Икона Спас Всемилостивый

Икона Спас Всемилостивый относится к типу иконы Вседержителя. На таких иконах он предстает как Судия, центральный образ Господа. Первое изображение Вседержителя датировано примерно серединой XII века. Иисус Христос предстает в полный рост. Его взор печален и полон скорби, но не осуждает. Первое появление этой иконы пришлось на духовный подъем народа на Руси. Икона обладает чудотворными свойствами, поэтому с лика Господа сделано множество копий. На таких иконах Иисуса Христа изображают как в полный рост или сидя, так и по пояс или погрудно.

Наиболее прославленным списком в таком стиле является икона Всемилостивого Спаса в Тутаеве – погрудное изображение Христа, на котором в левой руке он держит раскрытое Евангелие, а правую поднял в благословляющем жесте. На других копиях с первоначального образа Вседержителя иногда в свиток заменяет книгу.

Содержание
Икона Спаса в ТутаевеЗначение чудотворной иконы Спаса ВсемилостивогоИкона, под которой пролезают

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Значение чудотворной иконы Спаса Всемилостивого

К иконе часто приходят просить о здоровье для тела и духа. Чудесным образом отступают болезни костей и суставов, но не только с этими проблемами обращаются к Богу через эту икону. Самое главное, что молятся не иконе, а Господу, его и нужно просить. Икона не раз проявляла чудотворные свойства. Интересным проявлением божественных сил иконы является то, что жена, даже единожды предавшая мужа, не различит на иконе Господа.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Верующие пролезают под иконой Спасителя, делать это нужно на коленях, читая молитву

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Благий Человеколюбче, Премилосердый Господи, недуги наша понесый и ранами Твоими нас исцеливый. Пред Твоим Величеством припадающе смиренно молим Тя: призри, Благосерде, на рабы Твоя; и якоже древле исцелил еси разслабленнаго, тако и ныне, Целителю Благий, милостию и щедротами Твоими рабы Твоя посети, и уврачуй нашу болезнь греховную. Недуги наша душевныя и телесныя во здравие претвори, немощи в силу преложи, печали в радость и скорбь во утешение премени. Отыми же от нас всякое уныние и забвение, ум наш укрепи и утверди во еже всегда в заповедех Твоих поучатися; вся уды наша исправи во еже волю Твою благую и совершенную творити, Ты бо еси целитель душ и телес наших и Тебе славу возсылаем во веки веков. Аминь.

Оцените статью
Добавить комментарий