В каких бы обстоятельствах ни находился человек, для любой души естественное состояние — стремление к свету, чистоте, добру. Просто в ком-то это стремление похоронено глубоко, под нажитой мудростью этого мира, а в ком-то, как это было у Евфросинии Колюпановской, оно на самой поверхности. Чаще это бывают ещё совсем молодые, не изуродованные цинизмом людские души.
Жизнь при дворе
Сама святая никому ничего о себе не рассказывала, поэтому всё, что известно о её мирской жизни, записано со слов современников блаженной. Родилась она в 1758 или 1759 году в семье князя Григория Ивановича Вяземского, представителя младшей ветви этого княжеского рода. При рождении девочка получила имя Евдокия и уже в шестилетнем возрасте была определена в воспитанницы только что открытого Общества благородных девиц при Смольном монастыре.
В 1776 году первый выпуск Смольного института украсила собой княжна Евдокия Григорьевна Вяземская. Девушку немедленно определили ко двору во фрейлины императрицы Екатерины II. Здесь Евдокии приходилось развлекать скучающую царицу. Но мирская жизнь, заполненная балами, фейерверками, любовными похождениями, пришлась не по душе будущей святой.
Возможно, именно на одном из балов однажды она проснулась. Внезапно ясно увидела лица, искажённые лицемерными ухмылками, неестественные позы танцевальных фигур, гроздья блестящих камней на полуобнажённых телах. В эту минуту ей открылось, какова всему этому истинная цена и что на самом деле ценно. В истории немало таких случаев, когда светские люди со связями и предстоящей блестящей карьерой в одно мгновенье «просыпались» и больше никогда не возвращались к прежней жизни.
Люди, которые «проснулись»
Можно вспомнить о Димитрии Александровиче Брянчанинове, ставшем впоследствии святителем Игнатием. Молодой человек с отличием окончил военно-инженерное училище, был уникально талантливым литератором, прекрасно декламировал, что сделало его любимцем светской публики. Ещё один яркий пример — Павел Иванович Плиханков, без пяти минут генерал, ставший одним из Оптинских старцев под именем отца Варсонофия. Переворот в жизни этого человека произошёл за одну ночь. Все они, как и святая Евфросиния Колюпановская, однажды увидели мир ясными глазами и больше всего на свете боялись снова «уснуть». Каждый из них по-разному боролся со «сном». Кто-то раздал всё имущество и ушёл в монахи, а кто-то, как Евфросиния, пошёл босыми ногами по снегу, надел под одежду вериги, сознательно лишил себя малейших атрибутов комфортной жизни. И всё это ради того, чтобы снова не «уснуть» со всем миром.
Бегство
Точную дату этого происшествия никто не помнит, но однажды княжна Евдокия просто исчезла. На берегу пруда нашли её платье. Скорее всего, это была попытка убедить возможных преследователей в том, что она утонула. Но скрыться беглянке не удалось. Императрица отдала приказ задержать княжну. На перевозе через одну из рек её узнал исправник, после чего Евдокия Григорьевна была возвращена в столицу. Екатерина II приняла беглянку ласково. После расспросов выяснилась причина побега, и, убедившись в твёрдости намерения бывшей фрейлины посвятить себя Богу, императрица опустила её в монастырь, одарив монашеским платьем из блестящей ткани. Возможно, Екатерина хотела таким способом выразить скрытую злую иронию по поводу неожиданного выбора Евдокии.
Скитания
Более десяти лет будущая Евфросиния Колюпановская скиталась по разным монастырям. Бывшей светской даме пришлось трудиться на просфорне, доить коров. В 1806 году в возрасте около 48 лет Евдокия отправилась в Москву, где получила письменное благословение митрополита Платона на несение подвига юродства под именем дуры Евфросинии. Пристанищем её стал Серпуховской Введенский Владычный монастырь.
Жизнь в монастыре
Возможно, фрейлины Екатерины много раз, проезжая мимо простых деревенских баб и мужиков, презрительно зажимали носы. И вот одна из них спит на голом полу, рядом с собаками, в наполненной зловонием избушке рядом с монастырём. Она сама сознательно это выбрала. «Это мне вместо духов, которых я так много употребляла при дворе. Я ведь хуже собак», — отвечала святая на вопрос о том, почему она разделяет кров с животными и не желает убираться в своём жилище. Возможно, она таким образом наказывала себя за прежние пустые утешения, а может быть, отваживала докучливых гостей. Даже в монастыре полно любительниц слоняться по чужим кельям.
Вместо царской свиты ежедневными собеседниками и друзьями для Евфросинии стали три собаки, две кошки, куры и индейки. Их выгоняли из дома лишь один раз в году, в Великий четверг, когда матушка Евфросиния причащалась Страшных Христовых Тайн.
Святая, много лет изучавшая секреты французского красноречия, теперь изъясняла свои мысли русскими прибаутками. Евфросиния обязательно купалась на Крещение в иордани прямо в одежде и зазывала народ: «Идите, ребята, горячая баня! Ступайте, мойтесь!»
В то время, когда во Введенском Владычном монастыре жила Евфросиния Колюпановская, обитель неоднократно посещал митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов). Святая всегда встречала его за монастырской оградой и целовала руку владыки. Митрополит, считавший Евфросинию подвижницей, в свою очередь, целовал её руку.
Подвиг юродства, который добровольно несла святая, никогда не остаётся без награды от Бога. Как и все известные Христа ради юродивые, блаженная матушка могла избавлять от болезней и предвидеть будущие события. Это привлекало к ней людей, нуждавшихся в исцелении, утешении или добром совете. По ночам Евфросиния ходила вокруг монастыря и пела псалмы. Днём она собирала в лесу травы, которые отдавала больным, обращавшимся к ней за помощью. Молилась матушка в часовне, рядом с монастырём, а на церковную службу приходила в монастырский собор.
Изгнание из обители
Так прошло почти сорок лет. История русского православия показывает, что все без исключения подвижники, исцелявшие, утешавшие, помогавшие советом, в конце концов неизбежно подвергались нападкам людей, не преуспевших в получении духовных даров. Не стала исключением и Евфросиния Колюпановская. В 1845 году ей пришлось покинуть Серпуховской Введенский Владычный монастырь из-за подобных нападок. Одна из исцелённых ею женщин — Наталья Алексеевна Протопопова, пригласила юродивую в своё поместье, село Колюпаново, расположенное в Алексинском районе Тульской области, на берегу Оки. Здесь святая провела оставшиеся 10 лет жизни. Поэтому матушку и стали называть Евфросинией Колюпановской (Алексинской).
Святой источник
Наталья Алексеевна построила для юродивой отдельный домик, но Евфросиния поселила в нём корову, а для себя выбрала самую маленькую комнатку там, где жила дворня. Скорее всего, матушка всю жизнь просила у Бога прощения за светский период своей жизни. Молилась блаженная в овраге на берегу реки. Там же, в овраге, почти девяностолетняя старуха своими руками вырыла колодец, воду из которого просила пить всех, кто к ней обращался за исцелением.
Возможно, таким образом, иносказательно, святая подсказывала, что для исцеления от любой болезни нужна прежде всего вера во Христа. Того, кто верит, излечит и самое простое средство, даже обычная чистая родниковая вода из источника. Евангелие и есть тот самый святой источник. Те, кто «пьет» из него, не болеют. Ведь болезни — следствие и индикатор повреждения наших душ.
Избушка с гробом
Матушка Евфросиния часто отправлялась в гости к кому-либо из своих почитателей и подолгу гостила у них. Особенной её симпатией пользовался управляющий Мышегского чугунолитейного завода Алексей Цемш, которого она ласково называла «сынком». Он построил для блаженной в своём саду избушку, где она время от времени жила. В избушке из мебели был лишь гроб, в котором матушка отдыхала.
Кончина и прославление блаженной
За три недели до кончины блаженная Евфросиния рассказала, что видела двух ангелов, которые сказали, что ей пора к ним. Это случилось в воскресенье, в это самое время в церкви как раз шла служба. Два воскресенья подряд после этого события видения, с её слов, повторялись. На третье воскресенье, 3 июля 1855 года, матушка, которая достигла почти столетнего возраста, причастилась и мирно, сложив руки на груди крестом, ушла. Те, кто был рядом, вспоминали, что в эту минуту комната наполнилась необыкновенным благоуханием. Подобное явление описывают многочисленные свидетели кончины святых.
Похоронили блаженную Евфросинию в полном монашеском облачении в Казанской церкви села Колюпаново. Над могилой святой была сделана следующая надпись: «Евфросиния Неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит» («Евфросиния Неизвестная. Необразованных выбрал Бог, чтобы пристыдить учёных»). В этих словах — вся её жизнь.
В 1988 году блаженная Евфросиния Колюпановская (Алексинская) была прославлена в лике святых тульской земли. На месте сожжённой Казанской церкви стоит новый храм Казанского женского монастыря. А те, кто с молитвой и верой приходит к святому источнику матушки, непременно получают помощь и исцеление.