Первого октября 1925 г. в Москве, в «3-м Доме Советов» началось заседание «Третьего поместного собора на территории СССР». Это было событие большого масштаба в истории обновленчества. Интересно оно нам потому, что созвучно событиям сегодняшнего дня. Инспирированную ГПУ самопровозглашенную «Обновленческую церковь» в СССР поддержала Константинопольская церковь. Решениями, принятыми на соборе стали: признание автокефалии Украинской церкви, брачного епископата и права священников на второй брак.
На «соборе» присутствовало 334 делегата с решающим голосом, в том числе 106 архиереев. Председателем единогласно избрали «митрополита Ленинградского» Вениамина (Муратовского). Участвовал в деяниях лжесобора представитель Константинопольского патриарха архимандрит Василий (Димопуло). В программе «собора» стояли следующие темы: о мире в Церкви, о церковном благоустроении, об участии Русской Церкви во Вселенском Соборе, о выборе высшего органа церковного управления.
В своем вступительном докладе, открывающем «собор», Александр Введенский огласил заведомо ложное письмо «епископа» Николая Соловья о том, что будто бы в мае 1924 г. патриарх Тихон и митрополит Петр послали с ним благословение в Париж великому князю Кириллу Владимировичу на занятие царского престола. Введенский обвинил местоблюстителя в содружестве с белогвардейским политическим центром и этим отрезал возможность для переговоров…
После дискуссии «собор» принял постановление по докладу Введенского и воззвание, резко осуждавшее Патриархию и ее деятельность. В резолюции «собора» говорилось: «Собор констатирует непрекращающуюся связь тихоновщины с монархистами, грозящую Церкви грозными последствиями, и отказывается от мира с верхушкой тихоновщины».
Торопя гражданские власти скорее разрушить патриаршее управление, требуя от ГПУ как можно скорее уничтожить митрополита Петра, обновленцы дали (с публикацией в прессе) такую характеристику первоиерарха Русской Православной Церкви: «заматерелый бюрократ саблеровского издания, который не забыл старых методов церковного управления. Он опирается на людей, органически связанных со старым строем, недовольных революцией: бывших домовладельцев и купцов, думающих еще посчитаться с современной властью».
«Собор» подтвердил равнозначность безбрачного и брачного епископата, однако поставление последнего замедлилось и стало проводиться очень осторожно; было разрешено и второбрачие, но уже с оговоркой — «с особой осмотрительностью, с согласия местной паствы»…
Значительное место в программе «собора» отводилось обсуждению участия «Русской Церкви» в планируемом Вселенском Соборе. Делегацию от «Русской Церкви» из обновленцев, должен был возглавить «митрополит» Вениамин (Муратовский).
На «соборе» были приняты постановления, отменившие созыв Соборов в дальнейшем и передавшие всю полноту власти синоду навечно.
Лжесобор признал автокефалию Украинской Церкви, самочинно провозглашенную украинскими обновленцами. На последнем заседании был избран многочисленный синод из 35 церковных деятелей во главе с «митрополитом» Вениамином (Муратовским).
По материалам сайта Православие.Ru