Образ Богоматери для России является особым. Конечно, во многих христианских странах (да и во всей христианской культуре) дева Мария пользуется огромным почитанием, но именно на Руси на протяжении многих лет этот образ не только активно культивировался, но и многократно позволял верующим обрести защиту и надежду. Многим известны Казанские и Владимирские иконы девы Марии, но есть и множество других чудесных образов.
Не только в храме, но и на домашнем алтаре присутствует Богоматерь. Как говорится в писаниях, она ценится выше всяких ангельских чинов.
Содержание
Иконография Девы МарииМолитвыМолитва первая перед иконой Божьей Матери ВсецарицаМолитва вторая перед иконой Божьей МатериТропарь, Глас 4 перед иконой Божьей Матери
Иконография Девы Марии
Существует четыре основных направления того как изображается дева Мария с младенцем на руках на иконах, если эти разновидности изучить, то станет не только легче классифицировать каждую отдельную икону, но и вникнуть в глубокий смысл изображаемого.
Оранта. Легко определить этот тип по раскрытым рукам Богородицы, которые воздеты к небу. Эту разновидность также часто ассоциируют с добродетелью веры. Богородица родила Спаса, который пришел для того чтобы исцелить все человечество и в этот факт верят православные.
Одигитрия. В этой иконе девы Марии значение указывает на добродетель надежды. Младенец на руках у матери, которая указывает на него одной рукой, таким образом как бы привлекая внимания зрителя. И ведь, действительно, каждому следовало бы обратить свой взор (в том числе и духовных очей) ко Христу. Вот где заключается смысл этого послания. Христос на этой иконе благословляет одной рукой Марию и этим символическим жестом благословляет и всех верующих. В другой руке у него свиток, который символически указывает на Евангелие – книгу, которая тоже ведет ко спасению.
Елеуса. В этой иконе святой девы Марии заключена добродетель любви. Сюжет практически не отличается от предыдущего, только Мария и младенец нежно прижимаются друг к другу щеками. Таким образом символизируется любовное общение, но снова речь идет не просто о земных ласках с ребенком. В Христе тут представляется божественная истина, а фигура Марии символизирует душу (или просто отдельного человека) которая общается с божественными инстанциями. Таким образом эта икона сообщает о любви ко Всевышнему, любви ко Христу.
Акафистный тип. Как понятно из названия, тут используются акафисты, а также и другие гимны посвященные Богоматери. В соответствии с определенным текстом на изображении появляются разные символы, которые воплощают различные эпитеты, которыми наделяется Богородица.
Дополнительно следует отметить различные вариации, которые появлялись с течением времени и развитием культуры. Нередко к оригинальной иконе деве Марии, с которой делали список, добавлялись какие-то детали.
К примеру, существует известная история Иоанна Дамаскина, который получил великий дар от Богородицы – после того как ему отсекли руку, кисть снова приросла, и он снова смог прославлять Всевышнего. Именно благодаря этому стали появляться так называемые Троеручицы. Там дева Мария изображается с третьей рукой, которая напоминает об означенном чуде.
Немалое есть количество икон (в том числе и чудотворных) посвященных деве Марии, которые подвергались поруганию (иконы рубили и протыкали в период иконоборчества) и именно в этой ситуации явили чудеса. К примеру, Иверская икона кровоточила, также как Ченстоховская. Каждая из этих икон сохранила характерные дефекты.
Особенно следует отметить русскую иконописную традицию и в частности творения Андрея Рублева, которые по сей день высоко почитаются и заключают в себе огромные духовные сокровища. Ведь, как известно, в иконе используется не только схематическое изображение по устоявшимся канонам, там иконописец также запечатлевает молитвенный опыт и возвышенные духовные переживания. Андрею Рублеву удавалось особенно ясно отражать какие-то еле уловимые и даже немного эфемерные субстанции на плоском образе иконы, поэтому они так привлекают верующих на протяжении многих веков.
Трудно переоценить значение образа девы Марии и для прежней, и для современной и для будущей Руси.
Эти иконы являются частью истории страны, истории этой земли, а зачастую и активными участниками событий через различные чудеса, которые являл Господь.
Молитвы
Молитва первая перед иконой Божьей Матери Всецарица
О пречистая Богомати, Всецарице! Услыши многоболезненное воздыхание наше пред чудотворною иконою Твоею, из Афонского удела в Россию пренесенною, призри на чад Твоих, неисцельными недуги страждущих, ко святому образу Твоему с верою припадающих! Якоже птица крилома покрывает птенцы своя, тако и Ты ныне, присно жива сущи, покрый нас многоцелебным Твоим омофором. Тамо, идеже надежда исчезает, несумненною Надеждою буди. Тамо, идеже лютыя скорби превозмогают, Терпением и Ослабою явися. Тамо, идеже мрак отчаяния в души вселися, да возсияет неизреченный свет Божества! Малодушныя утеши, немощныя укрепи, ожесточенным сердцам умягчение и просвещение даруй. Исцели болящия люди Твоя, о всемилостивая Царице! Ум и руки врачующих нас благослови; да послужат орудием Всемощнаго Врача Христа Спаса нашего. Яко живей Ти, сущей с нами, молимся пред иконою Твоею, о Владычице! Простри руце Твои, исполненныя исцеления и врачбы, Радосте скорбящих, в печалех Утешение, да чудотворною помощь скоро получив, прославляем Живоначальную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.
Молитва вторая перед иконой Божьей Матери
Всеблагая, досточудная Богородице, Пантанасса, Всецарице! Несмь достоин, да внидеши под кров мой! Но яко милостиваго Бога любоблагоутробная Мати, рцы слово, да исцелится душа моя и укрепится немощствующее тело мое. Имаши бо державу непобедимую, и не изнеможет у Тебе всяк глагол, о Всецарице! Ты за мя упроси! Ты за мя умоли. Да прославляю преславное имя Твое всегда, ныне и в бесконечныя веки. Аминь.
Тропарь, Глас 4 перед иконой Божьей Матери
Образом радостотворным честныя Всецарицы, желанием теплым взыскающих благодати Твоея, спаси, Владычице; избави от обстояний к Тебе прибегающих; от всякия напасти огради стадо Твое, к заступлению Твоему взывающее присно.