Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках: история и современность

Среди культовых зданий русской православной церкви, находящихся в Восточном административном округе столицы, выделяется храм, выстроенный в лучших традициях «шатрового» зодчества. Весело золотятся в летнем небе его купола, увенчанные крестами, и с удовольствием прохожие любуются голубыми маковками приделов, на которых сверкают звёздочки, так похожие на настоящие.

Общие сведения

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках – именно о нём пойдёт речь в данной статье. Он относится к заведениям Преображенского благочиния и находится в ведомстве городской епархии Москвы. Церковь достаточно большая, в ней имеется несколько престолов. Так как название её – храм Успения Пресвятой Богородицы (в Вешняках), то главный из них в нижнем здании освящён в честь именно этого события, важного для каждого верующего. Придел, относящийся к нему – в честь Сергия Радонежского. Этого святого чрезвычайно любят и глубоко почитают на Руси от древности по нынешний день. Верхний храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках имеет престол, освящённый в честь «словущего Воскресенья» — праздника, предшествующего открытию иерусалимского храма Гроба Господня. Отмечается он 26 сентября (или 13-го по старому стилю). Южный его предел посвящён святому Николаю, северный – Илье пророку, центральный – мученице Татьяне. Знаменит ещё храм Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках тем, что к нему прилегает кладбище, на одной из аллей которого установлен особенный памятник: старинный деревянный крест, поставленный в память всех воинов, сложивших свои головы за веру, царя, народ и Отечество.

Исторические места

В средневековье Вешняками называлась полузаселённая местность на восточных окраинах Москвы. Некогда там было глухое урочище. В 15 веке здесь строится слобода, где живут бортники князей Шереметевых, собирая мёд диких пчёл и потихоньку одомашнивая этих полезных насекомых. Именно с владельцев имения и начинается история церкви. Первая постройка её относится к 17 веку (1644-1646 гг.). Сделано было сие по приказу князя Фёдора Ивановича, который дал соответствующий обет. Постарался он, чтобы хор храма Успения Пресвятой Богородицы, созданный при приходе, затмил округу и «голосами ангельскими» славил Господа и милость Его. Позднее князь снял с себя высокие полномочия, которые занимал в российском правительстве, и ушёл в монашество, отказавшись от мирской жизни.

Переустройство

Здание несколько раз перестраивалось, благоустраивалось, подводилось под меняющиеся каноны красоты церковных стилей. Первоначально основой храма был традиционный для русского зодчества подклет (своего рода первый нежилой этаж, приспособленный для хозяйственных нужд). Вокруг него с трёх сторон шла открытая галерея, а крыша венчалась многогранными пирамидами – шатрами (отсюда и стиль шатровый). В таком виде приход храма Успения Пресвятой Богородицы просуществовал почти десятилетие. Затем владельцы Вешняков вместе с духовными лицами церкви решили её расширить, пристроив симметричные, увенчанные шатрами приделы. Для этого требовалось высочайшее разрешение самого патриарха Московского. Никон, занимавший в 1655 году этот пост, соизволения не дал, а повелел перестроить здание с куполами, все шатры убрав. Уже в конце 17 века для храма построили колокольню, увенчанную шпилем. Вплоть до 20 века реставрации и перестройки проводились несколько раз. Да и кладбище здорово разрослось, став местом упокоения не только вешняковцев, но и жителей большинства окрестных сёл. А сама деревня с течением времени превратилась в крупный пригород.

Достояние храма

Приведённые в статье фото храма Успения Пресвятой Богородицы показывают, каким величественным и красивым выглядит он сейчас. Но мы не узнаем, каким великолепием отличалось его убранство изнутри, пока церковь действовала до закрытия в советский период (с 1922 года). Стены храма были расписаны самим великим Иваном Петровичем Аргуновым, крепостным художником князей Шереметевых. Он, кстати, писал знаменитые иконы для домашней церкви (Царское Село) Екатерины I, правившей после Петра. А самые известные его работы – «Портрет Екатерины II» и «Портрет крестьянки в русском национальном костюме». Что касается внутренних стен храма, то, по отзывам современников, сцены из Святого Писания, библейские сюжеты, иконы, созданные Аргуновым, выказывали чрезвычайный талант живописца и внушали истинно христианские чувства. К сожалению, мало что от них осталось. Также большевики практически разорили собрание церковных ценностей: драгоценные сосуды и чаши, украшенные самоцветами – пожертвования именитых прихожан; исчезли многие иконы в дорогих окладах, дарохранительница, старинное бесценное Евангелие и другие предметы культа. Впрочем, это и немудрено, ведь здание отвели под ремонтные мастерские. И только после Великой Отечественной войны приход вновь принял своих прихожан. В процессе реставрации и поисковых работ храм был восстановлен, найдены некоторые иконы, отремонтирована колокольня.

Дом Божий сегодня

В настоящее время вешняковский храм Успения Пресвятой Богородицы относится к объектам культурного наследия Российской Федерации. При церкви действует воскресная школа для детей и взрослых. Издаётся религиозный журнал «Святой родник» проповеднического и просветительского характера. Ежедневно проходят богослужения, торжественные Литургии и другие церковные службы.

Оцените статью
Добавить комментарий