Христианство в Японии: особенности, история и интересные факты

Япония — страна в Восточной Азии, которую омывает Тихий океан. Островное государство известно высоким уровнем жизни. Японцы уделяют много внимания собственному образованию, они трудолюбивы и прилежны. Японская культура, в формировании которой важным фактором стала религия, самобытна и неповторима. Подавляющее большинство местного населения исповедует синтоизм. И сегодня мы обсудим, есть ли в Японии христианство.

Страна восходящего солнца

Русскоязычное название Японии — экзоним, который произошел от немецкого или французского (Japan или Japon). Сами японцы именуют свою страну «Нихон» или «Ниппон». В русском переводе данное слово означает «Место, где восходит солнце», поэтому государство часто называют Страной восходящего солнца. Кроме этого, раньше японцы активно использовали эвфемизмы. Ее именовали Страной восьми островов, Страной в тростниковых равнинах и другими поэтичными эпитетами.

Главу государства называют «тэнно», что в переводе означает «небесный хозяин». Русский аналог этого слова — император. В Японии есть легенда, гласящая, что императоры — потомки богини солнца Аматэрасу.

Япония относится к категории молодых цивилизаций. Предположительно, территория ее была заселена много тысяч лет назад, однако государственность начала складываться лишь в 6-7 веках нашей эры. Начиная с этого периода страна стала активно развиваться. В первую очередь опыт она перенимала у Китая. Это уникальная способность японского народа — использовать опыт других, более развитых стран, но при этом не терять своей уникальности.

Религии в Японии

Первая известная истории религия в Японии — синто («путь богов»), которой большая часть населения придерживается и сегодня. Синтоизм возник на основе древнего культа, который обожествлял природные объекты и побуждал поклоняться умершим. Деревья, реки, горы могли стать божествами (ками).

Буддизм так же распространен в Японии, как и в Тибете, Китае, Индии и ряде других азиатских стран. Начал распространяться в стране в 6 веке под влиянием Китая. Он несколько отличается от «традиционного», так как является смесью учения Будды с японской культурой и синтоизмом.

Конфуцианство основано на учении китайского ученого, имя которого сегодня известно каждому из нас — Конфуция. Он придерживался мнения, что отношения между людьми (отцом и сыном, мужем и женой, правителем и поданным) должны быть подобны Солнцу и Луне — люди должны жить в гармонии, но предоставлять достаточно пространства для самовыражения. Только в этом случае не будет нарушен закон баланса вселенной.

Христианство в Японии

В 1543 году португальские купцы потерпели крушение у берегов японского острова Танэгасима. Это были первые христиане, ступившие на японскую территорию. Однако распространение христианства началось не с них. Первым миссионером, прибывшим с целью обращения японцев в христианство, стал Франциск Ксаверий (1506-1552). Его католическая церковь чтит как апостола Индии и Японии. Франциск был крупным политическим деятелем, а также основателем Общества Иисуса (ордена иезуитов). Сначала Франциск был послан в Индию. После успешного завершения миссии он отправился в Японию. Об этом в своей книге пишет Марк Маллиннз, профессор Токийского католического института кафедры социологии. К его книге «Христианство: сделано в Японии» мы вернемся позже. А пока поговорим кратко о христианстве в Японии в 16-17 веках.

Миссия христиан

Христианство в Японии получило распространение в 16 веке. В 1549 году наваррец Ксаверий прибыл вместе с японцем Андзиро в южный город Кагосиму. Проживая в семье Андзиров, Франциск крестил его и его родных. А так как слуги были собственностью хозяина, то и они обязаны были креститься, скорее по принуждению, чем по желанию. Обратив в христианскую веру порядка ста человек (которые стали первой общиной католиков в Европе), Франциск продолжил свои проповеди. Он успешно крестил многих горожан Ямагути и Киото.

Проблема состояла в том, что миссионеры не относились с должным уважением к религиозности и обычаям японцем. Их убеждали, что лишь христиане будут спасены, в то время как язычники сгорят в геенне огненной. Это вызывало внутренний протест у японцев, которые понимали, что их предки, к которым они относятся с таким почтением, горят в аду.

Изначально христианские миссионеры получали поддержку со стороны некоторых представителей японской знати. В частности, их поддерживали сегуны (люди, управляющие страной) Ода Нобунага и Тоетоми Хидэеси. Христианские проповеди нашли отклик в сердцах людей на острове Кюсю и в регионе Кинки.

Следует заметить, что Ода Нобунага (у которого Тоетоми изначально состоял в услужении) принял христианских миссионеров не потому, что увлекся христианским учением. Документы говорят о том, что Нобунага был атеистом. Однако договор с европейцами звучал так: «миссионерство в обмен на оружие». Таким образом, Ода получал возможность расправиться с враждовавшими с ним сектами.

В течение нескольких десятилетий члены Общества Христа обратили около 300 000 японцев в христианскую веру. Как уже было сказано выше, часть этих людей служила прислугой в домах богатых господ, поэтому действовала неосознанно, часто лишенная свободы выбора.

Среди миссионеров были и францисканцы, что стало причиной конкуренции между орденами. В конце концов это привело к потере доверия к миссионерам со стороны японцев. Некоторые возвращались в прежнюю веру. Лишь Нобунага продолжал поддерживать европейцев, опьяненный желанием с их помощью объединить Японию в единое государство.

Гонения и страх

Защитник миссионеров Ода Набунага был убит в 1582 году. И вскоре его место занял Тоетоми, когда-то бывший простым крестьянином. Благодаря блестящему уму он быстро поднялся по карьерной лестнице. Он продолжал дело Набунаги — объединял разобщенную Японию в единую страну. Однако то, как ведут себя иезуиты, не понравилось ему. Они убивали приверженцев другой веры и продавали в рабство на португальские плантации пленников.

Поэтому Тоетоми издал указ, который приказывал миссионерам покинуть страну в течение 20 дней. Также он запретил принимать христианство тем японцам, чьи владения превышали 100 квадратных метров. Однако вскоре он позволил миссионерам читать проповеди, но не гарантировал им безопасность в Японии. А началом гонений христиан стала казнь 26 мучеников из Нагасаки.

26 мучеников из Нагасаки

История христианства в Японии полна крови и мук. В 1857 году Тоетоми Хидэеси арестовал 26 католиков. Некоторые из них были японцами, другие — европейцами. Эти 26 несчастных были страшно казнены — им отрезали уши, провели по улицам города, а позже распяли на крестах, проткнув копьями. Этот ужасный случай навсегда остался в истории Японии кровавым пятном. Остатки одежды были собраны тайными христианами. Убиенные были возведены католиками в ранг святых. Сегодня на месте казни стоит памятник, а рядом расположен музей, посвященный мученикам из Нагасаки.

Последняя битва за веру

Расправы над христианами продолжались и при Эясу Токугава, который заменил Хидэеси на посту премьер-министра Японии. Он завершил объединение страны и прославился жестокими расправами над православными, которые были вынуждены прятаться. Тех, кого подозревали в приверженности христианству, заставляли наступить ногой на медную табличку с изображением Богоматери. Тех, кто отзывался совершить подобное кощунство, жестоко казнили.

Христианам в Японии приходилось прятаться. В 1637 году самураи (кстати, именно они первые приняли христианство в Японии) подняли мятеж. Это произошло в городе Симабара, что на острове Кюсю. Они сражались отчаянно, но вскоре мятеж был жестоко подавлен. Христианство в Японии было запрещено еще ближайшие 250 лет. Хотя в стране оставались тайные христианские общины. А Япония оставалась закрытой для других государств — и в первую очередь для миссионеров.

Тайные общины христиан в Японии

Совсем недавно в Ватиканской библиотеке были восстановлены записи о тайных христианах. Их называли какурэ-кириситан. Когда Япония вновь открылась для миссионеров, там обнаружили около 20 000 тайных христиан, которые были вынуждены скрывать свое вероисповедание.

Японцы, испуганные истязаниями, которым подвергали христиан, научились прятаться. Католические службы маскировали под буддистские ритуалы.

Христианство и синтоизм

Мария Канон до сих пор остается символом скрытых христиан, хотя сегодня японцы свободны в выборе вероисповедания. Мария Канон, символ христианства в Японии, — это азиатская Мадонна. Она является воплощением чистоты, непорочности и милосердия. При этом имя Канон принадлежит китайской богине. Христиане, молясь Деве Марии, были вынуждены скрыть Ее образ за обликом языческой небожительницы. И сегодня скульптуры Марии Канон можно увидеть в Японии, особенно в сельских местностях. Узнаваема Дева Мария по младенцу, которого Она держит на руках — Иисусу Христу.

Множество храмов и лесных местностей были замаскированы под буддистские и синтоистские. Христиане также создавали святыни в скалах. Их деятельность на протяжении десятилетий являлась ярким примером того, что люди даже под страхом смерти не отрекаются от своей веры.

Христианство в Стране восходящего солнца сегодня

Христианство — одна из религий современной Японии, несмотря на страшные события 16-17 веков. Миссионеры начали посещать страну в период правления 122 императора Японии Мэйдзи (1852-1912 гг.). Начав править, Мэйдзи разработал комплекс политических, экономических и военных реформ. Благодаря его деятельности христиане перестали скрываться, ведь в Японию хлынула западная культура. Христианство воспринималось как часть ее.

Конечно, за период гонений христиан в стране сформировалось языческая форма православия, которая видится православным как еретическая. Сегодня христиан в Японии совсем немного — около 2 процентов от общего числа населения.

Марк Маллиннз, о котором мы уже упоминали выше, в своей книге утверждает, что молодое поколение японцев относится к христианству без предубеждения, интересуется им. Многие японцы учатся на Западе и принимают христианство. В стране также популярны книги о христианстве.

Заключение

О путях христианства в Японии можно говорить долго. Его пытались уничтожить, искоренить, изгнать с японской земли. Люди десятилетиями жили в страхе. Ведь не зря Японию называют «миссионерским кладбищем». Множество людей было убито и зверски замучено в Стране восходящего солнца. Однако прошлое забыто, и сегодня оно вновь завоевывает сердца японцев. Подтверждением сему является тот факт, что местное население покупает в книжных магазинах православную литературу.

Оцените статью
Добавить комментарий