Девство – особенный дар Божий и потому дается немногим.

Девство имеет свое особенное значение для тех, которые могут сохранить его в чистоте.

Девство – особенный дар Божий и потому дается немногим.

Сам Господь наш Иисус Христос говорит: «Не все вмещают слово сие, но кому дано…

Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19,11–12).

Часть 1-я

автор Протоиерей Сергий Заозерский

Порой слышишь, как слова «девственность», «девственница», «девственник» произносятся с ярко негативным оттенком.

В некоторых обществах быть девственником или девственницей считается зазорным.

Молодые люди и девушки стыдятся своей невинности, скрывают ее и даже тяготятся ею.

Происходит это не всегда от распущенности, а скорее от простого, бездумного согласия с общественным мнением или, лучше сказать, настроением, потому что мнение подразумевает хоть какую-то мысль.

А задуматься есть о чем.

Девственным мы называем то, что не тронуто, не искажено, первозданно. Девственный лес, девственная природа. Девственным был мир по сотворении его Богом. Девственниками были Адам и Ева — первые люди, которых Господь поселил в раю. Они хоть и имели тела, но были свободны от телесных потребностей. При том, что первые люди были связаны единством плоти (ведь Еву Господь сотворил из ребра Адама), и даже имели благословение плодиться и размножаться и наполнять землю и обладать ею, они не знали супружеского жития в привычном нам сегодня смысле.

 По словам святителя Иоанна Златоуста, «первые люди жили, как Ангелы, и не было речи о сожитии». Увеличение народонаселения в том состоянии безгрешности, в котором пребывали Адам и Ева, должно было, по замыслу Божию, происходить иным, неведомым нам образом. Но по беспечности муж и жена впали в грех (вкусили плод с заповедного дерева), да еще не захотели раскаяться, и тогда Господь изгоняет их из рая сладости.

 В этом нет ничего жестокого, ведь пребывать рядом с Богом в положении нераскаявшихся грешников для них будет уже не блаженством, а мукой. Вот тогда то, поселившись напротив райских врат, Адам и Ева впервые узнали супружескую близость.

Художник Жан Раух. Весталка (1690)

«Девство отлетело от них, и вступил в силу закон супружества».

Но и за порогом рая человек не оставлен Божией милостью. Семья дана ему как утешение в суровом мире, в котором он теперь живет. Святые отцы назвали семью «остатком рая на земле». Сознавая благость семьи, человек учится возделывать свой малый семейный рай, культивируя всё, что полезно для него, и отбрасывая то, что ему вредит. При всем разнообразии культур, святость семьи встречается повсеместно. 

Повсеместно же можно отметить и особое внимание к первому плотскому единению, то есть к переходу из девственного состояния к супружескому. 

Еще в древности было замечено, что первый половой контакт, то есть то, как произошло расставание с девственностью, немало влияет на последующее развитие личности человека, на его характер. Нередко от этого события зависит дальнейшая судьба и потому его никак нельзя поставить в ряду обыкновенных и даже необыкновенных эпизодов жизни — это не рядовое событие. Это шаг в совершенно новую жизнь и он должен быть совершен осознанно.

Значимость перемены в жизни человека с началом супружеских отношений отразилась в языке. 

Во многих языках мира, а может быть и во всех, для обозначения человека в девственном состоянии (имеется ввиду телесное состояние) применяют одно слово, а для утратившего девственность — другое.

Так, по-русски мы скажем: дева, девушка, девица, а потом — жена, женщина, баба. Здесь отражена не возрастная разница, а именно физиологическое изменение: «Девкой меньше, так бабой больше», — гласит народная поговорка. «Впускал к себе он деву в дом, не деву выпускал», — поется уже в английской народной песне. Девами, девицами называли даже старушек, не бывавших замужем. Так и говорили — старая дева.

 В отношении мужского пола — юноша, парень, после — муж, мужик, мужчина. То же находим у англичан, после замужества мисс становится миссис. Во французском языке мадмуазель превращается в мадам. Немецкая девица — фрейлин, а дама — фрау. У шведов — фрекен и фру. Помните, фрекен Бок из «Малыша и Карлсона»? Далеко немолодая домоправительница никогда не была замужем и потому к ее имени добавлено фрекен, то есть девица.

Отметим, что в большинстве обществ девственность имела свой особый статус. 

Синонимы этого слова в русском языке: невинность, чистота, целомудрие, непорочность, неиспорченность, честь. У кельтов свидетельство на суде девицы считалось неоспоримой истиной. Кельтская девица обладала статусом «девятиязыкой», то есть ее свидетельство приравнивалось к свидетельству аж девяти человек. Ей верили даже без присяги. И в нашем Отечестве в судебных разбирательствах девица могла выступать свидетелем или послухом, ее словам доверяли безоговорочно. Считалось, что дева не может солгать.

Даже в тех обществах, где беспорядочные связи были нормой, девственность обладала неким ореолом. Можно вспомнить гостеприимного Лота из Ветхого Завета. Жители города Содома, где жил праведный Лот с семейством, были особенно развращены. 

Когда они узнали, что Лот принимает у себя двух пришельцев, то все городские жители, Содомляне, от молодого до старого… окружили дом и вызывали Лота, требуя, чтобы тот вывел к ним своих гостей, намереваясь совершить над ними насилие. 

Лот кротко пытается остановить их: «Братья мои — говорит он, обращаясь к одержимой похотью толпе — не делайте зла». И далее предлагает им «замену»: «Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего» (см. Быт. 19, 4–8). Лот упоминает о девственности дочерей, зная, что даже в глазах этих развращенных людей она имеет определенное достоинство.

Сохранение девственности до брака характерно для многих культур. Об этом говорит многоликая, но в чем-то схожая символика пышных брачных торжеств, существующих у всех народов. Заметим, что для второго брака, когда хотя бы один из брачующихся уже не девственник, такие торжества уже не уместны и их не устраивают. 

 В православной традиции при венчании второбрачных свечи, которые они держат в руках, не зажигают. Это тоже символ того, что брачующиеся не девственники.

Схоже у многих народов и отношение к потере девственности до брака. Особенно это касается девушек. Сама женская природа так устроена, что грех этот не может быть скрыт и непременно обнаружится. А коль вина может быть доказана, то она может быть и наказана. 

И наказывали. В израильском обществе, по Моисееву законодательству, если не найдется девства у отроковицы, предлагалось побить ее камнями до смерти (Втор. 22, 20). Причем казнить отроковицу полагалось у дверей родительского дома, то есть, можно сказать, на глазах у родителей, не обеспечивших правильного воспитания и догляда. С наступлением христианской эры нравы стали мягче, и всё же общество продолжало относиться к этому греху особенно нетерпимо. 

В России (да и в других христианских народах) еще в XIX веке не сохранившую себя девицу ожидало всеобщее презрение, отторжение от общества, грубые насмешки и выходки, мазание дегтем ворот, битье стекол в родительском доме. По неписаным законам, принятым в обществе, она уже не могла появляться на молодежных вечеринках, не надевала яркой одежды и, как правило, искала, куда скрыться с глаз. Замуж ее не брали, разве что какой-нибудь старый вдовец предлагал ей обвенчаться, дабы было кому варить щи и дохаживать его старость. 

В мусульманской среде подобное отношение к потере девственности кое-где сохранилось до нашего времени. Особенно в провинции.

То, что кажется нам сегодня непомерно жестоким, имело свои причины.

 Дело в том, что первая близость у женщины сопровождается такими колоссальными изменениями в ее организме, такими физическими и психическими нагрузками, что должна происходить в особой атмосфере. В атмосфере брака, потому что именно брак и только брак способен дать ей необходимое в эти минуты спокойствие от сознания своего права и защиты этого права со стороны общества и родных. 

В противном случае психическая перегрузка может вызвать патологические изменения, мутации генотипа женщины, и в дальнейшем вероятность рождения у нее генетически больного ребенка возрастает. Статистику учащающихся добрачных связей сопровождает статистика увеличения генетических заболеваний и общей детской патологии. Характерно, что в регионах с мусульманским населением, где девственность невесты обязательна, таких заболеваний гораздо меньше. Легкомысленное отношение к добрачному сожительству не только подрывает здоровье нации, оно — прямая угроза самому существованию ее, так как ведет к ее вырождению.

 Только заботой о здоровом генофонде народа, о его будущем можно объяснить ту непримиримую жестокость, с которой общество отвергало от себя утратившую невинность девушку.

Девицу, не сохранившую девственности, называли и считали испорченною. 

 Порча состояла в том, что, познав близость вне брака, как мужчина, так и женщина, бывают более склонны к неверности, чем те, кто вступил в брак в чистоте. Когда человек начинает семейную жизнь девственником, в его сознании брак и интимные отношения пребывают в единстве. В противном случае, эти понятия будут разобщены. А коли так, то устоять в искушении, которых в жизни любого семейного человека немало, будет труднее. Девственность, сохраненная до брака, хоть и заканчивается в нем, но не исчезает совсем. В дальнейшем, можно сказать, что она охраняет его границы.

Народный опыт знает печальную истину: когда девушку, имевшую внебрачный опыт близости, покидает ее поклонник, она редко остается одна. Вскорости она начинает, может быть и не давая себе в том отчета, искать новую «любовь». В «Фаусте» Гёте приводит народную песенку:

Ты начала теперь с одним,
Потом другой придет за ним.
А как до дюжины дойдет,
К тебе весь город побредет.

Есть такое выражение — «пошла по рукам». Звучит может и грубо, но чаще всего так и бывает — первая ошибка имеет тенденцию к тиражированию.

Чтобы никого не обидеть, приведем пример не из реальной жизни, а литературный. 

Ведь литература (хорошая литература) предлагает тот же обобщенный жизненный опыт. 

У Гоголя в «Ревизоре» выведен тип — помещик Добчинский, который, по его словам, первого сына родил еще до брака, но «так совершенно, как бы в браке, и всё это как следует я завершил потом законными-с узами супружества-с». 

Вроде бы грех добрачного сожительства, как говаривали раньше, — прикрыт венцом, тут и делу конец, и разговорам. Но какую характеристику семейной жизни помещика Добчинского мы слышим от городского чиновника! «Как только этот Добчинский куда-нибудь выйдет из дому, то он (городской судья) там уж и сидит у жены его, я присягнуть готов… и нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского; но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья».

Если юноша вступает в близкие отношения с девушкой до свадьбы, то он рискует получить неверную жену. А если девушка соглашается на эти отношения, то рискует потерять любимого.

— Ведь ты меня, пока не смял,
Хотел женой назвать!
— И было б так, срази нас враг,
Не ляг бы ты ко мне в кровать.

Так поется в старинной английской песне. И дело тут не в мужском коварстве. 

Преждевременная плотская близость не может удовлетворить ожиданиям и представлениям о семейном счастье. Хотя бы потому, что близость является всего лишь частью этого счастья, и не исчерпывает всего многообразия семейных отношений. 

Она даже не дает представления о браке. Но молодые не знают этого, а если они от кого-то и слышали эту истину, им трудно в нее поверить. 

Отсюда и разочарование.

Некоторым разочарованием или, лучше сказать, недоумением может сопровождаться первая близость и после свадьбы. Это от того, что истинно семейных отношений между молодоженами еще нет, они появляются со временем, с опытом семейной жизни. 

Но в браке, если даже первая близость не оправдала надежд на яркое феерическое счастье, супруги как-то пытаются наладить жизнь и продолжают искать способы и средства быть счастливыми. Как говорится: «хочешь, не хочешь, женился — целуй!» 

Вне брака проще принять решение расстаться.
Если человек счастлив в семье — он вообще счастлив. Если он несчастлив в семье — он несчастлив нигде. 

Старшее поколение знает это из своего опыта и из опыта прежних поколений, так как уже научилось смиренно ему доверять. Молодым же кажется, что истиной владеют только они и все мозги мира поместились у них в голове. Они хотят решать свои проблемы по-своему. 

Поэтому когда для чад приходит время влюбленности, родительское сердце изнывает от тревоги: как бы не решилось неразумное чадо на необдуманный поступок. Как бы не искалечило себе жизнь. Родительское сердце не знает покоя в ожидании перемен и молит Господа о честном браке.

В жизни преподобного Силуана Афонского был случай.

 В молодости, когда еще жил с родителями, увлекся он одной девушкой из своего села. И как то, прежде чем был поставлен вопрос о свадьбе, в поздний вечерний час с ними произошло «обычное». А на следующее утро, когда он работал с отцом, тот тихо сказал ему: «Сынок, где ты был вчера, болело сердце мое».

Однако заметим, что сегодня даже родители-христиане теряются — не понимая, как им относиться к проявлению сексуальности в своих чадах. Кто-то вообще считает нереальным сохранение чистоты в современном мире и опускает руки. 

А кто-то боится запретами закомплексовать ребенка. И те и другие ссылаются на особенности времени. Особенности эти, конечно, есть.

 Но когда впоследствии воспитательные недоработки родителей проявятся в горькой семейной или бессемейной жизни их детей, претензии к времени не предъявишь и компенсацию морального вреда не получишь.

Святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к родителям, говорит, что воспитывая детей, их более всего надо удалять от плотского греха, потому что именно эта брань особенно беспокоит их в юном возрасте. «Оградим их со всех сторон советами, увещаниями, страхом и угрозами», чтобы потом целомудренными ввести в жизнь брачную. 

И далее: «Ничто не украшает сего возраста, как венец целомудрия и то, когда юноша вступит в брак чистый от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена… 

От того и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее, когда юноши вступают в брак целомудренными». 

И тут же святитель рисует картину несчастного брака, где «ссоры, ругательства, разорение домов и ежедневные брани», где «любовь к жене охладевает и прекращается». «А это бывает, потому что прежде брака не соблюдали целомудрия». Сказано в IV веке. 

Византийская Империя, распущенность нравов чудовищная.

 Все те же самые особенности времени, о которых в наше время мы узнаём из прессы, радио, телевидения и интернета. Разве что самого интернета с телевидением нет. 

А святитель, тем не менее, напоминает родителям их обязанность заботиться о целомуд­рии детей.

Юношей также увещевай быть целомудренными, — пишет апостол Павел Титу (Тит. 2, 6). Тит в это время проповедует на Крите, жители которого известны всему миру своими пороками. 

В древности мнение о их непомерной жадности, чувственности, обжорстве и пьянстве настолько было укоренено в сознании, что сам апостол, не удержавшись, цитирует из критского поэта и философа Эпименида строку: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые (Тит. 1, 12).

 И вот этих-то юных зверей, лжецов и ленивых утроб Тит должен был увещевать быть целомудренными. И он увещевал. Не махнул рукой: «Бесполезно!», а проповедовал чистое житие.

Почему же среди привычного в обществе нечестия эти люди проповедуют чистоту? На что они надеются? 

Что придает их словам такую власть, что слушатели загораются желанием преобразить жизнь? 

Вера! Вера в то, что с помощью Божией всё возможно. А современным родителям дети не верят. Не верят, потому что и сами родители не верят в то, что целомудрие возможно в нашем мире, по-видимому, забыв, что невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27).

Устоять среди соблазнов человеку неверующему трудно, почти нереально.

 Зато, как обещал Спаситель, всё возможно верующему (Мк. 9, 23), потому что с ним Господь. Если мы хотим, чтобы наши дети проводили добродетельную жизнь, их нужно воспитать верующими. Не просто верующими, а осознанно верующими, религиозно грамотными, всегда готовыми ответить, в чем состоит их вера, как учит тому апостол: Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15).

 Необходимо и охранять детское сознание от всего, что может растлить его. Конечно, мир сегодня полон безнравственных символов, речей и картин. Ребенка невозможно совсем оградить от соблазнов, но возможно дать ему защиту от них. 

Надо развивать внутренний мир ребенка. Строить его. Здесь помогут домашнее чтение и размышление над Священным Писанием и Священным Преданием. Живые семейные разговоры о христианской жизни в истории и в современном мире. 

Но необходимо спешить, успеть напитать дитя духовными истинами, пока оно открыто родительскому слову, гибко, податливо, а не ждать более сознательного возраста. Тогда эти истины примутся всей душой и в минуты соблазна послужат ему, как некий «духовный бронежилет».

Но следует помнить, что наставления в добродетельной жизни дают плод лишь тогда, когда они соотносятся с личностью наставляющего. 

Родители должны сами соответствовать тому, о чем говорят. Быть церковными людьми и собственной жизнью свидетельствовать христианские истины. Пусть их уста говорят действительно «от полноты сердца», а не от полноты библиотеки. 

Когда дитя видит, что родители сами разделяют те идеалы, которые пытаются внушить ему, оно верит безоговорочно. И слова приживаются в его сердце.

В книге святого Ермы, которая называется «Пастырь», Ангел-пастырь перечисляет святому 12 правил благочестивой жизни. «Прекрасные правила, — говорит Ерма, — но есть ли человек, который мог бы их исполнить как следует?» «Прими их сердцем в простоте без размышления, и не встретишь в исполнении их никакого затруднения», — ответил Ангел, добавив, что если он станет раздумывать, можно ли и как выполнить то и другое, то враг вложит расслабление в его сердце и он уже ничего не сможет исполнить. 

Вот что! Принять сердцем! Целомудренная жизнь возможна в нашем мире, но только тогда, когда мы принимаем ее сердцем.

 Когда вы слышите о том, что нежизненно требовать от молодых девственной жизни до брака, знайте, что причина такого мнения не в особенностях нашего времени, не в статистике добрачных связей, а во внутреннем несогласии.

Ту же мысль находим и у святителя Иоанна Златоуста: «Проводить жизнь в целомудрии легко, если захотим, если будем удаляться от того, что вредит. И вообще ничто не трудно при нашем хотении, равно как ничто не легко при нашем нехотении. Мы над всем властны». Было бы желание.

Девственником можно оставаться и в порочной среде. Девственной плоти не знакомы сладострастные воспоминания. 

В этом смысле девственнику даже легче сохранять себя от греха, чем тем, кто уже изведал близость.

 Кстати, учитывая такую разницу, в России женские монастыри делились на собственно женские и девичьи, куда принимали только девиц. 

Не столько требования плоти становятся причиной падения молодых, а чаще всего любопытство, податливость мнению окружающих, боязнь быть не таким, как все. Бездумно лишиться чистоты легко, но, перейдя черту, мы получаем другую плоть. 

И если в браке ее вожделения утоляются супружеским ложем, и даже служат к укреплению союза, то вне брака придется жить в постоянной борьбе с ее требованиями, либо греховным образом служить им. Вернуться в прежнее состояние невинности невозможно, так же, как возвратить яичницу в яйцо.

Всю свою жизнь мы учимся жить. Живя, учимся жизни. 

Мы учимся правильно распоряжаться тем, что нам дал Господь. Здоровьем, достатком, талантами, временем и даже скорбями. 

Иногда мы правильно решаем жизненные задачи, иногда ошибаемся. Тогда, раскаявшись, мы что-то меняем в своей жизни и вновь принимаемся за учение. Ошибки бывают разные, одни исправляются быстро и легко, другие своими разрушениями могут изменить саму судьбу. 

Исправление их тяжко и долго. Но есть в жизни период, когда ошибка может стоить особенно дорого. 

В это время опасно доверяться лишь своему мнению. 

Хотелось бы, чтобы юность, не имеющая своего опыта, призывала для совета Господа и Его заповеди. И тогда для нее уход из девственности не обернется пожизненным рабством растленной плоти, а введет ее в новую, более полную и радостную жизнь.

Статья из журнала «Славянка» № 1 (2011)

источник
ЧАСТЬ 2-яСвятые Отцы Церкви о девстве

Преимущества девственного состояния указывает святой апостол Павел в Первом своем послании к Коринфянам: «Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения… Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо, а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7,33,35,38).

И святые Отцы Церкви высоко ценили чистоту целомудрия девства и много писали в похвалу девства. 

По словам Мефодия Тирского или Патарского «девство выше брака. Девство освящено жизнью Господа Иисуса, и тогда когда брак позволен апостолом как мера укротительная против плоти, девство – состояние первого человека, возвышение всего организма человеческого на степень жизни духовной, торжество над материальною жизнью и лучший дар Господу».

Святой Антоний Великий говорит:

 «Девство есть печать совершенства, подобие Ангелам, духовная и святая жертва; венец, сплетенный из цветов добродетели, благоухающая роза, оживляющая всех, находящихся вблизи ее, приятнейшее благоухание Господу Иисусу Христу, великий дар Божий, залог будущего наследия в Царстве Небесном».

«Девство, – говорит святой Иоанн Златоуст, – есть дело столь великое и чудное, что превосходит все человеческие добродетели. 

Девство украшало первых людей больше, нежели царей диадима и золотые одежды. 

Что честнее, сладостнее, светозарнее девства? Ибо оно издает сияние, блистательнейшее самых солнечных лучей, и, отрешив нас от всего житейского, приучает светлыми очами со вниманием созерцать солнце правды. Как драгоценное миро, хотя и в сосуде заключается, наполняя воздух благоуханием, исполняет приятности не только находящихся внутри дома, но и около него стоящих; так и благоухание девственной души, напаяя чувства, показывает сокровенную внутри добродетель».

Тайновидец святой Иоанн Богослов, видевший будущее блаженство, уготованное на небе девственникам, пишет: «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах… ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим» (Апок. 14,1,4,5).

Хотя святые Отцы Церкви жизнь девственную и называют равноангельною, но внушают проводящим такую жизнь не возноситься и не гордиться пред теми, которые вступили в брак. Святой Кирилл Иерусалимский пишет: «И ты, сохраняющий невинность, не от брачных ли рожден? Не презирай серебра потому, что имеешь золото. Да пребудут в благой надежде и брачные, кои живут, как должно в браке, кои вступают в брак по закону, а не по любострастию».

Святые Отцы Гангрийского собора пишут: 

«Мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностью и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем».

Святой Афанасий Великий говорит: 

«Два пути в жизни. Один обыкновенный и житейский, то есть брак; другой же ангельский, коего нет превосходнее, то есть девство. Если кто избрал мирской путь, то есть брак, то не подлежит порицанию, но не получит толиких даров, хотя, впрочем, получит некии, ибо и он приносит плод тридесятикратный. Аще же кто воспринял честный и премирный путь, хотя путь его скорбнее и труднее первого, но таковый приемлет более чудные дарования: ибо принес плод совершенный, сторичный».

Не девство соединяет c Богом, а праведность

Но если соблюдающие девство ведут жизнь непристойную, преданы мирским удовольствиям: пьянству, играм, роскоши, изнеженности, всевозможным порокам, не следуют правилам Святой Церкви, не бывают сострадательны и милостивы к бедным, – такое девство не принесет им никакой пользы, как тем юродивым евангельским девам, не запасшим елея в сосудах своих и оставшимся вне чертога брачного. «Господи! Господи! – говорили они, – отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25,11–12).

Святой Григорий Богослов пишет:

 «В жизни возможны два состояния – супружество и девство, и одно выше и Богоподобнее, но труднее и опаснее, а другое – ниже, но безопаснее»… «Ни девство, ни супружество не соединяют и не разделяют нас всецело с Богом или с миром, так чтобы одно само по себе было достойно отвращения, а другое – безусловной похвалы. 

Напротив того, ум должен быть хорошим правителем и в супружестве, и в девстве, и из них, как из некоторого вещества, художнически обрабатывать и созидать добродетель»… «Хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь уневещивает Всецарю Христу; однако же бывает, что и девство низлагает на тяжелую землю, и супружеская жизнь приводит к Небу. А потому, если бы стали винить, один – супружество, а другой – девство, то оба сказали бы неправду»… «Девственная жизнь лучше, подлинно лучше; но если она предана миру и земному, то хуже супружества».

Венец девства есть высшая христианства добродетель, она есть красота и венец Церкви. И все девственницы именуются Святою Церковью невестами Христовыми. Святитель Димитрий Ростовский учит:

 «Отыми у Ангела крылья, и он будет девица. И дай девице крылья, и она будет ангел» (преп. Анатолий, 7, с. 124).

Таинство странное вижу и преславное: небо – вертеп, престол Херувимский – Деву. И все девы, которые терпят от бесов и от людей за сохранение своей чистоты, тоже, подобно Пресвятой Деве, служат Чистейшему Сыну Девы, Господу Иисусу Христу престолом. Оттого-то враг так и ненавидит девственниц и всячески старается их осквернить (преп. Анатолий, 7, с. 239).

Богородица – образец чистоты

Девство имеет великое значение пред Богом. Святая Дева паче естества сподобилась быть Материю Пресущественного Сына Божия и, оставаясь всегда Девою, называется Пресвятою. 

Впрочем, не всякое девство хорошо и похвально, как Сам Господь объявил во Евангелии о десяти девах: «Из них пять было мудрых и пять неразумных» (Мф.25, 2), т. е. девы неразумные, которые соблюдали только наружное девство, а внутренно осквернялись нечистыми помышлениями, также побеждены были и другими страстями – сребролюбием и тщеславием, завистью и ненавистью, гневом и памятозлобием, и вообще невоздержанием… 

Почему Господь и упрекает таковых в Евангелии: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы», кающиеся, «вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31); мнящиеся же быть «сыны царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8, 12) (преп. Амвросий, 23, ч. 2, с. 22).

Замуж выйти не возбраняется и не грех, если девица не обручена жениху, а как только заключат контракт, тогда бесчестьем считается бросить данное обещание и нарушить договор. Мы с тобой теперь невесты, обрученные Господу Иисусу, и дали обет блюсти девство. И если нарушим его, то делаемся повинны, как изменники, как прелюбодеи (преп. Анатолий, 7, с. 123).

Я тебе послал книжку «О девстве» святого Иоанна Златоуста, но, видно, ты не получила. А между тем я ничем не надеялся тебя так утешить, как этою книжкою. Ибо и сам до глубины души тронут ею, зная, как многие из вашей сестры томятся неопределенностью своих ожиданий и надежд, не видя пред собою ничего, кроме скорбей, труда, томления, неясных воздаяний в будущем. А тут, как день, ясно представлены невыгоды брачующихся и красота и высота девства. Прочти эту книжку со вниманием и давай другим для прочтения (преп. Анатолий, 7, с.182).

Православие о целомудрии

Целомудрие – это цельное мудрование, и заключается оно не только в физической неповрежденности (можно оставаться телом девственником, а в уме совершать страшный разврат, и наоборот – жить в благочестивом браке и сохранять душу от греха), но и в правильном, цельном, незамутненном взгляде на противоположный пол, в чистоте души.

Св. Игнатий (Брянчанинов) так пишет о том, что такое добродетель целомудрия: «Что такое – чистота? Это – добродетель, противоположная блудной страсти; это – отчуждение тела от действительнаго впадения в грех и от всех действий, приводящих ко греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, затем последует и отчуждение тела от плотскаго вожделения».

Потеря девственности до брака – причина семейных неурядиц и бездетности

В момент потери чистоты с человеком невидимо происходят ужасные вещи. Человек теряет направленность, возможность концентрироваться на чем-то, возможность себя посвящать одному человеку. Возникает разбросанность, расколотость, ущербность. Сознание и душа привыкают раздваиваться.
Сохранение чистоты, целомудрия души и тела до брака так важно потому, что брак – это избранничество, посвящение всего себя, души и тела, одному человеку. «Я буду служить его счастью, его благополучию, его здоровью». Когда молодой человек или девушка приходит к моменту создания семьи уже потеряв целомудрие, в браке не происходит этого таинства посвящения, чуда избранничества.

Если человек способен, грубо говоря, лечь с кем-то в постель, не питая к нему глубоких чувств, а просто ради сексуальных наслаждений, это предательство самого себя, это попрание своей нравственной чистоты. В этот момент человек приобретает негативный опыт распоряжения своим телом, когда оно становится средством совершения греха. Но тело – это не просто какой-то мешок, в который вмещается человеческая душа. По определению апостола Павла, тело есть «храм Святого Духа». 

Если храм осквернён, это трагедия, надо заново его освящать, надо читать особые молитвы на изгнание нечистоты. Осквернение человеческого тела тоже просто так не проходит, необходимо принести покаяние, чтобы в сознании человека зажила эта рана. Поэтому и существует церковная исповедь до брака.

 Прежде чем люди вступят в церковный брак, приносится исповедь за всю предыдущую жизнь. И если были добрачные связи, нецеломудренное поведение, будущие супруги должны в этом раскаяться, чтобы Господь простил им, и они начали совместную жизнь с чистого листа.

Добрачные отношения приводят к тому, что у девушки повреждается или разрушается потенциал родовой функции. То есть в её детородных органах остается некая отметина, которая не позволяет ей в будущем рожать здоровых детей. 

Даже когда она нашла своего избранника, полюбила, вышла замуж и хочет от него детей, её добрачный опыт является преградой для рождения потомства. Сейчас много молодых супружеских бездетных, которые хотят детей, но не могут родить, по этой причине.

Следствием добрачных связей часто бывают аборты. 

Убийства детей в утробе матери приводят к тому, что родовая функция матери оскудевает. Родившийся ребёнок получается ослабленным, болезненным, с неустойчивой психикой, с невротическими проявлениями. Очень часто мы видим, что если ребёнок ведет себя неуправляемо, расторможенный или, наоборот, подавленный, страдающий аутизмом, как правило, за этим стоят ранее сделанные аборты.

Поэтому к девственности надо относиться очень серьёзно. 

В традициях Церкви всегда воспевалась девственная чистота Богородицы, которая девушкам – высший образец. 

Высшая добродетель, надёжная основа будущей семейной жизни.

журнал «Благодатный Огонь»

Оцените статью
Добавить комментарий