В 1304 году вблизи Переславля-Залесского был заложен монастырь, ставший памятником событию, происшедшему здесь 8 июня того же года. В этот день на лугах, примыкавших к городу, войско московского князя Юрия Даниловича разгромило ратников тверского князя Михаила Ярославовича. Ценой великой крови в тот день русские победили русских. Слезами вдов и сирот наполнялись их победные кубки. Впрочем, в истории России подобных примеров было немало.
Под покровительством великих князей
Поскольку в тот роковой день православная церковь отмечала память святого великомученика Феодора Стратилата, то монастырь, основанный на поле, пропитанном братской кровью, назвали в его честь. Первоначально он был мужским, и как свидетельствует легенда, среди его насельников были участники тех событий.
Несмотря на то что Федоровский монастырь (Переславль-Залесский) появился в начале XIV века, первое рукописное свидетельство о нём относится лишь к 1511 году, когда в Москве правил великий князь Василий III – отец Ивана Грозного. Из исторических хроник тех лет известно, что обитель в ту пору была весьма процветающей и имела в своей собственности не только обширные земельное угодья со множеством крестьянских дворов, но и драгоценную церковную утварь.
Столь завидное благополучие объяснялось тем, что Федоровский монастырь (Переславль-Залесский) неизменно пользовался покровительством княжеского дома, откуда ему шли щедрые пожертвования. Кроме того, в угоду правителю и столичные бояре, желая выказать лояльность, не скупясь, посылали в обитель деньги и разного рода ценности.
Дар грозного царя
Традицию своих предков продолжил и царь Иван Грозный. По случаю рождения 11 мая 1557 года сына и наследника престола – будущего государя Фёдора Иоанновича – он пожаловал монастырю средства на возведение Федоровского собора, сохранившегося до наших дней.
Федоровский монастырь (Переславль-Залесский), архитектура которого в целом являет собой яркий памятник русского церковного зодчества, в своём нынешнем виде начинался именно с этого собора, ставшего его древнейшей постройкой. Изначально, по замыслу зодчих, он всем своим видом выражал силу и непоколебимость. Его массивное высоко поднятое над землёй здание венчали пять куполов, установленные на мощные световые барабаны, прорезанные узкими вертикальными окнами. В последующие столетия собор неоднократно перестраивался, и судить о его первоначальном облике мы можем лишь по сохранившимся описаниям.
Кара Господня
Федоровский монастырь (Переславль-Залесский) благополучно просуществовал до 1667 года, пока город не постигло страшное бедствие – эпидемия моровой язвы. Счёт умершим шёл на сотни, и вскоре для них не стало хватать мест на городских кладбищах. Знать, по грехам людским переполнилась чаша терпения Господа, но при этом гнев Его пролился в большей степени на мужчин. Именно они чаще становились жертвами болезни.
В результате, когда по молитвам жителей Всевышний отвёл от города напасть, и эпидемия прекратилась, в Переславле осталось великое множество вдов и осиротевших девиц, которым было решительно некуда податься, кроме как в монастырь. Но и такой возможности несчастные не имели за отсутствием в городе женской обители.
Создание женского монастыря
Нежданно помощь страдалицам пришла из стольного града Москвы. Благочестивый государь Алексей Михайлович, снизойдя к их печалям, повелел правившему тогда патриарху Иосифу непременно обеспечить вдов и девиц убежищем для их душ (ну, и телес, разумеется). В связи с этим было решено передать им мужской Федоровский монастырь (Переславль-Залесский), преобразовав его в женский.
Прежних же насельников, которых после эпидемии оставалось в живых не более десятка, разослали по другим монастырям. Кроме того, царь-батюшка пожаловал вновь образованной женской обители изрядные земельные угодья, избавившие инокинь от заботы о хлебе насущном.
Федоровский монастырь (Переславль-Залесский), фото которого представлены в статье, в начале XVIII столетия пополнился ещё двумя замечательными постройками, так же как и его главный собор, дошедшими до наших дней. Это воздвигнутая в 1710 году Введенская церковь и ещё одна – больничная, в честь Казанской иконы Божьей Матери, построенная четырьмя годами позже. Каждая из них представляет необыкновенный интерес как с исторической, так и с художественной стороны.
Немецкое ткачество в православной обители
Любопытно, что высшей точки своего благополучия монастырь достиг в период правления Петра I, когда многие другие обители переживали не лучшие времена своей истории. Дело в том, что, во всём прагматичный, государь не стал, по примеру своих предшественников, ограничиваться эпизодическими пожертвованиями, а научил монахинь самих зарабатывать деньги. По его приказу в обители была открыта ткацкая мастерская, где весь процесс шёл по технологиям, заимствованным в Германии.
Кроме того, государь повелел (и попробуй не исполнить!), чтобы каждая монахиня, освоившая ремесло, непременно обучила этому молодую инокиню или послушницу. Трудно сказать, как это отразилось на духовном возрастании сестёр, но в материальном отношении результат был налицо. Благодаря своему высокому качеству продукция монастырских ткачих имела самый широкий сбыт, и звонкая монета рекой потекла в казну обители.
Конец материального процветания
К концу XIX века, когда Россия переживала бурный рост капиталистического производства, сёстры не смогли успешно конкурировать с крупными ткацкими фабриками, появившимися в стране и заполнившими рынок своей более дешёвой продукцией. В результате Федоровский монастырь (Переславль-Залесский), история которого к тому времени насчитывала без малого шесть веков, обеднел и отошёл на второй план, уступив место иным, более обеспеченным российским обителям. Но сёстры не пали духом.
Лишившись былого материального благополучия, обитель отнюдь не опустела. В начале XX века в ней проживало около пятисот насельниц. В этот период монастырскую жизнь возглавляла одна из самых деятельных настоятельниц — игуменья Евгения. Её трудами была построена общая трапеза, благодаря чему каждая из сестёр получила возможность, не заботясь о пропитании, заниматься порученным ей делом. Тогда же при монастыре действовали четыре школы, в которых бесплатно обучались дети малоимущих жителей Переславля-Залесского.
Под властью богоборцев
Так продолжалось до 1917 года, пока новая власть ради «всеобщего счастья» не сочла нужным монастырь упразднить, школы закрыть, монахинь разогнать, а их не в меру энергичную настоятельницу отправить на долгие годы в лагеря. Вернувшись назад уже дряхлой старухой, она провела последние годы жизни в тесной монастырской сторожке.
После того как Федоровский женский монастырь (Переславль-Залесский) был закрыт, его насельницы создали небольшую общину, пытаясь хоть таким образом приспособиться к новым обстоятельствам, но в 1923 году и она была ликвидирована. Монастырские постройки, обнесённые крепкой стеной, использовались новой властью и как склады, и в качестве производственных помещений. Одно время там помещалась даже колония для малолетних преступников. В послевоенные годы территория была отдана в распоряжение одной из воинских частей, а позже там размещался научно-исследовательский институт.
Восстановление поруганной святыни
Возвращение святой обители в собственность Православной церкви последовало в 1998 году, когда в результате изменения государственной политики в отношении религии многое из того, что было незаконно изъято, вернулось к своим прежним владельцам.
Буквально с первых же дней начались реставрационные работы, до конца не завершённые и по сей день. Однако даже то, что удалось сделать, позволило восстановить в полном объёме иноческую жизнь в обители. Во всех трёх храмах проводятся богослужения и совершаются требы. Общее количество насельниц ещё весьма невелико, но их число с каждым годом растёт, и они делают всё от них зависящее, чтобы вернуть монастырю его прежнее величие. Но трудностей очень много.
В ожидании чуда
Как обычно бывает в таких случаях, не хватает средств для того, чтобы реставрационными работами охватить не только храмы, но и весь Федоровский монастырь (Переславль-Залесский). Экскурсии, организуемые как туристическими организациями, так и руководством обители, приносят определённый доход, но для реализации всех планов его явно недостаточно.
Сёстры по этому поводу говорят, что ждут чуда, которое будет явлено через какого-нибудь благочестивого жертвователя, как это не раз бывало в прошлые годы. Что же, за семь веков истории монастыря Господь столько раз ущедрял его Своей милостью, что надежды инокинь вполне понятны и вызывают сочувствие.
Паломничества и экскурсии
Сегодня же большим подспорьем в этом многотрудном деле является то, что большинство гостей Переславля среди прочих его достопримечательностей посещают и Федоровский монастырь (Переславль-Залесский). Отзывы тех, кто в нём побывал, наряду с впечатлениями от встречи с этим памятником русского православия содержат в себе упоминания о молебнах, заказанных в его храмах, об участии в богослужениях и крестных ходах. Всё это, кроме огромной духовной пользы самим паломникам, приносит также и доход монастырю, то есть даёт ему те самые средства, недостаток которых не позволяет в полной мере осуществить весь цикл реставрационных работ.
Читая записи паломников, оставленные в гостевой книге обители и на соответствующих сайтах, невольно обращаешь внимание на то, что большинство из них в качестве главного вынесенного из стен монастыря впечатления называют ощущение необычайной намоленности его стен. Это чувство, понятное каждому верующему человеку, проходит красной нитью в записях многих людей, посетивших Федоровский монастырь (Переславль-Залесский).
Отзывы туристов, ещё не нашедших своего места в религии, также интересны. В них основным лейтмотивом звучит волнение от соприкосновения с живой историей нашей Родины. Это не случайно, ведь древний город был некогда вторым по значению центром Московского княжества, а его святые обители – важнейшими духовными центрами Древней Руси.