Грех это не перечень поступков. Грех это удаление, отхождение от Бога, а Бог есть любовь и значит любое отхождение от любви есть грех и значит смерть. Но от Павла мы знаем, что есть грехи к смерти, а есть не к смерти. В чем различие? Это позже, а пока вот вопрос: «Вообще есть ли свобода от греха»?
Когда говорим «свобода от греха», то замолкаем о Боге, не так ли? Типа мы главные. Мы сами себя освобождаем. А кто ещё? Ведь мы же совершаем подвиги, кладём поклоны, ставим свечи, постимся, послушаемся, стремимся к праведности, получаем медали от патриарха. А может стоит позаботиться о свободе со Христом?
Но знаем ли мы что это такое? Свобода от греха и свобода от Бога?
В области духовной всё именно так как в детстве. Человек в мире Христовом ничего не доказывает, доказывают только в мире диавола. Всё принимается без барьеров, из души в душу, от Бога к человеку внутрь.
Но разве можно всем и всему верить? Людей много и слов много. И часто они противоречат друг другу. Как тогда верить?
Грех это не тот или иной проступок. Грех на самом деле это состояние души. А грех зримый, поступок или мысль, есть только отображение этого состояния.
И ещё. Один и тот же поступок иногда может являть грех, а иногда праведность. Как отличить? Внешне никак, только через любовь.
Пример? Благотворительность. Внешние признаки праведности ничего не гарантируют судьбе души.
— На самом деле и проступок, и состояние души, и много чего еще. Мы и так грешники в любом случае, изначально. Грех — дословно «промах» или «непопадание в цель» (греч. — амартия). Но это все очень относительно именно потому, что одно и то же действие для одного человека может быть грехом, а для другого нет, в одной ситуации тоже будет грехом, а в другой нет (хотя оценки могут быть неизбежно разными). В общем, все, что по воле Божией, не грех, а что против нее, то грех.
Или — «все, что не по вере — грех» (ап. Павел, к Римлянам).
Другое дело, какова воля Божия в каждый конкретный момент времени и когда время говорить или время молчать, время собирать камни или время их разбрасывать, мало кто из нас может достоверно и всякий раз определить истинность. Потому и грешники, потому и промахиваемся.
— Вот опять повторю. Поступок есть ничего более как только внешнее свидетельство какого-то процесса в состоянии души.
Грех не сам поступок, грех то, что нас толкнуло на него.
-За каждое праздное слово дадут люди ответ на суде, а не за каждую мысль, пусть и греховную.
Но слово-то не само по себе из уст выскакивает. Оно только отражает наше греховное внутреннее состояние. И именно это состояние Господь и будет судить.
Как тут: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». [Мф.5:28] Вот тут и слова нет и поступка, только состояние вожделения, а Христос осуждает.
Иначе впадаем в арифметический подход в общении с Богом, а это уже некий вид торговли. Торговцев же Христос изгоняет из храма.
[Ин.9:39] И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.
Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?
Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы [на] [себе] греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.
Если другой более грешен, то тебя это не спасает. Грех невозможно оплатить, только надеяться на прощение. 31Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Сказано «прости нам долги наши». 12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
Увы, часто мы оказываем друг другу услуги, расчитывая тем поработить друг друга, сделать должником своим. Так и диавол с нами поступает и не стоит идти нам его путём.
Есть и ещё некие странные слова, на которые мы обычно мало обращаем внимания, а между тем они имеют огромное значение для нас. «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, [то есть] согрешающему [грехом] не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти. Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная. Дети! храните себя от идолов. Аминь.» (1 Ин. 5:16-21)
В чем странность? В том, что оказывается есть грехи к смерти, а есть не к смерти. И как узнать, что есть что?
В церковной практике принято считать грехами к смерти восемь главных страстей:
1. Чревоугодие
2. Блуд
3. Сребролюбие
4. Гнев
5. Печаль
6. Уныние
7. Тщеславие
8. Гордость.
Однако оказывается это не окончательное мнение, часто считается, что любой нераскаянный грех является грехом смертным.
Итак налицо некоторое разномыслие не позволяющее увидеть истину. Между тем Христос даёт нам путь к точному пониманию сути. Вот эти слова: «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.» (Мф. 12:31,32)
Почему именно так говорит Христос? Ведь вроде-бы и Христос Бог и Дух Святой, а на одного хула простится, на другого нет.
Наверное дело тут в том, что само учение Христа имеет своим содержанием любовь. Но что есть любовь как ни соединение объекта и субъекта? Ведь только при таком условии возникает церковь, где у уверовавших образуется одно сердце и одна душа. [Деян.4:32]
Но как происходит это единение людей и Бога?
Вспоминаем чудесную молитву Святому Духу.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Да, именно Дух Святой связует нас и со Христом и с Отцом нашим Небесным и конечно же исключая Его из своего общения, мы исключаем себя из Книги жизни, ибо никак по иному не можем стать членами семьи Божией.
Неслучайно, когда спросили Серафима Саровского о цели жизни человека, он сказал: «Имать Духа Святаго», то-есть стяжание Его. «Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом.» [2 Кор. 6:16]
Итак мы уверенно можем сказать себе, что единственным и безусловным критерием грехов к смерти является отрицание, отказ от богообщения Духом Святым.
Анатолий Пеньшин