Широко почитаемая во всём христианском мире богородичная икона «Отрада и Утешение» уже много веков хранится на святой горе Афон в храме Ватопедского монастыря. С историей основания этой обители, как и с написанием самого образа Пресвятой Богородицы, связаны предания, пережившие несколько исторических эпох и наполненные непередаваемым ощущением минувших столетий.
- Чудесное спасение царевича
- Основание и дальнейшая судьба монастыря
- Монастырь, ставший крепостью
- Ожившая икона
- Икона, ставшая главной святыней обители
- Источник Божественной благодати
- Списки Ватопедской иконы в храмах России
- В чем помогает икона «Отрада и Утешение»?
- Год жизни, дарованный Богородицей
- Слёзы, источаемые иконой
Чудесное спасение царевича
Одно из преданий, которое можно услышать из уст насельников монастыря, рассказывает о том, откуда пошло его столь необычное название. Оно отсылает слушателей к концу IV века, когда юный царевич Аркадий ─ сын последнего правителя Римской империи Феодосия Великого ─ отправился в морское путешествие на святую гору Афон, чтобы поклониться местам, ставшим земным Уделом Пресвятой Богородицы.
На всём протяжении пути погода была превосходная, и ничто не предвещало беды, как вдруг небо потемнело и разразилась страшная буря. Произошло это столь неожиданно, что придворные не успели увести отрока с палубы и укрыть его в нижних помещениях корабля. В результате ударом накатившей волны он был смыт за борт и скрылся в морской пучине.
Происшедшее повергло в ужас всех находившихся в тот момент на судне, поскольку они понимали, что на них неизбежно обрушится гнев императора. Кроме того, все искренне скорбели о юном царевиче, которого уже не надеялись увидеть живым. Тем не менее, лишь только буря утихла, путешественники причалили к берегу, вдоль которого пролегал их путь, и тщательно осмотрели покрывавшие его заросли в надежде найти хотя бы тело отрока, выброшенное волнами.
Какова же была их радость, когда они обнаружили Аркадия не только живым, но и абсолютно невредимым! Он мирно спал под одним из кустов. Как рассказывал потом отрок, оказавшись на краю гибели, он сохранил присутствие духа и молитвенно воззвал ко Пресвятой Богородице, прося Её заступничества. Вопль, исходивший из детских уст, был услышан, и в тот же миг неведомая сила подхватила Аркадия и, пронеся сквозь бурю и мрак, опустила на морской берег, где, утомлённый пережитыми волнениями, он уснул под кустом.
Основание и дальнейшая судьба монастыря
Услышав столь дивный рассказ, император Феодосий Великий, отец мальчика, повелел воздвигнуть церковь на месте его чудесного спасения, которое с той поры стало называться Ватопедом, что в переводе означает «Куст отрока». Со временем там был обустроен монастырь, разрушенный затем иноземцами, питавшими вражду к вере Христовой.
Несколько столетий обитель пролежала в руинах, пока в середине X века её восстановлением не занялись трое благочестивых мужей, прибывших с этой целью из Адрианаполя. История донесла до нас их имена. Это были богатые, но пожелавшие оставить суету мира греческие вельможи: Афанасий, Антоний и Николай.
В исторических документах первое упоминание о монастыре, в котором ныне хранится Икона Божией Матери «Отрада и Утешение», относится к 985 году. Известно также, что вскоре после этого начался его бурный подъём, позволивший через десять лет войти в число главных обителей Святой Горы. Столь высокое положение монастырь удерживает и до настоящего времени, несмотря на то что его история отмечена чередой взлётов и падений. Фото обители представлено выше.
Монастырь, ставший крепостью
Посетив монастырь, можно услышать предание, связанное с его главной святыней ─ Ватопедской иконой Божией Матери «Отрада и Утешение». Её история также весьма необычна. Написан был этот образ в конце XIV века и в течение долгого времени помещался в притворе соборного храма, ничем особо не выделяясь среди его прочих святынь, пока не произошло чудо, прославившее его на весь христианский мир.
В те давние времена Ватопедский монастырь, как, впрочем, и остальные обители Святой Горы, нередко подвергался нападениям разбойников, желавших поживиться хранившимися в нём ценностями. По этой причине вокруг него были возведены мощные стены, придававшие монастырю вид фортификационного сооружения. Каждый вечер его ворота накрепко запирались и отворялись лишь на следующий день по окончании заутрени. Было принято, что после богослужения к настоятелю являлся привратник, и тот передавал ему ключи.
Ожившая икона
И вот однажды, когда монахи уже покинули храм и настоятель был готов по обыкновению распорядиться насчёт монастырских ворот, находившаяся подле него на стене икона Богородицы «Отрада и Утешение» вдруг ожила. Обратив на монаха свои Пречистые Очи, Дева повелела ему не отворять ворота, поскольку за ними в это утро скрывались разбойники, ожидавшие лишь удобного момента, чтобы ворваться в монастырь и начать грабёж. Более того, Царица Небесная велела всем насельникам подняться на монастырские стены и дать отпор незваным гостям.
Не успел настоятель прийти в себя от увиденного и услышанного, как икона «Отрада и Утешение» потрясла его новым чудом. Младенец Иисус, сидевший на коленях Матери, вдруг ожил, и, подняв к Ней Свой Пречистый Лик, запретил предупреждать братию об опасности, поскольку нападение разбойников являлось ниспосланной им карой за грехи и небрежение в исполнении священных обетов.
Однако, к великому изумлению монаха, Богородица с истинно материнским дерзновением отвела в сторону поднятую к Её устам руку Сына, и, несколько уклонившись вправо, вновь повторила Своё повеление не открывать врата, и созывать монахов для защиты обители. При этом Она велела всей братии принести покаяние в своих грехах, поскольку Её Сын гневается на них.
Икона, ставшая главной святыней обители
После этих слов фигуры Богородицы и Её Предвечного Младенца, изображённые на иконе «Отрада и Утешение», вновь замерли, но при этом её вид изменился. Лик Пречистой Девы навсегда остался чуть отклонённым вправо и исполненным не только материнской любовью, но и безграничным снисхождением. Рука же Богородицы при этом замерла, как бы удерживая ручку Младенца, не по-детски строго взирающего с иконы. Известно также, что название «Отрада и Утешение» икона получила именно после того как чудесным образом избавила монахов от нападения разбойников.
Прежде этот образ помещался в соборном притворе, но после чуда, сделавшего его воистину нерукотворным, был перенесён в специально воздвигнутый для него параклис (храм) иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение», где и находится поныне. На протяжении всех веков, минувших с той давней поры, перед ним горит неугасимая лампада и ежедневно совершаются богослужения. С давних времён сложилась также традиция совершать перед этой иконой монашеские постриги.
Источник Божественной благодати
Значение иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» для монастыря поистине неоценимо, и заключается оно не только в том, что благодаря ей он приобрёл всемирную известность, но и в неиссякаемом потоке исходящей от неё божественной благодати. С каждым годом увеличивается перечень лишь официально зарегистрированных и отмеченных в специальных книгах чудес, явленных по молитвам, вознесённым перед этим образом, а сколько их осталось сокрытыми от широкой публики! Неслучайно Ватопедский монастырь вошёл в число крупнейших христианских центров паломничества.
Списки Ватопедской иконы в храмах России
В России икона «Отрада и Утешение» известна с глубокой древности. Считается, что произошло это в первой половине XVI века благодаря выдающемуся религиозному деятелю, писателю и публицисту ─ преподобному Максиму Греку. По его инициативе в 1518 году в Россию было доставлено с Афона два списка, сделанных с чудотворных икон Ватопедского монастыря, среди которых была «Отрада и Утешение». Многочисленные чудеса исцелений, явленные по молитвам перед ней, принесли иконе широкую известность и стали поводом для почитания её как чудотворной.
В XVII веке список Ватопедской иконы «Отрада и Утешение» был перевезён в Ростов, где и находится по сей день в одном из храмов Спасо-Яковлевского монастыря. С него, в свою очередь, было сделано множество копий, разошедшихся по всей России. Одна из них была келейной иконой святителя Димитрия Ростовского, вошедшего в историю Русской православной церкви в качестве выдающегося религиозного писателя, проповедника и педагога.
Среди многочисленных списков иконы «Отрада и Утешение», фото которых представлены в статье, есть некоторые, заслужившие особую известность. Это, прежде всего, образ, хранящийся в Москве в храме на Ходынском поле (фото храма преведено выше). Туда он был доставлен в июне 2004 года делегацией насельников Ватопедского монастыря, прибывших в столицу для празднования дня памяти афонских святых. К месту своего нынешнего пребывания икона была доставлена торжественным крестным ходом, участие в котором приняло не менее 20 тыс. человек.
Кроме того, следует назвать два списка, находящиеся в Санкт-Петербурге. Один из них помещён в Казанском соборе Новодевичьего монастыря, а другой — в храме иконы «Отрада и Утешение» на улице Дыбенко. Глубоким почитанием в народе пользуется также икона, вывезенная в Беларусь, хранящаяся сегодня в Ляданском Свято-Благовещенском мужском монастыре.
Значение иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в жизни Русской православной церкви весьма велико, и тому есть немало свидетельств. Достаточно вспомнить, как в 1852 году афонский старец Серафим Святогорец, прославленный ныне в лике святых, прислал в Новодевичий монастырь Санкт-Петербурга список с Ватопедской иконы. На её обратной стороне он собственноручно начертал надпись, гласящую, что этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы будет обильно изливать Божественную благодать на всех притекающих к нему. И его слова получили в дальнейшем подтверждение теми чудесами, которые явила через него Царица Небесная.
В чем помогает икона «Отрада и Утешение»?
Отвечая на этот вопрос, уместно, прежде всего, вспомнить знаменательное событие, послужившее поводом для её прославления ─ спасение афонской обители от злодеев. Исходя из этого, все последующие века православные христиане молились перед Ватопедской иконой об избавлении от нападения разбойников и нашествия иноплеменных.
Перед иконой «Отрада и Утешение» принято также молить Царицу Небесную об избавлении от различных болезней и немощей. Кроме того, с давних пор отмечено, что она несёт в себе помощь при эпидемиях, не раз посещавших российскую землю и уносивших тысячи жизней. В связи с этим каждый раз, когда Господь попускал за грехи людские случиться чуме, холере или моровому поветрию, отслужив молебен, православные крестным ходом обносили икону вокруг заражённого города, и если их покаяние было глубоким и искренним, то болезнь отступала.
Имеется много свидетельств того, как молитвы перед Ватопедской иконой ограждали людей от пожаров, потопов и прочих жизненных несчастий. Весьма способствуют они в устроении различных повседневных дел и обретении душевного покоя. Об этом, в частности, говорится в тропаре иконы «Отрада и Утешение». Там же содержатся прошения об угашении греховного пламени, исцелении душевных язв, укреплении веры, очищении помышлений, а также о даровании смирения, любви, терпения и укоренении в сердцах страха Божьего.
Год жизни, дарованный Богородицей
Кроме того, получили широкую известность чудеса, явленные по молитвам, вознесённым как перед оригиналом иконы, хранящимся до сего дня на Афоне, так и перед его многочисленными списками. Наиболее известным из них является запись в книге Ватопедского монастыря, датированная началом прошлого века. В ней говорится о том, как некий монах по имени Неофит получил от настоятеля наставление отправиться в одно из их подворий, находившееся на острове Эбвей в Средиземном море.
Во время морского путешествия инок занемог, и, прибыв на остров, едва держался на ногах. Предчувствуя близкую кончину, он вознёс молитвы ко Пресвятой Богородице перед находившемся в подворье списком с Её Ватопедской иконы. Инок молил продлить его дни, чтобы, исполнив послушание, он мог вернуться в свою обитель и в ней завершить земной путь. Не успел он подняться с колен, как услышал чудный глас, исходивший с неба и повелевший ему исполнить послушание, вернуться в монастырь, но через год быть готовому предстать перед вратами вечности.
Болезнь тут же оставила страдальца, и он в точности исполнил всё, что ему было поручено отцом настоятелем. После этого он благополучно вернулся в Ватопедский монастырь, где целый год пребывал в постах и молитвах. По истечении же срока, стоя пред иконой «Отрада и Утешение», он вдруг вновь услышал знакомый ему голос, провещавший, что час его кончины уже близок. Сразу после этих слов инок почувствовал, как силы оставляют его. С трудом добравшись до своей кельи, Неофит созвал к себе братию, и, лёжа на смертном одре, поведал им о чуде, явленном по его молитве. После этого он с миром отошёл ко Господу.
Слёзы, источаемые иконой
Имеются и более поздние свидетельства. Так, в 2000 году монах расположенного на Кипре Киккского монастыря Стиллианус во время ночной молитвы стал свидетелем того, как лики Младенца Иисуса и Его Пречистой Матери на иконе неожиданно ожили и преобразились, причём из Их глаз обильно потекли слёзы. Поражённый увиденным, инок лишился дара речи, и обрёл его вновь лишь после того, как вся братия обошла монастырь крестным ходом, неся перед собой этот чудотворный образ.
О чудесах же, явленных в России, свидетельствуют многочисленные записи в монастырских и приходских книгах. Они помогают ещё глубже понять значение иконы «Отрада и Утешение» и место, которое она занимает в отечественной иконографии.