Жители и гости Переславля-Залесского хорошо знают Феодоровский монастырь. Находится он на выезде из города в сторону Москвы. Главный храм монастыря – Феодоровский — имеет интересную историю. В 1557 году в Переславле на освящении одного из храмов присутствовал царь Иван Грозный. Его сопровождала жена – царица Анастасия, которая ждала ребенка. Сын у царицы родился в семи верстах от Переславля-Залесского. На этом месте была установлена часовня-крест. Но этим царь не ограничился. В благодарность за рождение сына он повелел заменить в Феодоровском монастыре обветшавшую деревянную церковь. И возвести на ее месте пятиглавый каменный собор. Сегодня это самое древнее монастырское здание.
Считалось, что первые века своего существования собор не был расписан. А сохранившиеся росписи XIX века принадлежали кисти итальянского мастера Николо Тончи. Это мнение глубоко укоренилось и кочевало из одной публикации в другую. И сейчас, открыв интернет, вы увидите немало статей, тиражирующих эти сведения.
Но когда за работу взялись ярославские реставраторы, это мнение было не то, чтобы поставлено под сомнение. Оно было категорически опровергнуто. Для того, чтобы это произошло, соединились несколько обстоятельств. Во-первых, церковь, в лице ее священноначалия, должна была взвалить на себя эту тяжелую ношу и решиться на реставрацию живописи собора. Дело это очень трудоемкое и дорогостоящее. И церковь взялась за это. Все живописные реставрационные работы ведутся под контролем и при живом участии епископа Переславского и Угличского Феодора.
Во-вторых, приступив к работе и проведя первые исследования, реставраторы обнаружили фрагменты живописи, которые свидетельствуют — собор уже расписывался в конце XVI или начале XVII века и в XVIII веке. Но живопись была уничтожена двумя пожарами. Тем не менее, несколько фрагментов уцелели, хотя под воздействием огня и изменили цвет. Именно эти обнаруженные реставраторами фрагменты помогли развеять миф, что до XIX века Федоровский собор расписан не был.
И, наконец, еще одно открытие. В XIX веке Феодоровский собор расписывал не итальянский мастер Николо Тончи, а русский художник Тимофей Медведев со своей бригадой. Это стало известно благодаря находкам ивановских краеведов, которые обнаружили в архивах договор на роспись Феодоровского храма, заключенный с Медведевым.
Тимофей Медведев родился в селе Тейково Шуйского округа Владимирской губернии, сейчас это Ивановская область. Он и его братья Епифан и Василий занимались живописными работами и самостоятельно, и в артели, ставших одной из ведущих в России.
Десять лет самобытнейший художник Тимофей Медведев прожил в Угличе, расписывая храмы и особняки. Первые его живописные работы были сделаны в Петропавловской церкви (сейчас не существует). Рядом с этой церковью похоронена и первая жена Тимофея – Татьяна Ивановна. Артель Медведевых расписала множество храмов и зданий на ярославской земле. Особенно выделяется Мышкинский Успенский собор. Росписи были сделаны Тимофеем Медведевым за четыре года. Они очень хорошо сохранились. Живописцы использовали технику гризайль, имитируя колонны, карнизы и лепнину. Композиции на темы Священного Писания выполнены в красновато-коричневой гамме и заключены в фигурные рамы.
Росписи иллюстрируют путь народа к вере и встречу со Спасителем. Здесь расположены ветхозаветные сюжеты: Моисей жезлом высекает воду из скалы, Медный змий, Моисей получает от Бога скрижали с заповедями. Сюжеты из Нового Завета: отрок Иисус в храме, беседа Христа с самарянкой, исцеление расслабленного, явление Воскресшего Христа апостолам и др. Этими росписями как аналогами пользуются ярославские реставраторы, восстанавливая живопись в Феодоровском соборе.
Большинство работ Медведвых хорошо известны, а вот то, что они расписывали и Феодоровский собор, стало настоящей сенсацией последнего времени.
Как говорит заместитель директора по науке ярославских художественных мастерских «Реставратор» Татьяна Васильева, а именно эта фирма осуществляет реставрационные работы, при росписи Феодоровского собора артель Медведевых использовала очень сложную многослойную технику. Только первый слой делался по сырой штукатурке, а потом доработка шла темперой и даже клеевыми красками. Эти подробности нужны для понимания того, что в России не имело значения, где строились или расписывались храмы – в столице или глубинке. Архитектурный и художественный уровень их был очень высок вне зависимости от расположения. К таким жемчужинам относится Феодоровский собор Феодоровского монастыря в Переславле – Залесском.
В этой истории есть и драматическая страница. Артель Медведевых была большая. Работали они одновременно в разных городах и весях. Ее глава Тимофей Медведев был приглашен в Петербург для росписи церквей в Смольном и Измайловском полку. Однако Николаю I они не понравились, и работы приказано было закрасить. Возможно, это послужило причиной того, что Тимофей заболел, и через некоторое время умер. Но остались два его брата и два сына. И они решают продолжать работу. Тем более, что Тимофей Медведев сумел распланировать работу, раскидал по стенам композиции, наметил интерьерную роспись. А дальше работали без него.
Священник, который в это время контролировал ход работ, подготовил документ. Татьяна Васильева обнаружила его в архивах Ростовского музея:
— Это был реестр картин Феодоровского собора, который нам очень помог в работе. Поиск аналогов — это очень трудное дело. Очень тяжелое. Но мы изучили живопись Тимофея Медведева в Юрьев-Польском, в Успенском соборе Мышкина. Он работал в Покровском соборе Казанского монастыря в Ярославле, церковь Ярославских чудотворцев в музее-заповеднике — тоже его детище.
Работа по восстановлению живописи в Феодоровском соборе разделилась на два этапа. Уже завершен процесс укрепления живописи, которая сохранилась до сегодняшнего дня. Также есть частично утраченные композиции, которые еще предстоит воссоздать. Именно этот этап находится на стадии проработки и над ним сейчас работают специалисты.
Пресс-служба Переславской епархии