Всем приходилось слышать слово «канон». Но мало кто знает, что оно означает, какова история его происхождения. В западно-семитских языках канон — это камыш, тростник. В этом нет ничего общего с теперешним значением слова, не правда ли? Хотя на самом деле связь прослеживается самая прямая.В древнем мире тростниковый шест определенной длины служил эталоном измерения земельных участков. А в современности также существует устройство, которое задает ритм и музыкальные интервалы. Его называют монохорд, или канон.
Постепенно значение термина расширялось. Из эталона измерения длины канон превратился в свод каких-то устоявшихся правил. Они могут касаться разных областей жизни и сферы деятельности людей. Например, в искусстве канон — это совокупность определенных правил построения композиции, изображения и т. д. Другое дело, что модернистское искусство зачастую отходит от форм, протестует против них, ломает устоявшиеся рамки. То же самое касается и других областей: науки, религии, этики, эстетики. Можно сказать, что этот свод правил — традиционный, не подлежащий обсуждению. Но тем не менее под давлением новаторов он время от времени меняется. Этому яркий пример – развитие канона иконографического искусства.
В христианстве, особенно в православии, термин приобрел особо широкое значение. Самое расширительное – это свод церковных правил и догм. Есть еще Библейский канон — это те книги Ветхого и Нового Заветов, которые Церковь признала боговдохновенными. А те Евангелия и прочие тексты, которые не включены в этот список, называются апокрифами. Есть также Евхаристический канон, называемый также анафорой – четко расписанные правила ведения литургии. Список священников и монахов определенной епархии также называется каноном. Подразумевается, что эти люди разделяют учение веры и следуют предписанным правилам. Поэтому такие служители Церкви еще именуются канониками.
Но в православии есть еще одно значение данного термина, отсутствующее в других христианских конфессиях. Канон — это жанр церковной поэзии, форма гимнографии. Она появилась в VII веке. Именно в те времена такие Отцы Церкви, как Иоанн Дамаскин и Андрей Критский, создали первые каноны. С тех пор такие песнопения и исполнениягимнов прочно вошли в литургику православия. Их читают на утреню, повечерие, полунощницу, а также в молебнах. Мирянам предписывается перед принятием причастия накануне прочитывать канон покаянный Иисусу Христу, а также к Богородице и своему Ангелу-Хранителю. Эти гимны читаются дома перед сном. После их произнесения ничего нельзя кушать, поскольку причастие должно приниматься натощак.
Еще один канон Господу Иисусу Христу и Пресвятой Богородице произносит священник от лица умирающего верующего. Эта формулировка выражает призыв тяжело больного к своим близким помолиться о его душе. Это не молитва к исцелению тела, но просьба к Богу и святым помочь душе умирающего преодолеть посмертные мытарства, простить все грехи и открыть дорогу в райские врата.