Шейх уль-ислам ибн Таймия (1263–1328) – исламский теолог-суннит, родившийся в Харране, расположенном на территории современной Турции у сирийской границы. Жил в трудные времена монгольских нашествий. Являясь членом школы Ибн Ханбала, стремился вернуть ислам к его источникам: Корану и суннам (пророческим преданиям Мухаммеда). Шейх ибн Таймия не считал монголов истинными мусульманами и призывал к войне против них. Он верил в то, что настоящий ислам основан на образе жизни и вере салафов (ранних мусульман). Он критиковал шиитов и суфиев за почитание своих имамов и шейхов и веру в их божественность. Также он осуждал поклонение мощам святых и паломничество к ним.
Шейх аль-ислам ибн Таймия был нетерпим к христианам. Он утверждал, что эта религия искажала учение Иисуса, которое было посланием ислама. Он также критиковал исламскую философию и обвинял Ибн Рушда, Ибн Сину и аль-Фраби в неверии за их высказывания о вечности мира, которые не оставляют места для Аллаха. Ибн Таймия, сотрудничая с властями, часто конфликтовал с ними. Одни и те же правители назначали его на высокие должности и лишали его свободы, не соглашаясь с его взглядами. Однако он имел много последователей и около 100 тыс. человек, включая множество женщин, оплакивали его на похоронах.
Ибн Таймия сделал многое для возрождения популярности юридической школы Ханбали. Его часто цитируют исламисты. Его веру в то, что мусульмане, которые не соблюдают предписания шариата, живут в невежестве, переняли такие мыслители ХХ века, как Сайид Кутб и Сайид Абул Ала Маудуди.
Биография
Шейхуль-ислам ибн Таймия родился 22.01.1263 в Харране (Месопотамия) в семье известных теологов. Его дед, Абу аль-Баркат Маджиддин ибн Таймия Аль-Ханбали (умер в 1255 г.) преподавал в школе фикхов Ханбали. Также хорошо известны достижения его отца Шихабуддина Абдулхалима ибн Таймии (ум. в 1284 г.).
В 1268 г. монгольское нашествие вынудило семью переехать в Дамаск, которым тогда правили египетские мамлюки. Здесь его отец проповедовал с кафедры мечети Омейядов. Следуя по его стопам, сын учился у великих ученых своего времени, среди которых была Зайнаб бинт Макки, от которой он узнал хадис (высказывания пророка Мухаммеда).
Шейх уль-ислам ибн Таймия был прилежным учеником и знакомился со светскими и религиозными науками своего времени. Он уделял особое внимание арабской литературе и помимо математики и каллиграфии овладел грамматикой и лексикографией. Юриспруденции его учил отец, он стал представителем юридической школы Ханбали, хотя он оставался верным ей на протяжении всей своей жизни, он приобрел обширные знания Корана и хадисов. Он также изучал догматическое богословие (калам), философию и суфизм, которые позже сильно критиковал.
Биография Ибн Таймии отмечена постоянными конфликтами с властями. Еще в 1293 г. он вступил в конфликт с правителем Сирии, помиловавшим обвиненного в оскорблении Пророка христианина, которому он вынес смертный приговор. Акт неповиновения завершился первым в ряду многих заключением Ибн Таймии. В 1298 г. он был обвинен в антропоморфизме (приписывании человеческих качеств Богу) и в презрительной критике законности догматической теологии.
В 1282 г. Ибн Таймия был назначен преподавателем юриспруденции Ханбали, также проповедовал в Большой мечети. Он начал осуждать как суфиев, так и монголов, ислам которых он не признавал. Ибн Тамия вынес фетву, в которой обвинил монголов в том, что они отдавали предпочтение не шариату, а собственному закону Ясе, и, следовательно, жили в невежестве. По этой причине долгом каждого верующего было ведение джихада против них. После того как монголы потерпели поражение от Аббасидов в 1258 году, мусульманский мир распался на более мелкие политические единицы. Ибн Таймия хотел воссоединить ислам.
В 1299 году он был уволен со своего поста после фетвы (юридического заключения), которая не понравилась другим юристам. Тем не менее в следующем году султан снова нанял его, на этот раз для поддержки антимонгольской кампании в Каире, для которой он хорошо подходил. Однако в Каире он потерял расположение властей из-за его буквального понимания стихов Корана, в которых Бог был описан как обладающий частями тела, и он на 18 месяцев был заключен в тюрьму. Освобожденного в 1308 году богослова вскоре снова лишили свободы за осуждение суфийских молитв святым. Ибн Таймия содержался в тюрьмах Каира и Александрии.
В 1313 г. ему было разрешено возобновить преподавание в Дамаске, где он провел 15 последних лет своей жизни. Здесь же он собрал кружок своих учеников.
В 1318 г. султан запретил ему высказывать какие-либо суждения о разводе, поскольку он не соглашался с распространенным мнением о действительности одностороннего расторжения брака. Когда он продолжил говорить на эту тему, его лишили свободы. Освобожденный снова в 1321 году, он был повторно заключен в тюрьму в 1326 г., но продолжал писать, пока ему не было отказано в пере и бумаге.
Последний в биографии Ибн Таймии арест в 1326 году был вызван его осуждением шиитского ислама в то время, когда власти пытались наладить отношения с его представителями. Он умер в заключении 26 сентября 1328 года. Тысячи его сторонников, включая женщин, приняли участие в его похоронах. Его могила сохранилась и широко почитается.
Политическая деятельность
Биография Шейха ибн Таймии говорит о его политической активностью. В 1300 г. он участвовал в сопротивлении монгольской оккупации Дамаска и лично отправился в лагерь монгольского генерала для переговоров об освобождении пленных, настаивая на том, чтобы христиане как «защищенные люди» и мусульмане были отпущены на свободу. В 1305 г. он принял участие в битве против монголов при Шахаве, где сражался с различными группами шиитов в Сирии.
Полемика
Шейх уль-ислам ибн Таймия интенсивно полемизировал в отношении:
- кесерванских шиитов в Ливане;
- ордена рифайских суфиев;
- иттихадийской школы, которая развилась на основе учения Ибн Араби (умер в 1240 г.), чьи взгляды он осудил как еретические и антихристианские.
Взгляды
Шейх ислам ибн Таймия считал, что большая часть исламских теологов его времени отошла от правильного понимания Корана и священного предания (сунны). Он стремился:
- восстановить понимание истинной приверженности Таухиду (единобожию);
- искоренить убеждения и обычаи, которые считал чуждыми исламу;
- возродить правоверную мысль и связанные с ней дисциплины.
Ибн Таймия считал, что первые три поколения Ислама – Мухаммед, его спутники и их последователи из самых ранних поколений мусульман являлись лучшими примерами для подражания в исламской жизни. Их практика вместе с Кораном представляла собой, по его мнению, безошибочный путеводитель по жизни. Любое отклонение от них рассматривалось им как бида, или нововведение, и должно было быть запрещено.
Известно следующее высказывание ибн Таймии: «Что могут мои враги сделать со мной? Мой рай в моем сердце; куда бы я ни пошел, он со мной, неотделимый от меня. Для меня тюрьма – это отшельническая келья; казнь – шанс стать мучеником; изгнание – возможность путешествовать».
Коранический буквализм
Исламский теолог предпочитал крайне буквальное толкование Корана. К заблуждениям ибн Таймии его оппоненты относят антропоморфизм. Он считал метафорические ссылки на руку, ногу, голени и лицо Аллаха истинными, хотя и настаивал на том, что рука Аллаха несравнима с руками его творений. Известно его высказывание о том, что Аллах спустится с небес в Судный день, подобно тому, как он спускается с кафедры. Некоторые из его критиков утверждали, что это нарушает исламскую концепцию Таухида (божественного единства).
Суфизм
Ибн Таймия был суровым критиком антиномических интерпретаций исламского мистицизма (суфизма). Он считал, что исламский закон (шариат) должен применяется к обычным мусульманам и мистикам одинаково.
Большинство теологов (включая салафитов) полагало, что он отверг вероисповедание, используемое большинством суфиев (вероучение аль-Ашари). Это, по-видимому, подтверждается некоторыми его работами, особенно в произведении «Аль-Акидат аль-Ваасития», в которой он опроверг методологию ашаритов, джахмитов и мутазилитов, принятую суфиями в отношении утверждения Атрибутов Аллаха.
Однако некоторые немусульманские богословы оспаривали этот момент. В 1973 году Джордж Макдиси опубликовал в «Американском журнале арабских исследований» статью «Ибн Таймия: суфий ордена Кадирии», в которой утверждал, что исламский теолог сам был суфием-кадаритом и выступал только против антиномических версий суфизма. В поддержку своих взглядов его последователи цитируют работу «Шарх Футух аль-Гайб», которая является комментарием к произведению известного суфийского шейха Абдула Кадира Джилани «Откровения невидимого». Ибн Таймия упоминается в литературе ордена Кадирии как звено в их цепочке духовной традиции. Сам он писал, что носил благословенный суфийский плащ Шейха Абдула Кадира Джилани, между которым и ним были два суфийских Шейха.
О святынях
Являясь сторонником Таухида, Ибн Таймия крайне скептически относится к оказанию каких-либо необоснованных религиозных почестей святыням (даже иерусалимской Аль-Аксе), чтобы они каким-либо образом не сравнялись и не стали соперничать со святостью двух самых почитаемых исламских мечетей — мекканской (Масджид аль-Харам) и мединской (Масджид аль-Набави).
О христианстве
Ислам ибн Таймия написал длинный ответ на письмо епископа Антиохийского Павла (1140-1180), которое широко распространилось в мусульманском мире. Он отклонил часто цитируемый хадис о том, что тот, кто наносит вред дхимми (члену защищенного сообщества), наносит вред ему как ложный, утверждая, что этот хадис был «абсолютной защитой для неверующих» и более того являлся пародией на справедливость, ибо как и в случае с мусульманами, бывают моменты, когда они заслуживают наказания и нанесения им физического ущерба. Христиане должны с этой точки зрения «чувствовать себя покоренными», когда они платят налог джизью.
Мусульмане должны отделяться и дистанцироваться от других общин. Диссимиляция должна касаться всех аспектов жизни, практики, одежды, молитвы и поклонения. Ибн Таймия приводит хадис о том, что тот, кто культивирует сходство с народом, является одним из них. Некоторые мусульмане фактически присоединились к некоторым христианским праздникам, участвуя в процессиях и раскрашивая пасхальные яйца, готовя особую еду, одевая новую одежду, украшая дома и зажигая огни. По его мнению, правоверные не только не должны участвовать ни в каком подобном праздновании, но не должны даже продавать ничего, что могло бы быть необходимым для этого или дарить христианам подарки.
Ибн Таймия поддерживал правила, запрещавшие неверным носить ту же одежду, что и мусульмане. Он также выступал за взимание джизьи с монахов, занимавшихся сельским хозяйством или коммерцией, тогда как в некоторых местах от этого налога освобождались все монахи и священники.
Имам ибн Таймия подчеркивал, что мусульмане не должны вступать в союзы с христианами, как это случалось во время войн против монголов. Все, что могло бы испортить строгий монотеизм ислама, должно было быть отвергнуто.
Христиане жаловались, что закрытие их церквей является нарушением Пакта Умара, но Ибн Таймия постановил, что если султан решит уничтожить каждую церковь на мусульманской территории, то он будет иметь на это право.
Множествам обвинений с его стороны подвергались шиитские Фатимиды, которые были слишком мягкими в обращении с христианами. Они правили вне шариата, поэтому, по его мнению, не удивительно, что потерпели поражение от крестоносцев. Было лучше, советовал Таймия, нанимать менее способного мусульманина, чем более способного христианина, хотя многие халифы практиковали обратное. По его мнению, мусульманам не нужны христиане, они должны «быть независимыми от них». Такие практики, как посещение гробниц святых, молитва им, подготовка хоругвей, формирование процессий для руководителей суфийских орденов, представляли собой заимствованные нововведения (биду). Троица, распятие и даже Евхаристия были христианскими символами.
Ибн Таймия утверждал, что Библия была искажена (подверглась тахрифу). Он отрицал, что стих 2: 62 Корана может дать христианам надежду на утешение, утверждая, что в нем упоминаются только те, кто верил в послание Мухаммеда. Лишь принявшие Мухаммеда как пророка могут рассчитывать на то, что они будут среди праведников.
Наследие
Плодотворная творческая биография Шейхуль-ислам ибн Таймии оставила значительное собрание сочинений, которое широко переиздается в Сирии, Египте, Аравии и Индии. Его произведения расширяли и оправдывали его религиозную и политическую деятельность и характеризовались богатым содержанием, трезвостью и умелым полемическим стилем. Среди множества книг и эссе, написанных ибн Таймией выделяются следующие работы:
- «Маджму аль-Фатва» («Большой сборник фетв»). Например, в 10-11 томах собраны правовые выводы, поясняющие суфизм и этику.
- «Минхадж ас-Сунна» («Путь сунны») – полемика с шиитским богословом Алламе Хилли, в которой автор критикует шиизм, хариджитов, мутазилитов и ашаритов.
- «Опровержение логиков» – попытка оспорить греческую логику и тезисы Ибн Сины, аль-Фараби, Ибн Сабина. В книге автор порицает суфиев за использование танцев и музыки для достижения религиозного экстаза.
- «Аль-Фуркан» – работа ибн Таймии о суфизме с критикой современной ему практики, в т. ч. культа святых и чудотворения.
- «Аль-Асма ва’с-Сифаат» («Имена и атрибуты Аллаха»).
- «Аль-Иман» («Вера»).
- «Аль-Убудиях» («Субъект Аллаха»).
«Аль-Акида Аль-Ваасития» («Символ веры» – одна из более известных книг Таймии, которая была написана в ответ на просьбу судьи из Васиты изложить свои взгляды на исламскую теологию. Эта книга состоит из нескольких глав. В первой главе автор определил группу верующих, которую он назвал «Аль-Фирка ан-Наджия» («Партия избавления»). Он цитирует хадис, в котором Мухаммед пообещал, что останется только одна группа его верных последователей до дня Воскресения. Здесь же ибн Таймия дает определение джамаа и говорит, что только одна секта из 73 войдет в джанну (небо). Во второй главе приведена точка зрения Ахус-Сунны, в которой перечислены атрибуты Аллаха, основанных на Коране и Сунне без отрицания, антропоморфизма, тахрифа (изменений) и такифа (сомнения). Кроме того, в книге описаны 6 столпов веры мусульман – вера в Аллаха, его ангелов, пророков, Писание, Судный день и Предопределение.
Биография ибн Таймии: ученики и последователи
Ими являются Ибн Катир (1301–1372), ибн аль-Кайим (1292–1350), аль-Дахаби (1274–1348), Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703–1792).
На протяжении всей истории суннитские ученые и мыслители восхваляли ибн Таймию.
Согласно ибн Катиру, он настолько хорошо знал фикх мазхабов, что ориентировался в нем лучше современных ему последователей этого мусульманского течения. Он был специалистом по фундаментальным и вспомогательным вопросам, грамматике, языку и другим наукам. Каждый ученый, который с ним разговаривал, считал его экспертом в своей области знания. Что касается хадиса, то он был хафизом, способным отличить слабых и сильных его передатчиков.
Другой ученик ибн Таймии Аль-Дахаби называл его человеком, непревзойденным в отношении знания, познания, интеллекта, запоминания, щедрости, аскетизма, чрезмерной храбрости и обилия письменных произведений. И это не было преувеличением. Ему не было равных ни среди имамов, ни последователей, ни их преемников.
Более современный суннитский мыслитель арабский реформатор XVIII века Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб изучал работы и биографию ибн Таймии и стремился возродить его учения. Его ученики в 1926 году взяли под свой контроль территорию современной Саудовской Аравии, где признавалась только юридическая школа ибн Ханбала. Работы ибн Таймии стали основой современного салафизма. Его цитировал Усама бен Ладен.
К другим последователям ибн Таймии относят мыслителя Сайида Кутба, который использовал некоторые из его сочинений, чтобы оправдать восстание против мусульманского правления и общества.
Исламский теолог почитается как интеллектуальный и духовный образец многих салафитов. Такжеибн Таймии является источником ваххабизма, строго традиционного движения, основанного Мухаммадом ибн Абд аль-Ваххабом, который почерпнул свои идеи из его трудов. Он оказал влияние на различные движения, которые стремятся реформировать традиционные идеологии путем возвращения к источникам. Такие террористические организации, как «Талибан», «Аль-Каида», «Боко харам» и «Исламское государство», часто цитируют ибн Таймию в своей пропаганде, оправдывая совершаемые ими преступления против женщин, шиитов, суфиев и представителей других религий.