Православная традиция отличается от прочих христианских конфессий своей развитой и очень глубокой иконографией. Не последнюю роль, а возможно даже, что и первую, в ней играет образ Марии, Матери Иисуса Христа. Связано это как с народным почитанием этой женщины, так и с богословским вниманием к ней церковной доктрины.
Богоматерь в иконографии
Первые изображения Богоматери известны примерно с третьего или четвертого века. Точно сказать сложно, так как различные исследователи оспаривают датировку наиболее древнейших из известных образов Марии. Впрочем, в официальной доктрине ее статус был зафиксирован не раньше пятого века. Точнее – в 431 году в городе Ефесе. Там, на собрании христианских епископов за ней формально закрепили титул Богородицы. С тех пор ее иконография стала стремительно развиваться.
Важно уяснить, что икона Марии, матери Христа, не просто изображает святую женщину. Она репрезентирует именно духовную составляющую личности, ставшей матерью Бога, как в это верят христиане. Поэтому в православной традиции она всегда рассматривается в свете Иисуса, божественного мессии.
Существует огромное множество различных образов Богоматери. Раньше для каждого города и каждого монастыря, а часто и просто для значительного храма считалось хорошим тоном иметь собственную уникальную икону, отмеченную либо чудесными исцелениями, либо другими милостями Всевышнего, например мироточением. Оттого сегодня в календаре нет такого дня, который бы не был посвящен хотя бы одной иконе Марии. А чаще всего таких образов в день почитается несколько.
Полторы тысячи лет развития традиции выработали несколько основных так называемых канонических типов изображения Богородицы. Один из них называется «Елеуса», которому и посвящена данная статья.
Богородица «Елеуса»
Слово это с греческого языка можно перевести как «милующая, сострадающая, милосердная». Но в России чаще всего употребляется термин «умиление». Оно не является неправильным переводом, просто акцентирует иные аспекты духовных взаимоотношений между людьми и той, кого верующие называют Небесной царицей.
Отличительной особенностью этого типа является положение младенца в руках Марии. Богородица «Умиление» соприкасается своей щекой со щекой Христа. Таким образом, в иконе художественными средствами воплощается идея безграничной любви между Богом, принявшим на себя человеческую природу, и людьми, восшедшими на божественную ступень (которых и олицетворяет фигура Богоматери).
В греческой традиции этот иконографический тип также именуется гликофилусом, что буквально означает «сладко любящая». В любом случае «умиление» — это графическая репрезентация идеи любви, которая открылась в крестной жертве Иисуса Христа. В этом и состоит проявление милости Божией. А в народном благочестии, далеком от богословских интенций церковной живописи, смысл умиления стал ассоциироваться с нежными отношениями младенца и Марии, что отсутствует на других типах иконографии, где Христос представлен как облеченный властью и могуществом царь, восседающий на руках Марии как на престоле. Ярким примером елеусы является образ Владимирской Богоматери.
Но кроме общего обозначения иконографического типа, «умиление» — это еще и название конкретного образа. Как это ни странно, эта икона (как и ее разновидности) относится к другому типу изображений, называемому Агиосоритиссой. Поэтому о нем стоит сказать несколько слов отдельно.
Богородица «Агиосоритисса»
Название этого типа происходит от часовни святой раки (агиа сорос) в Константинополе. Мария, согласно этой традиции, изображается без Христа в повороте на три четверти. Ее руки сложены в молитвенном жесте. Взгляд может быть либо поднят вверх, либо опущен вниз. Из числа икон этого типа существует один особо чтимый образ, называемый «умиление». Значение его для православных трудно переоценить, так как он прочно связан с великой святыней – Дивеевским монастырем и его основателем, преподобным Серафимом Саровским. А такое название его, вероятно, связано с особым эмоциональным впечатлением, которое он производит на созерцающего его человека. Дело в том, что этот образ «умиление» — это образец живописи западного письма, то есть в отличие от православной канонической иконографии, он подчеркивает сугубо человеческие черты в личности Марии — матери, страдающей женщины, молящейся заступницы и пр.
Серафимо-Дивеевский образ Богоматери
Икона Божьей Матери «Умиление» из Дивеево знаменита тем, что являлась келейным образом преподобного Серафима Саровского – чрезвычайно почитаемого в православной церкви русского святого. Если верить церковным легендам, то Мария ему лично являлась в видимом образе несколько раз. Во время молитвы перед этой иконой он и скончался.
Значение Дивеевского образа
В силу огромной народной любви к Серафиму Саровскому и сложившемуся вокруг него культу Дивеевская икона «Умиление» — это огромная историческая и культурная ценность, не говоря уже о ее церковной значимости. Сегодня сей образ хранится в патриаршей резиденции в Москве и один раз в году, на праздник Похвалы Богоматери, выставляется для всеобщего поклонения. Икона Божьей Матери «Умиление» в своих полиграфических копиях расходится огромными тиражами. В церковном мире это своего рода духовный тренд последних двух десятилетий. С нее также имеется множество рукописных списков, почитаемых в самых разных уголках не только России, но и за рубежом.