году после долгой осады Смоленск захватили поляки, воспользовавшись смутным лихолетьем в государстве Российском. Они сразу повели жестокую борьбу с православием. Король Сигизмунд повелел на развалинах Успенского храма возвести католический собор. Повсеместно церкви Смоленска превращались в костелы, а смолян пытались насильно обратить в чуждую им латинскую веру. Наткнувшись на тотальное неприятие католичества, поляки создали униатскую, промежуточную церковь, но и этим не завоевали сердца горожан. В 1654 году поляки были изгнаны русскими войсками, а права Православия полностью восстановлены.
Суровые испытания город претерпел во время нашествия Наполеона и особенно в ВОВ, когда церкви грабили и разрушали. Благодаря ли счастливой судьбе или воле Божьей, но в Смоленске сохранилось довольно много церквей, переживших череду опустошительных войн и религиозную нетерпимость. Более того, в городе есть три уникальных храма, которые были построены до татаро-монгольского ига. И, конечно, особенно выделяется среди храмов и церквей Смоленска Успенский собор, который является православным центром и главным украшением города.
Свято-Успенский собор
Смоленск лежит на семи холмах, подобно златоглавой Москве или величественному Риму. Для туристов и православных паломников самым интересным холмом, несомненно, является Соборный. Найти его легко, ведь его венчает главная церковь Смоленска. Фото Успенского Собора встречается практически во всех путеводителях и отчетах о городе, редкий иностранный и российский путешественник обходит вниманием прекрасный бело-бирюзовый храм, который словно парит над Смоленском.
Храм на этом месте появился более девяти веков назад, в 1101 году. В 1611 году его подорвали защитники города во время польской осады. Первый камень нового собора был заложен в 1677 году, строительство затянулось почти на век, оно закончилось лишь в 1772 году. Хотя собор расхищали наполеоновские завоеватели и солдаты вермахта, он практически не изменил свой внешний облик.
Изящный пятиглавый храм в стиле барокко имеет высоту 69 м, но визуально он кажется значительно выше, потому что построен на внушительном холме. Убранство собора богато, как и положено главному храму города, но даже в великолепном окружении ярко выделяется резной 30-метровый иконостас из липы, который сразу приковывает к себе взгляд туристов и прихожан. Иконостас имеет пять ярусов, украшен множеством икон, узоров и фигур.
Петропавловская церковь
Самая старая церковь Смоленска возведена в середине 12 века, предположительно в 1146 году. Поначалу была домовой церковью князя, а в 1168 году стала приходской. Представляет собой яркий образец архитектуры домонгольских времен: четырехстолпный одноглавый храм, построенный из плинфы – особого плиточного кирпича. В его строгих пропорциях и линиях, в довольно плоском куполе угадывается византийское влияние, которое особенно контрастирует со стоящей по соседству церковью Святой Варвары, построенной в 18 веке.
До появления Успенского Собора церковь Петра и Павла была главным православным храмом Смоленска. Правда, во время польского владычества в ней устраивали католический костел. В 1812 году была разграблена французами, в 1935 году закрыта советскими властями, во время ВОВ сильно разрушена, восстановлена в 60-х годах прошлого века.
Церковь Иоанна Богослова
Этот небольшой, но очень уютный храм построен на берегу Днепра в 1173 году. После прихода поляков в 1611 году была, как и многие церкви Смоленска, превращена в костел, затем разорена при наполеоновском вторжении, восстановлена после войны, но богослужения в ней возобновились лишь в 1993 году. Представляет собой черехстолпный одноглавый храм из плинфы, имеет три полукруглые апсиды.
Храм Архангела Михаила
Одна из самых красивых и самых древних церквей Смоленска появилась в конце 12 века на холме над Днепром недалеко от Иоаннобогословской церкви. По приданию, возвести ее велел Давид Ростиславович – смоленский князь. Он хотел построить храм, которой величием и красотой превзойдет другие городские храмы. Во многом замысел удался, в летописях сохранилось достаточно восторженных слов о пышном убранстве и красоте возвышающейся над рекой церкви Михаила.
Как и многие церкви Смоленска храм пережил литовские притеснения, переустройство в костел во время прихода Речи Посполитой, разграбление французами, но чудесным образом практически не пострадал во время сражений Второй мировой войны и поэтому сохранился в средневековом виде. Он представляет собой прекрасный крестово-купольный храм высотой 38,5 метров с одной полукруглой апсидой и одним куполом.