Икона «Вход Господень в Иерусалим»

В обширной христианской иконографии икона «Вход Господень в Иерусалим» занимает особое место. Это великое событие описано в Евангелиях, и иконописцы всех времен стремились как можно точнее передать и его символику, и его возвышенный характер.

Содержание
Значение события, которое изображает иконаОписание иконы «Вход Господень в Иерусалим»О чем молиться перед иконой «Вход Господень в Иерусалим»

Значение события, которое изображает икона

Вход Господень в Иерусалим предваряет череду трагических событий, приведших к распятию Иисуса Христа. Это, возможно, последний светлый момент в Его земной жизни, поэтому икона изображает как яркое, торжественное событие.

К этому времени в Иерусалим стекались массы людей, чтобы отпраздновать иудейскую пасху. Иудея находилась во времена Иисуса под римским гнетом; в стране постоянно происходили волнения, вспыхивали восстания против власти римлян, а сами иудеи страстно ожидали прихода Мессии, который станет их царем и освободит от власти Рима.

Имя Иисуса, проповедям которого внимали тысячи людей, приобрело широкую известность и пользовалось в народе огромным авторитетом; к тому же Он принадлежал к роду Давидову, из которого, как гласили ветхозаветные пророки, должен прийти Мессия — освободитель иудейского народа. Пророчества о пришествии Мессии содержатся во многих местах Ветхого Завета.

Вот почему Его так торжественно встречали: в нарядных одеждах, с пальмовыми ветвями, которые были тогда символом торжества и радости и которыми по традиции приветствовали полководцев и царей. На многих иконах входа Господня в Иерусалим изображены дети, подстилающие под ноги Его осла свои одежды. Это еще один обычай для особо торжественных случаев.

Изображая вход в Иерусалим, икона в деталях следует тому, что описано в пророчествах. Например, в пророчестве Захарии о Мессии сказано, что он «кроткий, сидящий на ослице» (Зах. 9, 9). Облик Иисуса действительно поражает своей кротостью – в Нем нет ничего от горделивых претензий на царство, да и сам осел вместо коня, на котором полагалось бы сидеть царю, свидетельствует о Его скромности.

Описание иконы «Вход Господень в Иерусалим»

В центре иконы – Иисус, сидящий боком на белом осле. Слегка наклонив голову, Он правой рукой благословляет детей, расстилающих одежды на земле по пути Его следования. Слева на иконе изображены апостолы, следующие за Спасителем. На их лицах тревога, они о чем-то спорят, по-видимому, их настораживает и даже пугает такое бурное поклонение.

С правой стороны – толпа жителей Иерусалима в праздничных одеждах, которые встречают Спасителя пальмовыми ветвями, а позади них – городские стены и строения ярких цветов, что еще больше подчеркивает атмосферу праздника.

У неверующих всегда возникал вопрос: если Иисуса так бурно приветствовали при входе в Иерусалим, то как могла та же самая толпа всего через несколько дней требовать от прокуратора Понтия Пилата: «Распни его!».

Объяснить это можно, по-видимому, так: иудеи ожидали Мессию – земного царя, который избавит их народ от власти Рима. Иисус же видел Свою миссию совсем в другом: открыть не только своим соотечественникам, но и всем народам мира Истину Божью и стать за них искупительной жертвой.

Спаситель всегда проповедовал о Царствии Небесном, а не о земном царстве, и тем более не собирался становиться иудейским царем. Когда народ понял, что обманулся в своих надеждах, он и предал Спасителя на мучительную смерть.

О чем молиться перед иконой «Вход Господень в Иерусалим»

Вход в Иерусалим означал для Спасителя конец Его земной жизни, и Он знал об этом. Поэтому молитва должна быть благодарственной – за то, что Он пожертвовал собой во имя спасения всех людей, за то, что вытерпел крестные муки, явив своим последователям победу Духа над плотью.

Оцените статью
Добавить комментарий