Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках (Москва)

Для семьи купцов Строгановых, бывших когда-то простыми поморскими крестьянами, 1716 год выдался необыкновенно хлопотливым. Шутка ли, завершалась постройка церкви, специально возводимой для иконы, когда-то пожалованной им за заслуги перед отечеством самим государем Алексеем Михайловичем! Именно эта икона, Влахернской Божьей Матери, дала название и церкви, где хранилась с тех пор, и селу, которое стало называться Влахернское.

Происхождение иконы

Имя иконы происходит от названия той части Константинополя, где когда-то располагался храм с этой святыней. Под её покровительством находился не только Константинополь, но и вся Византия. Хроники тех лет повествуют о том, как в 626 году по молитвам, вознесённым перед иконой, Пресвятая Богородица спасла город от нашествия захватчиков. Через много столетий, уже в России, её чудодейственная сила будет явлена в период холерной эпидемии в 1830 году. Она уберегла всех обитателей Кузьминок, где находилась, и всех жителей окрестных сёл от страшной болезни.

Икона эта была не обыкновенная. Её создание приписывают евангелисту Луке, современнику и одному из апостолов Иисуса Христа. Икона была рельефной и выполненной в уникальной технике воскомастики. Особенность её заключалась в том, что в воск добавлялись размельчённые частицы мощей святых. Образ, выполненный подобным образом, называется мощевиком.

Появление иконы в России

Известно, что в V веке она попала в Константинополь, бывший в то время столицей христианского мира, а оттуда — на Святой Афон. В 1654 году афонские иноки привезли её в Москву и подарили благочестивому государю Алексею Михайловичу, а он, в свою очередь, пожаловал святыню Строгановым. Для этой иконы и была построена деревянная церковь Влахернской Богоматери.

Но редкому деревянному храму выпадает долгая жизнь. Простояла эта церковь только шестнадцать лет и сгорела в огне пожара, но Волей Божьей драгоценную икону удалось спасти. В том же году, испросив благословения у правящего архиерея, приступили к возведению новой церкви, тоже деревянной, но и её ждала та же судьба, что и прежнюю. В 1758 году в результате «огненного запаления» она погибла. Но и на этот раз святыню вынесли из огня.

Сооружение каменного здания храма

К моменту пожара родовое имение Строгановых Кузьминки перешло во владение семьи графа Голицына. Потомки литовского князя Гедимина, они на протяжении веков были опорой государственной власти. В этом году исполняется шестьсот лет с того дня, как они начали своё служение.

Через год началось возведение каменного храма на том месте, где стояла сгоревшая церковь. Создание проекта и ведение работ граф поручил архитектору И. П. Жеребцову, который занимался также перепланировкой и перестройкой всей усадьбы. Он вошёл в историю архитектуры, как представитель стиля барокко. Кроме того, его имя связано с направлением, получившим название раннего московского классицизма. В течение долгих лет он руководил всеми строительными работами в имении.

Архитектурные особенности нового храма

В основу проекта каменного храма Жеребцов положил традиционную для русских церквей четырёхгранную нижнюю часть здания и надстроенный сверху восьмигранный барабан. Так строились многие православные храмы России. Рядом была построена деревянная восьмигранная колокольня. Всё декоративное оформление храма было выполнено в стиле барокко. В 1762 году строительные работы были в целом завершены, но отделка продолжалась ещё в течение двенадцати лет.

Усадьба Кузьминки была предметом гордости графов Голицыных, и на её обустройство они не жалели средств. В 1784 году ими был приглашён известный московский архитектор Р. Р. Казаков, ученик знаменитого В. И. Баженова, работавший вместе с ним над проектом Большого Кремлёвского дворца. Он приступил к реконструкции храма, в соответствии с архитектурными требованиями того времени.

Реконструкция храма

Р. Р. Казаков изменил четырёхгранную планировку основного здания на круглую, выполненную в виде барабана, и сверху надстроил главку. С четырёх сторон здания находились входы с декоративными ступенями и портиками. Общую композицию дополняла двухъярусная каменная колокольня. Таким образом храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках приобрёл знакомые нам очертания.

В период войны 1812 года храм подвергся значительному разрушению. Были расхищены предметы церковной утвари и иконы. Остались свидетельства очевидцев, рассказывающие о многочисленных фактах святотатства, совершённого французскими солдатами. По приглашению Голицыных над его восстановлением трудились лучшие архитекторы. В 1819 году был освящён полностью воссозданный придел Святого Сергия Радонежского. Однако работы в храме продолжались ещё несколько лет. Современники писали о необыкновенном мраморном иконостасе в этом пределе. Над ним трудились лучшие камнерезы страны. Были приглашены и знаменитые уральские мастера.

Есть много свидетельств того, что храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках постоянно находился в поле зрения особ царствующей семьи. Так, например, в 1828 году императрица Мария Фёдоровна пожертвовала на украшение иконы драгоценную брошь из жемчуга и бриллиантов. В 1858 году храм посетил император Александр II. Кроме того, усадьба Кузьминки видела много иных представителей Дома Романовых. С 1859 года храм стал фамильной усыпальницей Голицыных. В первые годы XX века он был вновь отреставрирован и освящён.

Судьба церкви после революции

После революции храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках разделил судьбу многих культовых сооружений России. Буквально в первые годы представители богоборческой власти изъяли все ценности и предметы церковной утвари. Когда храм окончательно закрыли, чудотворная икона была перенесена в Успенский храм в Вишняках, а когда и он перестал действовать, икону передали в Третьяковскую галерею, в фондах которой она хранится и по сей день. В 1929 году снесли купола, а само здание до неузнаваемости перестроили, сделав в нём дом отдыха. За весь период советской власти здесь размещались и производственные помещения, и трансформаторная подстанция, и учебные классы. Полностью были уничтожены роспись стен и лепные украшения. Болью переполняется сердце, когда видишь фотографии храма тех лет.

Возрождение

В годы, последовавшие за перестройкой, многие русские православные храмы были возвращены верующим. Наступил период исторического прозрения. Предстояло возродить то, что десятилетиями безжалостно разрушалось. Большую помощь в этом оказали и правительственные органы, и различные общественные организации страны. Пришли реставраторы и в храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Он числился в списке объектов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Руководила работами архитектор Е. А. Воронцова. За три года строители и реставраторы вернули храму его первоначальный облик. В 1995 году он был торжественно освящён, как и многие православные храмы России.

Жизнь храма в наши дни

Сегодня храм является крупным религиозным и культурным центром. При нем работает воскресная школа и школа по катехизации взрослых и детей. Кроме того, имеется библиотека, двери которой открыты для всех желающих. В отдельном здании оборудована крестильня с купелью для взрослых. Как и многие храмы православной церкви, он стал местом, где каждый может получить знания об основах православия, на протяжении многих десятилетий практически закрытые для широких масс.

Оцените статью
Добавить комментарий