На вопрос о том, что такое Библия, ответить кратко невозможно. В 3 веке д.н.э. царь Египта Птолемей захотел иметь в Александрийской библиотеке греческий перевод Библии. Но присланные из Иудеи 72 переводчика не знали, что переводить. И пояснили это следующим фактом. В еврейском тексте Библии есть несколько уровней текста. Сначала прочитываются слова, потом отсчитываются определённые буквы: каждая 7, потом каждая 10, каждая 50. И получается новый текст, который служит толкованием к предыдущему. Птолемей приказал перевести просто основной текст. Так появилась на свет Септуагинта – перевод Ветхозаветных книг на древнегреческий язык. Но это только история Библии. А если посмотреть с мирской точки зрения, то вопрос о том, что такое Библия, имеет прямой ответ: Библия — это собрание книг, которые разделяются на 2 части: Ветхий Завет и Новый Завет.
Написанные до прихода Христа Ветхозаветные тексты можно разделить на четыре группы:
- книги законов;
- книги исторические;
- книги учительные;
- книги пророческие.
Книги законов (закон на еврейском языке – «торА») по-другому называются Пятикнижием Моисея, а состоят они из следующих книг:
- Бытие – повествует о сотворении мира и человека, о всемогуществе Бога, его премудрости и великой любви, проявлением которой стало сотворение человека по образу и подобию своему. В Бытии описана величайшая трагедия – грехопадение человека и изгнание его из рая.
- Исход – рассказывает о переселении евреев из Египта. Сердце этой книги — величайшее событие – Синайское откровение. Это повествование о том, как Моисей принял от Бога 10 заповедей.
- Левит – книга о ветхозаветном духовенстве.
- Числа – повествует о количестве колен Израильских, а также продолжает описание странствований евреев по пустыне.
- Второзаконие – повторение Моисеем заповедей новому поколению, родившемуся во время исхода.
Подводя итог, скажем, что в книгах закона Бог учил людей закону правды, чтобы подготовить их к принятию закона любви, который принесёт Христос.
Исторические книги включают в себя:
- Книга Иисуса Навина – рассказывает о завоевании земли обетованной.
- Судей Израилевых – охватывает период от завоевания Ханаана до появления царской власти. Ибо в то время у евреев было единственное в мире теократическое государство.
- Руфь – дополнение предыдущей книги, с акцентированием внимания на жизнеописании простых людей.
- Книги Царств (1-4) – описывает исторический промежуток между правлением царя Саула и разрушением первого храма Навуходоносором.
- Паралипоменон – дополнение к предыдущей книге.
- 1-я книга Ездры – содержит подробное описание возвращения евреев из Вавилонского плена, а также строительства 2-го храма.
- Книга Неемии – дополняет предыдущую книгу и открывает подробности духовного возрождения еврейского народа.
- Есфирь – эта книга повествует об истоках появления еврейского праздника пурим.
Общая канва этих книг делает доступным для понимания промысел Творца в событиях истории и активное участие Бога в жизни людей. От своего человеколюбия Господь стремится исправить греховную природу человека, отвратить его от служения идолам и обратить к себе.
Учительные книги — по своей сути тексты назидательные. Они обучают человека тому, как надо относиться к событиям повседневной жизни, не теряя из виду Бога и его заповеди:
- Книга Иова – описывает житие великого ветхозаветного праведника Иовы.
- Книги Соломона – дарят нам поэтический прообраз церкви как невесты Христовой.
- Псалтырь – это особая часть ветхозаветных текстов. В старину на Руси по ней учились азбуке. Это бесценный источник молитвы, и каждое Богослужение насыщенно молитвами из этой книги. Но самое важное, что Псалтирь изобилует яркими пророчествами о Христе.
Пророческие книги — это книги четырёх великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. А также двенадцати прочих малых пророков. Практически все важнейшие пророчества были так или иначе связаны с рождением Иисуса Христа.
Дополнительно следует упомянуть о неканонических текстах. Таковыми они считаются потому, что они не сохранились в еврейском подлиннике. Среди них Премудрости Иисуса сына Сирахова, Книга премудрости Соломона, Товит и некоторые другие. Эти книги не вошли в Канон, но включены в Септуагинту как полезные и назидательные. Разумеется, что разделение на группы носит условный характер. В пророческих книгах много исторических фактов, а в исторических книгах есть пророчества.
Та часть Священного Писания, которая была написана после рождения Христа, называется Новым Заветом и целиком посвящена одной ключевой теме и одной исключительной личности – Иисусу Христу, который есть и совершенная доброта, и совершенная новизна в истории человечества. Можно сказать, что Новый Завет представляет из себя одну великую книгу, которая, в свою очередь, состоит из 27 книг. Конечно, если судить не по объёму, а по степени важности. Основу новозаветных текстов составляют 4 Евангелия:
- от Матфея;
- от Марка;
- от Луки;
- от Иоанна.
Евангелие в переводе с греческого означает «Благая весть». И весть эту принёс сам Христос, и весть эта и есть Христос. В Евангелии говорится о Божественном происхождении Христа, его чудесном рождестве от девы, необыкновенной премудрости, крестном страдании, смерти, его славном воскресении и восшествии на небеса. По отношению к остальным новозаветным книгам Евангелие есть книга основных истин.
Деяния святых Апостолов можно отнести к историческим книгам Нового завета. Данная книга рассказывает о жизни первых христианских общин, апостольских проповедях. Также к новозаветным текстам причислены 21 послание св. Апостолов. Они являются изложением основных истин христианского вероучения.
Среди всех новозаветных книг есть одна особенная – Апокалипсис. Это греческое слово значит «откровение». Из этой книги мы узнаём о будущей судьбе церкви и мира, о тяжёлой борьбе церкви против всех исчадий ада, о конце истории, триумфе Иисуса Христа и победе агнца Божия над силами тьмы.
Вот из чего состоит и как трактуется православная Библия. Но это не даёт окончательный ответ на вопрос о том, что такое Библия. По словам апостола Павла, если человек читает Библию, и не верит в Христа, то рассудок его ослеплён, а на уме лежит покрывало. До сих пор иудеи, читая Библию, понимают только слова, но не смысл самого священного писания. Надо уточнить, что под иудеями Павел подразумевал людей, не верующих в Христа как в сына Божия.
Около 200 лет назад святой Серафим Саровский примерно так ответил на вопрос о том, что такое Библия: Библия — есть книга Богодухновенная, читая которую можно беседовать с Богом. Если читаешь Ветхий завет, то ты разговариваешь с Богом, а коли читаешь Евангелие, то Господь беседует с тобой. Ежели человек со вниманием прочтёт всю Библию, Господь не оставит сего подвига и наградит сего подвижника даром разумения.
Уже прошло столько лет, но никто не опроверг слова святого старца. Может, это так?