Фундаментализм — это одно из течений православного христианства. Чтобы лучше понимать современное православие важно обратить внимание на то, какие течения и тенденции существуют внутри него. Мы рассмотрим три основные группы, которые можно выделить в православии – это фундаментализм, традиционализм и либерализм. Фактически такие группы можно выделить в любом движении и в любой христианской конфессии. Но при этом у каждой из них есть свои внутренние особенности, свои способы реализации этих явлений.
Что такое религиозный фундаментализм
Обратимся к первому из течений. Фундаментализм – это, прежде всего, движение, которое, во-первых, подчеркивает важность традиции, важность прошлого. Еще одна существенная его особенность заключается в том, что общество в нем приоритетнее, чем личность. На первый план выходит общество с его ценностями, тенденциями развития, интересами. Все это оказывается более важным, чем ценности и интересы отдельной личности.
Фундаментализм со своим вниманием к традициям, к прошлому, а также к обществу в целом, очень типичен для кризисных эпох. Когда наступает кризис, люди ищут какой-то фундамент, что-то неизменное, неколеблющееся состояние изменяющейся жизни.
Форма фундаментализма в православии. Охранительный фундаментализм
Фундаментализм – это такое течение, которое может проявляться в разных формах. Рассмотрим самые основные из них. Первая из форм — это то, что можно назвать охранительным православием. Это ощущение православия, как некого христианского мира. Это понимание того, что до революции было некое идеальное состояние церкви. И наша задача – как можно более полно сохранить то, что у нас было.
Сторонников такого охранительного движения не так много. Однако среди людей, интересующихся православием, это достаточно влиятельное течение. У него есть свои минусы – здесь явно размываются границы между церковным преданием, между верой и культурой. То есть провести границу, где заканчивается христианство и начинается культура, когда речь заходит об охранительности, очень сложно. Сторонники охранительного православия чрезвычайно негативно относятся к всяким обновленческим тенденциям, попыткам реформировать богослужения, ввести русский язык вместо старославянского. Ко всякому либеральному движению они относятся отрицательно и даже агрессивно.
Националистическое православие
Религиозный фундаментализм имеет и другую форму. Более яркое проявление фундаменталистских тенденций, далекое от собственной веры, но тем не менее, процветающее в православии, это то, что можно назвать националистическим православием.
Христианство тесно связано с национализмом и для многих выступает как некая национальная самоидентификация. И здесь особую роль играет представление об особой миссии русского народа. И именно у русского православия есть какая-то особая вселенская миссия. И, возможно, поэтому здесь не уделяется внимание каким-то понятиям греховности и праведности в общепринятом смысле. Потому что греховность – это, якобы, то, что есть у других. А вот в самом русском православии все хорошо и именно так, как и должно быть.
Типичные признаки националистического православия
Для националистического православия очень типична мифологизация истории. Это происходит потому, что мы возвеличиваем Русь, мы возвеличиваем русское православие. Причем это не только современное состояние – история должна быть особо великой. И когда речь идет о мифологизации истории, самыми мифологизированными фигурами являются сильные политические деятели.
Здесь многие считают святым Иоанна Грозного, здесь есть особое внимание к святости Николая II, здесь многие говорят о какой-то особой церковной роли Иосифа Сталина, здесь чрезвычайной популярностью пользуются такие герои, как Чапаев. Националистическое православие особенно ярко проявляется в форме всевозможных братств, казаческих организаций и монархических движений.
Исламский фундаментализм
Говорить о степени распространения ислама и о его роли в обществе бессмысленно. Достаточно привести статистику, согласно которой количество людей, проповедующих ислам, в мире занимает втрое место. На первом пока что находятся православные христиане. Поэтому слова о том, что фундаментализм – это только православное течение, будут не совсем верными.
Изначально исламский фундаментализм рассматривался лишь, как попытка очистить мусульманство от любого постороннего влияния. На сегодняшний день, говоря об исламском фундаментализме, мы все больше имеем в виду активное вмешательство религии в политику государства. Оно, естественно, приводит к изменению как политического, так и социального строя исламских государств. В первую очередь это происходит из-за определенных нравственных правил и канонов, которые устанавливают не только поведение и жизненные ценности отдельной личности, но и всего общества в целом.
В последнее время такие понятия, как фундаментализм, экстремизм все чаще встречаются вместе. Однако это не совсем правильно. Говоря об исламском экстремизме, следует подразумевать людей, которые только прикрываются проповедованием ислама и не имеют ничего общего с истинными верующими мусульманами.
Православный либерализм
Говоря о том, что такое современный фундаментализм, нельзя не упомянуть о православном либерализме. Либерализм, исходя из своей природы, не может быть связан с организованным движением. Он тесно связан со свободой, с попытками что-то изменить. И поэтому либерал редко бывает представителем именно течения.
Либерализм – это скорее некое мировоззрение, некое мироощущение, чем организованная структура. Богословский либерализм тесно связан с отрицанием определенных ключевых догматов христианства. В России неоднократно были попытки реформаторства. Людей, которые пытаются реформировать православную церковь и православное служение, называют обновленцами.
Православный традиционализм
Первое проявление православного традиционализма – это то, что иногда называют «парижским богословием». Оно очень тесно связано с русской миграцией. Когда православная церковь оказалась в эмиграции, там стали создаваться богословские институты, богословские семинарии. Она вынуждена была строить христианское богословие, способное вести диалог и способное к некой апологетике перед лицом западного мира. Сторонники православного традиционализма обращаются к первому тысячелетию существования христианства и проповедуют его идеи.
В этом заключаются основные каноны, которые раскрывает христианский фундаментализм, традиционализм и либерализм.