По всему миру сегодня есть множество соборов и храмов. Одни хранят многовековую историю, другие еще совсем «молоды», а некоторые и вовсе прекратили своё существование в силу войн, разрушений или природных явлений.
Многие из них были полностью или практически уничтожены, многие отреставрированы до прежнего вида или немного обновлены в своем дизайне. Но всё это внешний вид. История различных соборов остается богатой событиями, тайнами и интересными фактами.
И, разумеется, наиболее интересной будет история первых христианских храмов в мире, которые сохранились до сегодняшнего дня. Одним из таких строений является Эчмиадзинский кафедральный собор, который расположен в Армении. Это красивейший христианский храм, который появился на заре религии.
Как появился собор
Эчмиадзинский кафедральный собор в самом деле был возведен в далёком 301 году нашей эры. Сегодня это главный христианский храм Армянской апостольской церкви. В те лета главенствовал он в период с 303 по 484 годы, а позднее — с 1411 года. По совместительству этот храм тогда являлся резиденцией первого Верховного Патриарха Католикоса всех армян – Григория Просветителя (Лусаворича).
Город, где был построен Эчмиадзинский кафедральный собор – Вагаршапат — это древнейший город, который был основан на месте древнего поселения Варгдесаван царём Варгашем Первым в первой половине 2 столетия нашей эры. Позднее наименование города было сменено на Эчмиадзин.
Само слово «Эчмиадзин» обозначает «место, где явился Единородный». Также Эчмиадзинский кафедральный собор называют более древним названием – «Шокахат», что переводится как «источник света».
Легенда о создании собора
Существует предание относительно строительства этого собора. Его связывают с царем Трдатом Третьим и католикосом Григорием Просветителем. Согласно этому сказанию, царь однажды отдал своим подчиненным приказ мученически казнить 33 сестер-инокинь, отчего позднее сошел с ума. А среди узников в то время находился Григорий Просветитель, который смог исцелить недуг царя, вернуть ему рассудок и обратить в христианскую веру. Разумеется, подданные царя немного позднее сделали то же самое. Таким образом, вся Армения была обращена в христианство.
Легенды о месте расположения храма
Есть и легенда о месте, где предполагалось расположить храм. Будущий первый католикос долго не мог выбрать место для собора, но однажды Григорию, который впоследствии и стал первым патриархом Эчмиадзина, приснился сон. Во сне к нему пришел Единородный (Христос). Он сошел с небес с огненным молотом в руке и указал на место для строительства храма. Построен собор был на территории бывшего языческого храма, где поклонялись местным языческим богам.
Есть подобная легенда, согласно которой на месте будущего храма прежде располагалось болото. И во сне к Григорию Иисус Христос явился с золотой веткой ивы, очертив ею круг на положенном месте. Эта же легенда рассказывает о том, что вначале ежедневно кладка разваливалась, и строительство было очень этим замедлено. Тогда явился Иисус католикосу второй раз, чтобы сказать, что место проклято наличием нечисти и что он её разгонит. И тогда вспомнил Григорий об ивовой ветке. Он пришел на место строительства с сорванной по дороге ивовой ветвью и стал ею размахивать. По преданию, вся нечисть была разогнана, и ничего больше не мешало возводить городской кафедральный собор Св. Эчмиадзин.
История строительства собора
За свою многовековую историю собор претерпел множество реконструкций и реставраций. Как и многие другие здания, данный шедевр архитектуры строился не один век.
Изначально Эчмиадзинский кафедральный собор был построен как прямоугольное здание, в форме простой базилики, а уже позднее стал собором с куполом в центре. Первым материалом, который использовался для него, было дерево. Уже в 5 столетии храм обрел крестообразную форму с куполом. Посодействовал этому правивший в то время князь Ваган Мамиконян.
Дальнейшие изменения в архитектуру собора вносили католикосы Комитас и Нерсес Третий. И в первой половине 7 века было принято решение перестроить собор, используя камень вместо дерева. Тогда и были заложены очертания собора, которые сохранились до сих пор.
В 12 столетии был сооружен еще один купол, и теперь западный выход украшала трехъярусная колокольня. А еще через 6 столетий с трех сторон храма были добавлены шестиколонные ротонды (круглое здание с куполом) – по южной, северной и восточной сторонам. Теперь собор имел пятикупольное венчание.
Расписан собор был в 1721 году. Базовыми элементами является натуралистический орнамент в виде сине-фиолетовых и красно-оранжевых растений.
Музей в Эчмиадзинском соборе
В 1869 году по восточной стороне храма была создана пристройка – ризница, в которой хранилось церковное имущество и различные драгоценные реликвии. На сегодняшний день это здание является музеем, где сохранились священные реликвии, церковные одеяния, расшитые жемчугом и золотом, кресты и посохи католикосов, различные ритуальные предметы. Также в музее сохранились кресла католикосов, которые украшены фигурками из серебра, с отделкой из слоновой кости и перламутра.
Самую древнюю коллекцию рукописей собирал и хранил именно Эчмиадзинский кафедральный собор. Армения в то время, как и другие государства, накапливала множество художественных и литературных шедевров.
Но стоит отметить, что ценности постоянно «путешествовали», что было довольно опасно для них ввиду хрупкости. Примером тому служит перевод резиденции католикоса в Двин. До 12 столетия коллекция продолжала перемещаться, пока в 1441 году не вернулась обратно в Эчмиадзин.
Уже в 20 столетии храм был существенно отреставрирован. Колонны и арки, которые удерживали купол, были хорошо укреплены, а купол облицевали свинцом. Тогда же был применен мрамор для строительства нового алтаря и укладки пола собора. Элементы росписи храма изнутри также были обновлены и дополнены деталями.
Другие строения, находящиеся на территории собора
Помимо музея, в описание Эчмиадзинского кафедрального собора также стоит добавить наличие Духовной академии Святого Эчмиадзина. Данное учебное заведение является уникальным и единственным в своём роде.
Что касается предметов и обучения, то людей, посещающих лекции, здесь немного. Аудитория включает около 50 человек. Базовые предметы в основном гуманитарные – философия, психология, логика, языки, всемирная история и риторика.
Эчмиадзинский кафедральный собор в современности
История данного храма, как видим, богата различными фактами, наполнена легендами и сказаниями. Сегодня собор Эчмиадзин — главный кафедральный собор Армении. Его ежегодно посещает множество туристов. Это культурное и духовное достояние государства, объединяющее всех верующих.