Православие на Руси положило начало многим традициям и обычаям, которые даже в отрыве от своей религиозной значимости имеют хождение в народе и фактически живут собственной жизнью в качестве самостоятельных феноменов русской культуры. Ярким примером такого рода явлений является праздник Крещения. Он неизменно празднуется на Руси с Χ века, то есть со времени принятия христианства в Киевском княжестве. Что такое Крещение Господне?
Богоявление в церкви и в народе
Крещение Господне — это праздничный день, в который по поверью христиан был ритуально омыт в реке Иордан Иисус Христос. В рамках христианского богословия это имеет особую значимость для искупления и спасения человечества от рабства греха и смерти – Христос, крестившись, взял на себя весь груз человеческих грехов, которые потом вознес на крест, искупив их своею кровью. Но к народным обычаям Крещения эти теологические построения не имеют отношения, а те, в свою очередь, меньше всего ориентируются на сакральный смысл праздника. В общественной памяти этот день прочно ассоциируется с морозами, прорубями и массовыми купаниями в ледяной воде, когда под громкие поздравления с Крещением Господним, красивые и торжественные молебны открывают «купальный сезон». Для многих окунуться в холодную воду в этот день – дело чести, независимо от религиозных убеждений и наличия таковых в принципе. А те, кто еще не до конца утратил связь с церковной традицией, также запасаются в Крещение великой агиасмой – крещенской святой водой, особым чином освящаемой в храмах в этот день. Считается, что эта вода в буквальном смысле нетленна – она не портится и не цветет и без вреда может храниться длительное время. А еще традиционно в это время принято, поздравляя друг друга, дарить открытки «С Крещением Господним».
События крещения Христа
Как уже было сказано, поводом для праздничных торжеств является крещение Христа. Согласно евангелиям, было это перед тем, как Иисус вышел на путь проповеднического служения. Руководимый Богом, он отправился на Иордан, где жил и учил иудейский пророк по имени Иоанн. Прозвище его было «Креститель», потому что он крестил погружением в проточные воды Иордана кающихся грешников. Если верить церковным преданиям, то когда Иисус просил у Иоанна крещения, тот пытался остановить его, считая себя недостойным крестить мессию. Тем не менее, он повиновался, и в момент, когда Христос выходил из воды, разверзлось небо, и на новокрещенного сошел подобно голубю Святой Дух, а божественный голос провозгласил, что Иисус – возлюбленный Сын Всевышнего, которого надлежит слушаться.
Насколько эти описания соответствуют реальным событиям, сказать сложно. Однако именно эта версия стала официальной в церковной ортодоксии и позже дала начало особому дню, который мы знаем сегодня как праздник Крещения Господня.
Рождение праздника
Первоначально, однако, христиане, хотя и верили в эту историю, не имели особых памятных дат для воспоминания крещения Иисуса. Что такое Крещение Господне для ранних христиан? Просто факт биографии их учителя. На заре христианства последователей Иисуса мало интересовала его земная жизнь, им была интересна его сверхъестественная сущность. Поэтому и праздновали они только Пасху – воскресение Христа из мертвых. Впервые праздник Крещения Господня стали отмечать группы египетских гностиков, которые разработали особенные обряды для этого дня, впрочем, мало сейчас известные. Мы знаем только, что они особым образом освящали воду в реке Нил, соотнося это каким-то образом с фактом крещения Христа. Православные же заимствовали эту практику у гностиков, как считается сейчас, в полемических целях, противопоставляя свое «истинное» освящение гностическому «еретическому». Но эта поздняя интерпретация факта ритуального плагиата не очень правдоподобна. Скорее всего, само Крещение Господне, традиции его празднования, а также богословское осмысление, перешли из гностицизма в православие ввиду того, что эти две ветви христианства в то время в Египте идейно были гораздо ближе друг к другу, чем сейчас. Есть все основания полагать, что в рядах православных общин Египта было достаточно филогностиков и даже откровенно гностицирующих членов, так что такой взаимообмен ритуалами и идеями не является особенным и уникальным. Ведь гностики дали православию не только Крещение Господне – традиции иконопочитания, поклонение Софии, монашество и некоторые другие вещи также уходят корнями в «еретический» гностицизм.
Ранняя традиция празднования крещения Христа
В первые века христианства праздник Крещения Иисуса не имел собственной даты в календаре. Дело в том, что неизвестно в действительности, в который день это событие произошло. Основываясь на факте явления Духа Святого и на голосе Бога-Отца, христиане осмыслили данное событие как явление Бога и стали праздновать его вместе с Рождеством и посещением волхвами святого семейства в качестве единого праздника. Произошло это на том основании, что православные верят в божественность Христа, то есть в то, что в Иисусе на землю явился сам Бог. Поэтому назывался праздник, связывающий Рождество, поклонение волхвов и Крещение Господне – Богоявление. Так он и сейчас называется по исторической традиции. Праздновать Богоявление было принято 6 января.
Развитие традиции
После Вселенского собора в 451 году в Халкидоне даты празднования этих событий разграничили во времени. Рождество отнесли к 25 декабря, а 6 января застолбили под Крещение Господне. Традиции и обычаи разных церквей, однако, со временем стали меняться и поэтому сегодня существует три различных практики празднования этого события. Еще одна – крайне протестантская – не отмечает Крещение вовсе.
Древневосточная традиция
В церквах, которые не приняли постановлений Халкидонского собора и остались независимы в своей административной, богословской и литургической жизни, до сих пор сохраняется традиция празднования Крещения Господня 6 января вместе с Рождеством под единым названием «Богоявление». Поэтому они даже в России не поздравляют друг друга и не дарят открытки «С Крещением Господним», предпочитая говорить об одном факте явления Господа, выраженном сразу в разных событиях. Отличается от них только Коптская церковь, которая празднует Богоявление не 6, а 7 января.
Римо-католическая традиция
В латинской католической традиции, последующей Халкидонскому собору, Рождество празднуется не 6 января, а 25 декабря. Правда и само Крещение сместилось с первоначальной даты, в которую католики теперь вспоминают визит волхвов и их поклонение перед Христом. Собственно, Крещение Господне в дореформенном католицизме приходилось на 13 января, то есть спустя неделю после посещения звездочетов. Ситуация несколько изменилась после Второго Ватиканского собора. Сегодня поздравления с Крещением Господним, красивые ритуалы освящения воды и праздничную мессу латинская традиция требует устраивать в первое воскресение после 6 января. Таким образом, единый праздник в западной церкви распался на три отдельных.
Греко-православная традиция
Что такое крещение Господне для православных? Так же, как и для католиков, это в первую очередь факт крещения Христа – то, что не хотят акцентировать последователи древневосточных церквей, сосредотачивая свое внимание только лишь на внутренней составляющей события. В православных церквях греческой, то есть византийской, традиции неизменно соблюдается постановление 451 года. Поэтому Крещение празднуется 6 января, правда по новоюлианскому календарю, на сегодняшний день дублирующему григорианский.
Русская православная традиция
Русская православная церковь вместе с еще тремя православными автокефальными церквями представляет особую традицию празднования, до сих пор придерживаясь в своей богослужебной практике юлианского календаря, отстающего от григорианского почти на две недели. Поэтому, что такое Крещение Господне, в России вспоминают только 19 января, когда остальной христианский мир уже готовится к празднованию другого события из жизни Иисуса Христа – Обрезания.
Как было выше замечено, Русская церковь не одинока в своем консерватизме. В верности старому стилю ее поддерживают Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные церкви, а также монашеская республика на горе Афон. Кроме того, за каноническими пределами так называемой семьи византийских церквей существует несколько самостоятельных православных юрисдикций, также ориентированных в богослужебной практике на юлианский календарь. Наибольший вес среди них имеет группа старостильных церквей Греции, отличающихся крайним консерватизмом.