Дева Мария Гваделупская — знаменитый образ Богородицы, считается самой почитаемой святыней во всей Латинской Америке. Примечательно, что это одно из немногих изображений Богородицы, на котором она смуглая. В католической традиции почитается в качестве нерукотворного образа.
История появления
Среди первых источников, в которых упоминается о появлении Девы Марии Гваделупской, записи Луиса Лассо де ла Вега. Все указывает на то, что они были сделаны в 1649 году. В них, в частности, указывается, что в конце 1531 года Богородица четыре раза являлась местному крестьянину по имени Хуан Диего Куаухтлатоатцин.
Это был ацтек, который в наше время почитается как святой Римско-Католической церкви. Согласно преданию, впервые Богородица явилась Хуану в начале декабря, это произошло на вершине холма под названием Тепейак, сейчас это северная часть современной мексиканской столицы — города Мехико. Богородица начала с ним говорить, заявив, что желает построить в этом месте храм. Далее она велела Хуану отправиться к епископу Мексики и рассказать тому о своем желании.
Примечательно, что своим внешним видом она полностью соответствовала представлениям индейцев о том, как должна выглядеть молодая девушка неземной красоты, в частности, Дева Мария Гваделупская изначально была смуглой.
Крестьянин не смел ослушаться загадочной незнакомки, отправившись к францисканскому епископу Хуану де Сумаррага.
Де Сумаррага был испанским священником, первым епископом Мексики. Историки отмечают, что это была чрезвычайно противоречивая личность. С одной стороны, именно его заслуга в том, что в Мексике появилось высшее образование, система здравоохранения, книгопечатание, в 1534 году он открыл первую в стране публичную библиотеку, вел ожесточенную борьбу против рабства. При этом с пренебрежением относился к прошлому народа, который жил на этой земле. По его приказу уничтожались памятники индейской культуры, он стал основателем мексиканской инквизиции.
При этом де Сумаррага выслушал крестьянина, но не поверил его словам, попросив прийти позже, так как ему якобы,необходимо время, чтобы все обдумать. По дороге домой Диего вновь увидел на холме Мадонну, он сразу признался ей, что епископ не поверил его рассказу. Богородица в ответ на это велела ему на следующий день снова отправляться к де Сумарраге, повторить свою просьбу, сделав акцент на том, что данное желание исходит от матери Господа, Пресвятой Девы.
На следующий день было воскресенье. Диего сначала посетил церковь, а после службы отправился к епископу во второй раз. Того все еще терзали сомнения, хотя, увидев какой крестьянин настырный, он начинал ему понемногу верить. Все-таки де Сумаррага попросил Диего передать Богородице, что ему необходим какой-либо знак свыше, чтобы окончательно поверить. Все на том же холме Богородица по-прежнему поджидала Хуана. Услышав просьбу епископа, она повелела крестьянину вернуться на это место на следующий день, чтобы получить тот самый «знак», который убедит епископа приступить к строительству церкви.
В понедельник Диего должен был отправиться навестить своего дядю, который был тяжело болен. Он не мог пропустить этот визит, даже отправился другой дорогой к своему родственнику, чтобы не встретиться с Богородицей, но та все равно оказалась на его пути. Она сразу успокоила крестьянина, заявив, что тому вовсе не следует торопиться к своему дяде, потому что он окончательно выздоровел. Вместо этого, Диего следует отправиться на вершину холма, чтобы забрать подтверждение ее слов для епископа.
Согласно преданию, которое существует в католичестве, на холме Диего обнаружил, что на самой его вершине много цветущих роз, несмотря на то, что вокруг была зима. Он срезал несколько цветков, завернул их в плащ и пришел к епископу. На приеме у священника крестьянин молча снял свой плащ, вывалив к его ногам розы. Увидев это, все присутствующие упали на колени, так как на плаще в этот момент проступило изображение самой Богородицы.
Строительство храма
Уже на следующий день Хуан отвел епископа на то место, в котором Богородица велела построить храм. Кстати, дядя его действительно выздоровел, рассказав, что и к нему явилась Дева Мария. Именно ему Богородица и сообщила, что ее образ следует назвать Гваделупским. Это слово происходит от искаженного ацтекского выражения, которое означает «та, которая раздавливает змея».
Храм построили на месте разрушенного языческого храма, посвященного богине Тонанцин.
Развитие католичества
После этого события было решено построить храм на холме в честь Девы Марии Гваделупской. В последующие годы туда начали стекаться тысячи паломников из всех уголков Америки, так как это был уникальный случай, когда Богородица сама выбрала место для строительства храма и фактически благословила его.
Это событие имело важное значение для развития христианства в Мексике. Именно благодаря строительству этого храма и истории с явлением Мадонны крестьянину Диего ацтеки начали массово принимать католичество, до этого миссионерам удавалось лишь единиц склонить в свою веру. После этих событий местные жители начали креститься самостоятельно, уже не прибегая к помощи испанских миссионеров. За шесть последующих лет в христианство обратились около 8 миллионов ацтеков. На тот момент это было практически все коренное население Мексики.
Сам Диего к тому времени был христианином уже несколько лет, он принял католичество в 1524 году. На месте его встречи со святой Девой Марией Гваделупской была построена церковь, а само явление Богородицы стало старейшим из тех, что официально признаны католической церковью.
Базилика в Мехико
Сегодня все желающие могут посетить это место. Город с храмом Девы Марии Гваделупской — Мехико.
Фундамент базилики был построен в XVIII веке, со временем он просел, она была на какое-то время закрыта и недоступна для паломников. До наших дней базилика дошла в обновленном и реконструированном виде. Храм неоднократно перестраивали, чтобы он смог вместить всех желающих. Сегодня в нем могут одновременно находиться около 20 тысяч человек.
Однако все эти изменения никак не сказались на самом плаще крестьянина Диего, на котором и появился образ Девы Марии Гваделупской.
В наши дни накидка остается главной святыней базилики. Феномен изучался учеными разных стран, но они так и не смогли прийти к единому мнению, что тогда произошло, рационального объяснения этому чуду нет до сих пор. Непонятно, каким образом обычная накидка бедного крестьянина, которая была сплетена из трав около 500 лет назад, сохранилась до сих пор. Единственное, что удалось доказать, образ Богородицы не был нанесен с помощью кисти и красок.
Базилика открыта для посетителей ежедневно с 6 часов утра до 21.00. Добраться до храма можно на метро практически из любой точки Мехико, несколько ближайших станций находятся буквально в шаговой доступности от обители. Если вы решите арендовать автомобиль, то имейте ввиду, что под зданием базилики оборудованы две вместительные подземные парковки. Ежегодно паломничество совершают около 14 миллионов человек. По некоторым данным, это самый большой показатель в мире.
Храмы Богородице в других городах
В Мексике существует еще несколько церквей, посвященных Мадонне. Храм Девы Марии Гваделупской есть в городке Пуэрто-Вальярта, это курорт на востоке страны в бухте Баия-де-Бандерас. Культовое сооружение представляет собой церковь, которую начали строить в 1918 году. Когда-то сверху был ажурный купол, который напоминал застывшее кружево, его поддерживали восемь ангелов. В 1965 году случилось землетрясение в Пуэрто-Рико силой в семь баллов, из-за которого своей ажурной короны лишился и этот город с храмом Девы Марии Гваделупской.
В 1979 году вместо нее хотели возвести крышу из стекловолокна, но этот проект так и не реализовали. Башенный купол высотой в 15,5 метров появился только в 2009 году. Стоит отметить, что интерьер этого храма богато декорирован, в нем много сакральных произведений, в том числе мраморный алтарь.
Еще один храм Девы Марии Гваделупской в Мексике находится в Сан-Кристобаль-де-лас-Касас, который называют «городом церквей». Культовое сооружение, посвященное Богородице, было построено в 1835 году на вершине холма Гваделупе. Отсюда открывается прекрасный вид на город. В пределах этого храма находится статуя Девы Марии Гваделупской, которая была создана в 1850 году.
Интересна история этого сооружения. Построенное на холме, оно со временем оказалось окружено более современными городскими постройками. В 1844 году эта часть Сан-Кристобаль-де-лас-Касас была практически не заселена. Церковь открыта круглый год, но паломники стремятся в ней побывать с 1 по 12 декабря, когда ее украшают особенным образом в честь небесной покровительницы.
Молитва
Для мексиканцев Богородица считается одной из самых важных святых. Причем существует несколько вариантов молитвы Деве Марии Гваделупской. Вот один из них.
Дева Мария Гваделупская, ты,
которая освящаешь наши души,
река света, царица неба,
царица всех мексиканцев.
Ты, которая отвечаешь на наши мольбы
и ограждаешь нас ото зла,
молим тебя ходатайствовать
за всех тех, кто посещает эту часовню,
тебе посвященную.
А вот еще один вариант, который можно найти на иконах, продающихся в специализированных церковных лавках.
Приходим к Тебе, Дева Мария Гваделупская,
Так как на Тепеяке мы уверовали,
что Ты наша Святая Матерь,
и в Твоем Пятом Откровении помилуй нас
и с материнской заботой излечи все недуги.
Мы больны душой.
Исцели нас, милостивая Госпожа,
чтобы мы всегда пребывали в благодати Христа Спасителя.
Матерь Бога и Матерь наша,
пробуди в наших сердцах
таких же безжизненных и холодных, как Тепейяк,
любовь к Богу и нашим братьям.
Научное объяснение феномена
Фото Девы Марии Гваделупской до сих пор завораживают и удивляют многих. Неоднократно ученые предпринимали попытки объяснить этот загадочный феномен. Образ самой Богородицы, а также тильма (материал для плаща) были подвергнуты трем независимым экспертизам, которые были проведены в период с 1947 по 1982 год. По их результатам исследователи так и не смогли прийти к единому мнению относительно того, каким образом туда попало изображение святой Девы Марии Гваделупской. Фото этого феномена, который в католичестве признан одним из чудес, весьма популярны среди верующих христиан на Западе и в Латинской Америке.
Выводы экспертов, которые проводили исследования, оказались слишком противоречивыми. Лауреат Нобелевской премии по химии немец Рихард Кун авторитетно заявил, что при создании этого изображения не применялись красители животного, природного или минерального происхождения.
В 1979 году Джоди Смит и Филипп Кэллахан изучили икону пресвятой Девы Марии Гваделупской с помощью инфракрасного излучения. Ученые пришли к выводу, что руки, части лица, мантии и одежды на образе были созданы одним шагом, за которым не кроется каких-либо очевидных мазков кисти либо заметных исправлений.
Перуанский инженер Хосе Асте Тонсманна, сотрудник Мексиканского центра исследований Гваделупы, подверг отсканированный лик, фото Девы Марии Гваделупской цифровой обработке. Ученому открылись удивительные факты. В отражениях глаз Девы Марии Гваделупской, на фото это стало хорошо видно, обнаружилось изображение Хуана Диего. При этом оказалось, что одно и то же изображение присутствует в обоих глазах, но сделано с разных ракурсов, как, например, когда в человеческих глазах отражается то, что происходит непосредственно перед человеком.
Мнения экспертов
У ученых и исследователей до сих пор нет единого мнения по этой проблеме. Часть утверждает, что на полотне не обнаружено никаких следов грунта, который обязательно должен был бы использоваться перед нанесением краски. Также многие, кто изучал изображение, отмечают удивительную сохранность самого материала, в то время как в действительности ткань из волокон кактуса, а именно из него был плащ мексиканского крестьянина, крайне недолговечна. Чаще всего, она приходит в полную негодность уже через 20 лет. В данном случае тильме около пятисот лет, из которых она не менее 130 лет не была защищена стеклом, постоянно подвергаясь воздействию копоти свечей, атмосферным явлениям, поцелуям и прикосновениям верующих.
При этом существуют источники, утверждающие, что при съемке крупным планом и инфракрасном анализе был обнаружен пигмент, который применяется для выделения области лица, помогающий скрыть саму текстуру ткани. Также было установлено очевидное шелушение и растрескивание краски, которые наблюдаются на протяжении всего вертикального шва.
Инфракрасный анализ
При инфракрасном анализе также удалось обнаружить черту на халате, которая удивительным образом напоминает линию эскиза. Предположительно, с ее помощью неизвестный средневековый художник набросал контуры лица перед тем, как взяться за покраску.
Интересные наблюдения изложил портретист Глен Тейлор, который заметил, что волосы Богоматери расположены не по центру изображения, а глаза, в том числе и зрачки, имеют очертания, которые характерны для картин, но не встречаются в действительности. Так что художник предположил, что данные контуры были нанесены на плащ при помощи кисти. По его словам, некоторые другие данные также свидетельствуют о том, что рисунок был попросту скопирован неопытным художником, а затем мастерски подделан.
В том, что изображение Девы Марии — это действительно чудо убеждены верующие католики, а также различные исследователи религиозных чудес. Правда, последние уже не раз себя дискредитировали сомнительными выводами и заявлениями. К ним можно отнести американца Джо Никела из штата Нью-Йорк, который уже пытался объяснить феномен крови святого Януария. Тогда он утверждал, что это в действительности не кровь, а микстура, составленная из окиси железа, воска и оливкового масла, которая плавится при небольших изменениях температуры. При этом сам он никогда не исследовал реликвию, игнорировал результаты спектральных анализов, которые были проведены многократно.
Скульптура мироточит
Не раз можно было столкнуться с тем, что начинала мироточить и статуя Богородицы, которой посвящена эта статья. В июле 2020 года стало известно, что замироточила статуя в католическом храме в американском городе Хоббс, расположенном в штате Нью-Мексико.
Священнослужители и прихожане обратили внимание на то, что Дева Мария Гваделупская плачет. После появления первых подобных сообщений в храм начали стекаться паломники со всех уголков страны. Они начинали молиться перед бронзовым изваянием и снимать его на свои мобильные телефоны.
Они рассказывали, что из глаз скульптуры текли «слезы». Это была прозрачная жидкость, которая имела приятный ароматный запах. Когда капли попробовали стереть, они вскоре появились вновь. Многие убеждены, что это очередное чудо Богородицы, однако, настоятели самой епархии, к которой относится храм, не торопятся с выводами. Они заявили, что компетентные органы проводят тщательную экспертизу, которая установит, можно ли объяснить данное явление с помощью природных сил, законов химии или физики, в частности, будет использоваться рентген. Если ученым этого сделать не удастся, тогда будет официально признано действие Бога через эту статую Богородицы.
Подробности рассказал настоятель храма, который отметил, что были внимательно изучены все записи с камер видеонаблюдения, установленных в храме. Не удалось обнаружить никого, кто бы совершал со скульптурой какие-либо манипуляции.
По сообщениям американских средств массовой информации, из глаз скульптуры уже вылилось около 500 мл неизвестного вещества. Химический анализ показал, что это ароматическое масло, которое применяется в таинстве миропомазания, согласно христианским обрядам. При этом жидкость отличалась от ароматического масла, так как была прозрачной, в то время как стандартное миро имеет оливковый цвет.
В настоящее время исследование продолжается, однако, никаких доказательств вмешательства человека в эти процессы найти не удалось.