Многие люди, не слишком разбирающиеся в богословии, с уверенностью скажут, что православная церковь отличается от остальных христианских храмов тем, что здесь много икон. Отчасти это правильно, только православная церковь сохранила традицию иконопочитания, в то время как остальные конфессии утратили ее. То, что изначально традиция существовала, подтверждается древнейшими преданиями.
Например, известно происхождение иконы Иисуса Христа, которую сейчас называют «Нерукотворный Спас». Нерукотворный образ — значит не сделанный руками человека. Считается, что этот образ появился, когда Иисус утерся полотенцем, которое затем передал царю агарянской земли. Этот царь уверовал в Христа заочно и просил исцелить его. Христос в такое путешествие не отправился, однако отдал полотенце, которым вытерся (по-церковнославянски — «убрус»), пришедшим слугам и велел отнести царю для исцеления. На этом полотенце совершенно отчетливо проступил образ. Особенностью этого изображения является то, что виден только лик: плечи и руки, которые, как правило, изображают на иконах, здесь отсутствуют.
Второй иконой стало изображение Божьей Матери, сделанное одним из евангелистов.
Споры о необходимости и оправданности икон идут уже много столетий. Что такое икона? Почему на них молятся, поклоняются им? Уместно ли это? Или это еще один современный вид идолопоклонства? Так ли важны иконы Иисуса Христа и Божьей Матери или можно обойтись без них?
Как это ни странно, можно обойтись, причем совершенно без затруднений. Молиться можно без икон, без изображения креста и где угодно. Отсутствие икон никак не мешает взывать к Богу. Иконы – это только дорогие сердцу изображения, напоминания. Как если бы у матери уехал или погиб сын, а она поставила его фото на полочку. Никто ведь не нашел бы это странным? И если бы мама разговаривала со своим мальчиком, это не показалось бы удивительным. Никто не заподозрил бы эту женщину в привязанности к бумажке. Так и икона Господа Иисуса Христа — вовсе не объект поклонения. Никто не молится на икону, все молитвы адресованы только Богу, а иконы – лишь напоминания о Нем. Если кто-то и молится именно иконе, то это исключительно их личные заблуждения, православная церковь этому не учит.
Почему же тогда иконы Иисуса Христа так почитаются? Ответ прост: благоговение перед самим Богом выражается в почтении к Его изображениям. Все люди хранят фотографии своих близких в альбоме или обрамляют их в рамочку и вешают на стену. Тогда как газету с фотографиями незнакомцев мы легко можем выбросить. Почитание икон имеет схожую природу.
Иконы Иисуса Христа обычно помещаются на главное место семейного иконного уголка и любого церковного иконостаса. Во всяком случае так положено по правилам. В некоторых храмах есть особая икона Иисуса Христа, значение которой даже выше, чем обычной иконы. Это чудотворный образ. Чудо совершает, конечно, Бог. Но люди запоминают, перед каким образом молились о решении проблемы, и идут вторично молиться сюда же. Канонически это бессмысленно, но можно считать доброй народной традицией.
Иконы почитаемы в православии, но это не идолы, а напоминание о рае и святых его.