26 февраля 2017 года, в Прощеное воскресенье, епископ Переславский и Угличский Феодор совершил вечерню с чином прощения во Владимирском кафедральном соборе г. Переславля-Залесского.
После пения великого прокимна и закрытия Царских врат духовенство переоблачилось в великопостные черные ризы. После отпуста вечерни епископ Феодор преподал благословение молящимся на прохождение Великого поста и обратился ко всем присутствующим в храме со словами архипастырской проповеди:
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Возлюбленные о Господе честные отцы, братия и сестры, боголюбивая паства!
Мы подошли с вами к порогу Святой Четыредесятницы – великого духовного поприща. Еще недавно мы только слушали боголюбивую песнь кающегося сердца: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», вспоминали с вами образы евангельских повествований и притч, которые в прошедшие несколько недель предлагала нам ко вниманию Святая Церковь: мытаря и фарисея, блудного сына, воспоминания о Страшном Суде. В эти дни мы старались осознать не только свой жизненный путь, свое место во времени, но и состояние своего ума и сердца.
Сегодня мы вспоминаем Адама, его прегрешение и изгнание из Рая. Вспоминаем, что он был отвержен Богом и изгнан потому, что не был прощен. А не был прощен потому, что не просил прощения. А не просил прощения потому, что не имел покаяния, не увидел и не осознал своего греха. Путь Святой Четыредесятницы для каждого из нас – это путь осознания своей жизни, своей души, своего ума, своего сердца в свете евангельского учения и следования по нему с одной только целью – увидеть свой грех, который мешает нам соединиться с Творцом, Спасителем и Богом, принести достойный плод покаяния и приложить все усилия, чтобы этот грех искоренить.
Адам в изгнании на протяжении 600 лет, как говорит предание, плакал каждый день о своем грехе. Мы тоже порой слишком поздно плачем о своих жизненных ошибках. Впрочем, нам дано время на покаяние, которое способно не только примирить нас с Богом, но и открыть врата не земного, а Небесного Рая. Все человечество, подражая Адаму, ныне стенает, скорбит и плачет об утраченном блаженстве, понимая, что не может быть прощено до тех пор, пока не состоится покаянный диалог между человеком и Богом.
Это больше, чем разговор, больше, чем слова, это конкретные поступки в жизни каждого из нас. К этому диалогу первым приступает Сын Божий. Невиновный к виновному, безгрешный к грешнику приходит, чтобы примириться с человеком, спасти его, восставить в нем прежде утраченный образ и подарить ему наследие вечной жизни. Господь показывает нам, как нужно прощать: не только в словах, но и в конкретном поступке, чтобы и мы научились примиряться не только с тем, пред кем мы виноваты, но и с тем, кто пред нами виноват.
Мы каждый день читаем молитву «Отче наш», там всем знакомые слова: «…остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим…». Христос как бы говорит каждому из нас: «Задумайся, ведь это же ты должник, это же ты нуждаешься в прощении грехов. Это же ты согрешил, ты стал врагом для кого-то, ты стал носителем зла. Хочешь ли быть прощенным и примиренным с Богом? Пойди, примирись с ближним своим». Если вы оставите прегрешения ближнему, то и Бог простит прегрешения ваши. А если вы не простите ближнему прегрешения его от сердца вашего, то и Бог вам не простит прегрешений ваших.
А что значит простить? Это не так сказать: «Прощаю, но чтоб я тебя больше не видел» или «Ко мне больше не подходи». Надо простить так, как ты хочешь, чтобы Бог тебя простил на Страшном Суде. Представьте себе, что Он скажет тебе так: «Прощаю, но в Царство Небесное не входи». Нужно ли нам такое прощение? Вот и ближний наш должен войти в царство нашего сердца свободно и ему там не должно быть тесно. Простить – это значит прийти к тем отношениям, которые были до ссоры, которые бы не стесняли больше ни ума, ни сердца.
Один инок приходит к старцу и говорит: «Отец, я никак не могу примириться со своим братом». «Так пойди и попроси у него прощения», – говорит старец. «Ты знаешь, я к нему приходил много раз, но каждый раз, когда я стучу в дверь, он не открывает. Что же мне делать?» Авва говорит: «Это потому, что в сердце своем ты не примирился. В душе своей ты себя оправдываешь, а его осуждаешь. И потому, хоть ты хочешь сказать правильные слова, но он чувствует ложь. Примирись сначала в сердце своем». И что вы думаете? Это было не просто сделать. Но когда он смог убедить себя, что он не прав, а ближний, брат его прав и не виновен, то пошел к нему снова. Но прежде, чем поднял руку, чтобы постучать в дверь, брат открыл ее и первый бросился ему на шею в слезах и стал просить у него прощения.
Итак, наша беда от нашего сердца, оттого, что оно настолько не очищено, грязное, гордое, очень черствое, и мы прилагаем слишком мало усилий для того, чтобы его умягчить и очистить.
И вот, братия, ныне день спасения, ныне день благоприятный для того, чтобы нам очистить, умягчить, изменить, исправить свое окаянное сердце. Самое удобное средство для этого – пост и молитва. Мы не один раз в течение поста будем повторять молитву преподобного Ефрема Сирина, смысл которой, в общем-то, сводится к одной строчке: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
Путь поста – это училище любви и школа неосуждения. Невозможно любить Бога и осуждать человека, в этом лукавство. Нам Господь говорит: «Научитесь сначала любить друг друга. Прощайте друг другу. Мне от вас другой жертвы не надо, ибо это более всесожжений. Если бы вы только знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы» /Мф. 9:13/. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» /Мф. 5:23/. О каком даре говорит Господь? О даре нашего сердца, который может выражаться в чем угодно: в молитве, в посте, воздержании, в любом подвиге, потому что Господь наш подвиг принимает, только если он совершается сокрушенным сердцем. А сердце сокрушенное – это сердце прощающее, сердце простившее.
Сегодня, дорогие отцы, братия и сестры, мы собрались в этот священный храм для того, чтобы примириться друг с другом прежде, чем принесем Богу драгоценный дар поста и воздержания, кротости и терпения, целомудрия, смиренномудрия и молитвы. Потому что у кого-то из нас есть явные обиды, а у кого-то тайные язвы сердца.
Мы будем надеяться, что через наше покаянное слово и через действие нашего тела – будем делать каждый друг перед другом поклон – Господь очистит наши души от зависти, зла и обиды, и мы шагнем в начало поста с чистым сердцем.
Вот и я у вас, всечестные отцы, братия и сестры, искренне прошу прощения за все свои грехи и прегрешения, которые совершил пред вами, явно или может быть не явно. Кого-то обидел, на кого-то, может быть, сам обижался, но, искренне сокрушаясь сердцем, о всех вас молюсь, прошу меня простить и благословить, и сам всех вас прощаю и благословляю. Аминь.»
Затем был совершен чин прощения, за которым епископ Феодор, духовенство и все православные христиане испросили друг у друга прощения.
Пресс-служба Переславской епархии
Фото: Кудрявцев Михаил, Сосновский Борис