Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы»: фото

Икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» рассказывает о событии, которое произошло еще до рождения Иисуса Христа, о его матери Деве Марии и ее родителях, которые отдали свою дочь Церкви согласно своим обещаниям и предвидя ее судьбу.

История и предания

Праздник и икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» появились на основе церковного жизнеописания Девы Марии, преданий о событиях, которые предшествовали рождению Иисуса Христа.

Родители ее — Анна и Иоаким — в течение многих лет не могли зачать ребенка и, молясь о его появлении, дали Богу обет о том, что после рождения долгожданного малыша его посвятят церкви и служению Богу. Когда же у них родилась дочь, и ей исполнилось 3 годика, счастливые родители во исполнение обета повели ее в храм Иерусалима, чтобы отдать на обучение. Для них это было своего рода жертвой, ведь они привели своего единственного и такого долгожданного ребенка, которому предстояло посвятить свою жизнь церкви.

Икона и праздник «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» как раз и посвящены этому событию. Около входа в храм их встретил первосвященник — праведный Захария. По необъяснимому вдохновению он открыл двери Святая Святых, которые являются прообразом православного алтаря, перед 3-летней девочкой и ввел ее в двери храма.

Перед этим событием торжественная процессия, возглавляемая родителями Девы Марии и всеми ее родными, проходила из Назарета в Иерусалим. Девочку одели в красивое платье, расшитое жемчугом, а впереди нее шла процессия девушек, которые держали зажженные свечи. Только спустя 3 дня процессия подошла к храму, где их встретил священник.

Ее мать Св. Анна обратилась к нему с речью, в которой просила принять свою Богодарованную Дочь и ввести ее в святое жилище. Маленькая девочка не испугалась, а сама направилась к храму, не оглядываясь, поднялась по 15 ступеням и взошла на церковный помост. Удивленный Захария взял ее на руки, и тут его коснулся Святой Дух. Он занес девочку в Святая Святых, как будто предвидев ее будущую судьбу.

Значение Богородицы в православии

Впоследствии в православной религии Богородицу, ставшую матерью Христа, стали считать «одушевленным храмом», т. е. местом, где пребывал Бог. Святая Святых для людей является прообразом сердца, в глубине которого верующий человек носит Бога. Это место считается сокровенным, ведь внутри в киоте хранятся каменные скрижали Завета, содержащего 10 заповедей, данных Господом еврейскому народу.

По традиции Православия это событие отмечается во время праздника Введение во Храм Пресвятой Богородицы, икона и значение которого посвящены детям, чистоте их души и тела.

Жизнь и путь Девы Марии

После этого события родители Марии вернулись в Назарет, а девочка много лет прожила в комнате храма, предназначенной для молодых девушек. Она научилась читать, вышивать, шить, ткать лен и прясть шерсть. Большую часть ее времени она занималась чтением молитв и Священного Писания.

Из стен храма Мария никогда не отлучалась, а пищу ей приносил архангел Гавриил, ставший ее неотступным хранителем, его изображение обычно присутствует на иконе вверху, в правом углу. Мать часто приходила навещать ее, своими разговорами она укрепляла ее дух.

После 12-летия Марии Захария по указанию Ангела устраивает смотр подходящих женихов для нее, во время которого был выбран вдовец Иосиф, держащий в руке посох, чудесным образом расцветший. После этого Дева Мария покидает храм.

Богословское толкование произошедших с Богородицей событий было дано Григорием Паламой в Слове «На Введение…», где рассказано о причинах избрания Девы Марии выполнить важную миссию и стать матерью Сына Божьего.

Икона «Введение во Храм Пресвятой Богородицы»: описание и значение

В основе композиции иконы лежит изображение Иерусалимского храма, куда Анна и Иоаким подвели свою дочь Марию. Все семейство встречает священник, голова которого увенчана нимбом. Позади него находятся врата Святая Святых, которые представляют особое место, где хранятся важные реликвии иудеев. Сюда даже первосвященник может входить только 1 раз в год, потому что для верующих находиться здесь равнозначно возможности увидеть Бога и поговорить с ним, пребывать около него.

Слева на иконе видны родители Марии, а справа стоит священник около входа в храм. В центре изображения — сама Дева Мария, образ которой знаменует начало спасения и стремления к чистоте души. Обращаясь к Богу, каждый верующий совершает работу над собой, своим духом, что затем приносит радость и праздник.

Старинные иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», фото приведены в обзоре, есть во многих православных храмах России и в коллекциях музеев.

Храм по традиции на иконах изображают в виде кивория, шатра. Вверху иконы художники рисовали красное покрывало (велум), которое символизирует собой место действия и означает, что оно происходит внутри Иерусалимского храма, интерьеры которого также часто присутствуют. На голову первосвященника надет кидар, что означает его принадлежность именно к этому храму, к нему всегда крепится табличка с надписью «Святыня Богу». 15 ступеней символизируют 15 восходящих псалмов, которые произносят паломники, поднимаясь в Храм.

Иконография праздника

Первоначальные версии «Введения» входили в цикл жития Богородицы. Так, на фресках 9 в. капеллы Иоакима и Анны и в Софийском соборе в Киеве изображение располагалось в алтарной части в составе цикла, в наосе, парклисе и т. д. Впервые в виде отдельной иконы это событие было отображено на миниатюре Минология Василия 2-го, а также среди икон праздничного ряда иконостаса в монастыре Ватопед и др., часто этот сюжет был представлен отдельно в монументальных росписях.

Композиция и описание иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» соответствуют теме прославления ее как чистой и непорочной девы, принесенной в дар Богу. В центре находится фигура Марии, одетой в мафорий, который в те времена считался традиционной одеждой замужних женщин, красного или вишневого цвета. Синяя или голубая туника и чепец подчеркивают ее девство. В данном случае мафорий символизирует ее материнство. А изображение трех золотых звезд на нем является знаком ее непорочности. Облик Богородицы совсем не детский, чем подчеркивается ее избранность и будущая предназначенность судьбы.

Отличия в иконографии и композиции

В западноевропейской живописи эпохи Возрождения восхождение Марии по лестнице представлено единственной ее фигурой, а священник ожидает ее на вершине. Так выглядит сюжет иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» (фото ниже) знаменитого живописца Тициана (написана в 1534-1538 гг., Венеция) и у Джотто на фресках в капелле Скровеньи в Падуе (1303).

Композиции в русских иконах были созданы по другому принципу: дева стоит рядом со священником на ступени при входе. В верхнем углу позади первосвященника изображена сцена принятия пищи Девой Марией от Ангела.

В большинстве сюжетов Иоаким и Анна стоят впереди и вручают свою дочь священнику, позади них стоят девы со свечами, на более поздних иконах родители изображались в конце процессии, а девы окружали Богоматерь, иногда и ее рисовали со свечкой в руке.

В сцене питания Богоматери она сидит на ступенях Храма, а к ней слетают Ангелы с небес. На росписях в Успенском соборе на территории Московского Кремля композиция этого сюжета изображена в интерьере пятиглавого храма, а Святая Святых является алтарем новозаветного храма, где Богородица сидит на ступенях над престолом, а к ней летит ангел, держащий кадило в руке.

Где находятся иконы, посвященные Деве Марии

Сведения о земной жизни Святой Богородицы можно узнать из церковного Предания. Событие и подробности передачи Девы Марии от родителей стали известны из разных рукописей и устных источников: греческого «Протоевангелия Иакова» 2 в., Евангелия псевдо-Матвея 9 в. и других старинных религиозных книг. Иконография этого праздника на протяжении многих веков оставалась неизменной: Мария, стоящая с трагическим лицом перед входом в Святая Святых, и Захария, который склонился перед ней в поклоне, что показывает его благоговение перед ней. Торжественный вход Марии в храм является символом начала ее новой жизни, посвященной Богу и — впоследствии — подвигу рождения Иисуса Христа.

Первые фрески с таким сюжетом существовали в 9 в. в храмах Каппадокии. На территории России первые росписи были сделаны в 11 веке в Софийском соборе (Киев, Украина), затем в 15 в. — в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Новгороде, которая была уничтожена во время войны.

Древние иконы «Введения» экспонируются во многих музеях России и мира: в Третьяковской галерее, в Центральном музее древнерусской культуры и искусства, в Русском музее и др.

Праздник Введения: история и значение

Праздник, посвященный иконе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», отмечается 4 декабря (по старому стилю 21 ноября), в самом начале традиционного Рождественского поста. Сейчас он принадлежит к самым большим православным праздникам, которые называются двунадесятыми (от слова «дванадесять», т. е. 12).

Торжество посвящено праздничному событию, которое стало звеном Божьего промысла и ожидалось в течение 5,5 тыс. лет после грехопадения. Дева Мария явилась для того, чтобы совершить свой личный подвиг: благодаря своей чистоте и безгрешности она смогла ввести вместе с собой в церковь все православное человечество.

Вхождение Марии также символизирует событие, когда вместо утраченного после завоевания Вавилоном Ковчега Завета она становится новым Киотом. Наступает время Нового Завета, приближается событие Рождения Христа.

Спустя 10-летие после этого события произойдет вхождение в мир Сына Божьего, к чему и готовилась все это время Божья Матерь. По историческим данным, в список двунадесятых праздников он вошел после 14 в. и вначале отмечался менее торжественно.

Богослужение в храме

Во время празднования, уже за месяц до великого события Рождества Христова, в песнопениях и радости люди готовятся встречать появление на свет Богомладенца.

Праздник состоит из одного дня предпразднества и четырех дней попразднества. Впервые празднование упоминается в сочинениях Григория Нисского в 4 в., сохранились проповеди патриархов Германа и Тарасия из Константинополя, датированные 8 в.

Накануне празднования служится всенощное бдение, читается акафист Божьей Матери. Во время самого праздника служатся часы и литургия. После этого совершается торжественный крестный ход, после чего священник произносит проповедь, поздравляя всех прихожан. Священнослужители одеваются в бело-голубые облачения. Украшение иконы «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» делается с помощью цветочных гирлянд и зажженных свечей.

Иконография композиции и расположение на ней участников, место иконы среди богородичных сцен и картин земной жизни Христа соответствуют темам песнопений во время службы праздника. Самая важная из них – прославление Богородицы как вместилище одушевленного храма.

Традиции и празднование у верующих

По народным приметам в этот день заканчивается осень и наступает зима. На Руси во всех городах и селах в этот день проводились веселые введенские ярмарки, самой широко известной была Московская, на которой проходили рыбные торги, продавались кренделя, пряники и блины, пили сбитень — горячий медовый напиток.

По традиции после окончания празднования крестьяне меняют летние телеги на сани. Также в эти дни было принято устраивать смотрины, где молодожены садились в сани и объезжали все окрестные деревни, где местные жители собирались их смотреть. Для девочек в такой день мамы дарили подготовленные заранее подарки.

Молитвы и пение во время праздника

Во время богослужения звучат религиозные песнопения: акафист, кондак и тропарь. Акафистом называют хвалебное пение, торжественный гимн, написанный в честь Божьей Матери или Христа, который читать нужно обязательно стоя, обращаясь за утешением к изображению святого. Акафист иконе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» читают стоя к ней лицом. Состоит он из нескольких частей, которые называют кондаками и икосами.

Кондак — небольшая песнь, описывающая кратко определенное действие, которое совершил святой, а икос — восхваление этому событию. При чтении акафиста также читаются тропари, восхваляющие слова, предназначенные святым или в честь праздника.

Молитва иконе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» читается в храме во время праздника и имеет силу, если человек искренне верует. Считается, что икона может помочь в карьере, творческом и духовном росте человека. Совершая около нее молитву, верующий просит Бога об исцелении от болезней, а девушки — о благоприятном и удачном замужестве.

По традиции считается, что в такой день данная Богу клятва будет исполнена с его помощью. Все люди совершают ошибки, многие имеют грехи, и загладить свою вину поможет молитва, с которой верующий обращается к Божьей Матери, ведь она прошла свой земной путь, пережив и радости, и лишения.

Церкви и храмы, посвященные Богородице

Всего на территории нашей страны построено почти 400 храмов, посвященных иконе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы»:

  • Церковь около Салтыкова моста в Москве, где еще в 1801 г. было возведено деревянное здание, освященное в честь Богородицы, затем в 1825 г. был построен каменный храм.
  • Церковь Введения в Барашах, построенная в конце 17 в.
  • В Сергиевом Посаде — является одной из древнейших в России, построена в 15 в.
  • В Калужской области, в г. Козельске, на территории Свято-Введенской Оптины пустыни, датируется концом 14 в.
  • В Иваново, Пскове, Туле и других российских городах.

Заключение

В иконе «Введение во Храм Пресвятой Богородицы» показана внутренняя красота Девы Марии, ее духовное величие, искренность веры и непорочность. Именно этой девушке с детства было предначертано стать Божьей Матерью. В ее образе для христиан всего мира воплотились основные человеческие ценности: жертвенность, любовь, материнство и внутренняя чистота.

Оцените статью
Добавить комментарий