Среди известных образов Пресвятой Богородицы икона Жировицкой Божьей Матери занимает совершенно особое место благодаря своей уникальной истории, а также внешнему виду, обусловленному необычной в таких случаях техникой исполнения. Кроме того, она в равной степени почитается как православными верующими, так и последователями западных направлений христианства.
- Описание уникальной иконы
- Находка юных пастушков
- Начало неизъяснимых чудес
- Недолгая жизнь деревянной церкви
- Третье обретение чудесного образа
- Храм, положивший начало созданию монастыря
- Монастырь под властью униатов
- Фреска, обнаруженная в Риме
- Коронация иконы
- Возвращение иконы православной церкви
- Беды, принесённые XX веком
- Жировицкая икона Божией Матери в чем помогает?
Описание уникальной иконы
В отличие от привычных нам икон, Жировицкий образ представляет собой овальную композицию в виде рельефа, выполненного на яшме. Его размеры весьма невелики — 5,7 х4,1х0,8 см, а внешне он напоминает нагрудную икону или камею. Оборотная сторона иконы гладкая. Яшма, из которой она изготовлена, имеет природное сочетание тёмно-красного и зелёного цветов, визуально составляющих охристый оттенок.
Пресвятая Богородица изображена держащей на правой руке Своего Предвечного Младенца, тогда как левая прижата к груди. Непокрытая голова Царицы Небесной наклонена в сторону прильнувшего к ней Сына и слега касается Его. Младенец Иисус облачён в короткий хитон, оставляющий открытыми Его колени. Голова Матери и Сына увенчаны коронами. По сторонам различимы греческие буквы, традиционные для данного типа икон, и обозначающие их имена.
Икона Жировицкой Божьей Матери, описание, которой приведено выше, принадлежит к иконографическому типу, называемому «Елеус» – Умиление. Эта разновидность богородичных икон весьма древняя, и появилась в Египте в раннехристианский период, когда получило расцвет так называемое коптское искусство.
Находка юных пастушков
История иконы столь же необычна, как и её внешний вид. Рассказывают (а люди, как известно, зря не скажут), что в 1470 году эта иконы была впервые явлена в Гродненской области неподалёку от деревни Жировичи, название которой, как нетрудно догадаться, и дало ей своё название. Случилось так, что местные дети пасли скот в лесу, принадлежавшему богатому вельможе – литовцу по рождению, но православному по вере. Звали его Александр Солтан.
Вдруг (с этого слова обычно всегда начинается самое интересное в рассказах), они увидели яркое сияние, исходившее из кроны росшего на опушке грушевого дерева. Преодолев испуг, пастушки подошли поближе, и среди листвы увидели небольшую икону, от которой во все стороны шли лучи. Затаив дыхание, дети сняли с дерева чудесную находку и опрометью бросились с ней к своему хозяину. Надо ли говорить, что это была та самая икона Жировицкой Божьей Матери – Благоздравница, как её стали называть впоследствии за многочисленные явленные через неё чудеса исцеления.
Начало неизъяснимых чудес
Александр Солтан, весьма озадаченный такой диковинкой, не знал, что с ней делать, но, дав мальчишкам по монетке, на всякий случай запер икону в ларец, решив при первом удобном случае отвезти её в Гродно и показать епархиальному архиерею. Кованый ларец – вещь надёжная, никуда из него находка (дорогая, судя по всему) не денется. Каково же было его изумление, когда на следующий день, желая похвастаться ей перед гостями, он обнаружил заветный ларец пустым.
Как ни стращал барин прислугу вечными муками на том свете, и розгами на этом, все как один, клялись, что знать ничего не знают. Да и ключ-то от ларца всю ночь пробыл у него на шее. Ну ясно, чьих рук это дело. Окропили покои Солтана святой водой, да и думать о том перестали. Как вдруг (опять это вдруг) те же пастушки вновь увидели на опушке уже знакомое им сияние и, в предвкушении ещё нескольких монет, бросились к нему.
Недолгая жизнь деревянной церкви
Повторное обретение иконы не оставляло сомнения в том, что находка является не чем иным, как чудом, а он, Алесандр Солтан, избранником Божьим, через которого оно явлено. Желая показать себя достойным столь высокой чести, вельможа тут же приказал построить на опушке леса, где пастушкам явилась икона Жировицкой Божьей Матери, деревянную церковь, и поместить в неё вновь обретённую святыню.
В краю, богатом лесом, построить что-либо долгое ли дело – оглянуться барин не успел, как уж смолкли топоры, и выросла посреди поляны красавица-церковь. Но, видать, не благословил Господь его начинание – не прошло и полгода, как ударила в неё молния, и сгорела в одночасье деревянная, ещё пахнувшая смолой постройка. Случилось это ночью, и пока разбудил селян заполошный колокол, пока добежали – тушить было уже нечего. Осталась на месте церкви лишь дымящаяся куча углей.
Третье обретение чудесного образа
Жаль было мужичкам трудов своих, а барину — средств, загубленных впустую, но более всего сожалели о чудесной иконе, которую сочли погибшей в огне. Её не чаяли больше увидеть, как вдруг (в третий раз это самое вдруг) те же дети, но уже возвращаясь из школы – видимо, в XV веке в деревне Жировичи она уже была, — заметили возле сгоревшей церкви сидящую на камне Женщину небывалой красоты, державшую в руках знакомую им икону.
Выслушав сбивчивый рассказ отроков, селяне, уверовавшие, что их вновь посетило Божье откровение, поспешили к указанному месту, не забыв позвать с собой местного батюшку, а тот, в свою очередь, прихватил отца-диакона с хоругвями да образами. В общем, к церковному пепелищу направился целый крестный ход.
И хотя все были готовы к чуду, но невольно замерли, когда на камне, почерневшем от копоти, перед ними предстала совершенно не тронутая огнём икона Жировицкой Божьей Матери. История может показаться невероятной, но, вот уже почти шесть столетий её с трепетом душевным слушают и читают многие поколения христиан как на Руси-матушке, так и в землях чужестранных.
Храм, положивший начало созданию монастыря
Впечатление, произведённое на Александра Солтана иконой, возродившейся из пепла подобно сказочной птице Феникс, было сродни удару грома. Он тут же приказал строить для неё каменный храм, искренне кляня себя за то, что вначале поскупился, и возвёл для столь бесценной святыни деревянную церковь. Ну да, скупой, как известно, платит дважды. Нанял он умельцев-каменщиков, и те, благословясь, возвели каменный Успенский храм, в который была торжественно помещена икона Жировицкой Божьей Матери – дважды утерянная и трижды обретённая.
В начале XVI века вокруг храма образовалась монашеская община, преобразованная затем в монастырь. Род Солтанов, изрядно обедневший к тому времени, продолжал всё же главенствовать в тех краях, и один из его представителей по имени Яков даже намеревался строить на территории обители ещё один каменный храм. Однако его планам не суждено было осуществиться, так как в середине века деревня Жировичи была за долги отдана в заклад банкиру Ицхаку Михалевичу, и выкуплена лишь наследниками Якова, перешедшими к тому времени в католицизм.
Монастырь под властью униатов
В 1605 году Жировичи вновь поменяли хозяина, им стал литовский шляхтич Иван Мелешко, передавший находившийся на территории его владений монастырь в ведение униатской церкви, сохранившей, как известно, часть православных обрядов, но подчинявшейся Ватикану. Так православная икона Жировицкой Божьей Матери оказалась под сенью римского понтифика.
Этот небольшой по размерам образ Пресвятой Девы принёс монастырю широкую известность благодаря явленным через него чудесам. Например, когда в июне 1660 года литовский гетман Павел Сапега сумел нанести русским войскам ощутимый удар под деревней Полонка, то, по общему мнению, его успеху послужила молитва Жировицкой иконе Божией Матери, которую пан воевода во всеуслышание прочёл перед началом боя.
Правда, о том, что уже осенью того же года псковский боярин князь Хованский задал ему хорошую трёпку, старались не вспоминать, главное, что сотни паломников шли поклониться чудотворной иконе, не забывая при этом пополнить монастырскую казну.
Фреска, обнаруженная в Риме
Жировицкая икона Божией Матери, фото которой представлены в этой статье, получила дальнейшее прославление в XVIII веке. Случилось так, что в 1718 году в римском отделении одного из католических монашеских орденов, делая ремонт, под слоем штукатурки обнаружили фреску, точь-в-точь соответствующую изображению на Жировицкой иконе. Её отреставрировали, и очень скоро появились первые свидетельства явленных через неё чудес.
Это заставило представителей Ватикана обратить самое серьёзное внимание на икону в деревне Жировичи, и папским капитулом – коллегией клириков при епископской кафедре — были подробно исследованы двести записей о её чудесах. На основании этих свидетельств икону признали чудотворной и вынесли решение о её коронации. Да-да, у католиков существует и такой обряд.
Коронация иконы
Торжества проходили в Жировичах в сентябре 1730 года. Никогда прежде эта скромная деревенька не видела такого скопления народа. Ещё накануне назначенного дня в неё прибыли три процессии паломников, сопровождаемые полком янычар, находившимся под командованием владетельного пана Радзивилла. Для чего к совершению, пусть католической, но всё же христианской церемонии привлекли мусульман – история не уточняет.
Икона Божией матери Жировицкая, значение которой с этого времени несравненно возросло, была коронована в присутствии тридцати четырёх тысяч человек, а на проводившихся в течение восьми дней богослужениях их побывало сто двадцать тысяч. На икону были возложены две золотые короны, специально изготовленные в Риме, и привезённые в Жировичи папским послом. Кстати, все расходы, связанные с исполнением этого обряда, и последовавшими затем торжествами взяла на себя мать посла – вдова польского короля Станислава Радзивилла Анна Катажина.
Отныне икона Жировицкой Божьей Матери стала одной из самых почитаемых у католиков. Известно, что о ниспослании Благодати Божьей перед ней не раз молились высочайшие особы. Так, в 1744 году специально с этой целью деревню Жировичи почтил своим посещением польский король Август III, а в 1784 году – последний монарх Речи Посполитой Станислав Август Понятовский. Правда, у него отношения с чудотворной иконой явно не сложились, и в 1795 году под конвоем русских драгун король был доставлен в Гродно, где подписал акт отречения от престола.
Возвращение иконы православной церкви
В конце тридцатых годов XIX века в западнорусском крае начался процесс повсеместного восстановления православного порядка богослужений, и одним из первых мест, где он был возрождён, стала деревня Жировичи. Находившийся в ней монастырь вновь стал православным. С тех пор акафист Жировицкой иконе Божией Матери, сложенный вскоре после этого события, сменил собой малопонятные местным жителям латинские молитвы.
Беды, принесённые XX веком
В годы Первой мировой войны Гродно и все прилегающие к нему районы оказались в центре боёв, и для сохранения святыни она была перевезена сначала в Московский Покровский собор на Рву, а затем в областной город Видное, где несколько лет хранилась в мужском монастыре великомученицы Екатерины.
В родную деревню, где она провела почти четыре с половиной столетия, икона вернулась в 1922 году. По всей стране тогда разворачивалась антирелигиозная кампания, и её перевозка была сопряжена с немалым риском. Поэтому специально прибывший в Видное архимандрит Жировического монастыря тайно вывез бесценную святыню, спрятав её в банку с вареньем.
Не удалось лишь доставить в Жировичи оклад иконы, но вскоре монахами Почаевской Успенской лавры был специально для неё изготовлен киот, в котором она хранилась все последующие годы. Присутствие в монастыре столь прославленной иконы способствовало восстановлению и реконструкции его главного храма – Успенского собора. В 1938 году с Жировицкой иконой были совершены крестные ходы во многих районах Западной Белоруссии, при которых все средства, собранные от пожертвований, пошли на проведение необходимых работ.
Следует заметить, что, несмотря на все гонения, которые претерпела Церковь на протяжении большей части XX века, к великой святыне Жировического монастыря не прекращалось паломничество. Продолжается оно и сегодня.
Жировицкая икона Божией Матери в чем помогает?
Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к посвящённым ей историческим трудам, в большинстве которых приводятся пространные выдержки из монастырских книг, с описанием явленных через неё чудес. Если обойти вниманием весьма сомнительное упоминание о помощи, оказанной иконой литовцам в столкновении с русскими войсками в 1660 году под Полонкой, о чём рассказывалось выше, то большинство записей свидетельствуют о чудесных исцелениях, совершённых Богородицей по молитвам перед этим образом.
В их достоверности трудно усомниться, так как каждая была в своё время заверена подписями свидетелей. Причём не только сама икона являлась проводником Божьей Благодати, но даже камень, на котором она была обретена возле сгоревшей церкви. В связи с этим существует запись, рассказывающая о том, как несколько его крупиц, принесённые к одру умирающей роженицы, вернули ей жизнь.
Таким образом, согласно традиции, сложившейся среди жителей Западной Белоруссии, признанной целительницей недужных является именно Жировицкая икона Божией Матери. О чем молятся кроме обретения здоровья перед этим честным образом? Нет сомнения, что Пречистая Царица Небесная не замедлит в Своей помощи, о чём бы не исходила просьба. Главное, чтобы при обращении к Ней из сердца молящегося была изгнана даже тень сомнения во всесилии Божьем безграничной милости Пресвятой Девы, ходатайствующей о нас перед Его Небесным Престолом.