Иран подарил миру множество археологических памятников, а его культурное наследие до сих пор тщательно изучается учеными со всего света. Эта страна сумела не только сохранить, но и приумножить свои богатства, являясь государством с четким разделением по религиозному и половому признаку.
- Иран: коротко о самом главном
- Религия Древнего Ирана
- Зороастризм — зарождение нового религиозного культа
- Основы зороастризма
- Авеста: священная книга древних иранцев
- Зороастризм: обряды и служение
- Завоевание Ирана арабами: смена религий
- Ислам: становление государственной религии Ирана
- Какая религия в Иране является самой влиятельной на сегодняшний день?
Иран: коротко о самом главном
Иран можно смело назвать государством, где трудно быть отличным от других. Большинство населения составляют персы, они и имеют непосредственное влияние на внутреннюю политику страны. Несмотря на то что во многих вопросах трудно отыскать столь продвинутую страну, как Иран, религия здесь играет самую серьезную роль. От религиозных запретов и правил отталкиваются в своей обычной жизни абсолютно все жители государства, начиная от главы страны и заканчивая простыми ремесленниками.
Государственным языком Ирана является фарси, на нем говорит преимущественное большинство населения. Он преподается в школах и высших учебных заведениях Тегерана. Женщинам в стране не обязательно учиться, это обусловлено религиозными традициями, которые четко прописывают неравенство полов. Также представительницам женского пола запрещено занимать важные государственные посты и становиться священнослужителями. В остальных вопросах права женщин не слишком ущемляются. Многие западные аналитики даже признают Иран современным государством, далеким от средневековых мусульманских предрассудков и доктрин.
Религия Древнего Ирана
Население Древнего Ирана было представлено разрозненными кочевыми племенами, поэтому религии первых цивилизаций Ирана противоречивы и имеют разные корни. Самыми сильными племенами иранского нагорья были арии, которые и сумели распространить свои верования среди остальных племен, живущих на этой территории.
В пантеоне арийских богов можно насчитать более тысячи различных духов и божеств. Все они условно делятся на две категории:
- боги порядка;
- боги природы.
Каждое божество имело своих жрецов и особые обряды служения. Постепенно эти обряды усложнялись, а оседлая жизнь внесла свои коррективы в религию древних иранцев. Ко второму тысячелетию до нашей эры они особо выделили бога мудрости, который относился к самым светлым божествам из всего пантеона. Ученые считают, что его прототипом стало почитание огня, которому приносили жертвы в виде животных и даров природы. Во время жертвоприношения огню арийцы принимали дурманящий напиток. Он известен как хаома, и употреблялся уже отдельно от религиозных обрядов на протяжении нескольких тысячелетий.
К концу седьмого века до нашей эры на территории Древнего Ирана сформировалось новое религиозное течение зороастризм, которое быстро распространилось среди населения и стало самым влиятельным в стране.
Зороастризм — зарождение нового религиозного культа
О зарождении зороастризма на иранском нагорье ходит множество легенд, но на самом деле основатель культа был реальной исторической личностью. Историки сумели отыскать доказательства того, что Зороастр являлся влиятельным жрецом арийцев. Всю свою жизнь он проповедовал добро и в возрасте сорока двух лет получил откровение, которое послужило основой для появления новой религии. Жрец начал активно нести свет веры в массы, путешествуя по всей стране, и спустя некоторое время проповеди Зороастра были собраны в одну священную книгу — Авесту. Сам он был наделен необычными способностями и с течением нескольких веков превратился в мифическую личность, в существовании которой сомневались практически все западные ученые.
Основы зороастризма
Долгие годы зороастризм завоевывал Иран. Религия удивительным образом наложилась на древние обряды арийцев, можно сказать, что Зороастр объединил все известные культы в один. Самым главным божеством в зороастризме считается Ормузда, он олицетворяет собой все самое светлое и доброе. Ему приходится постоянно бороться со своим темным братом Анхра-Манью, который готов погубить человечество, если сумеет получить власть над ним.
Согласно основам зороастризма, каждое божество правит на Земле по три тысячи лет, еще три тысячи лет они борются между собой. Каждый раз такая борьба сопровождается бедствиями и природными катаклизмами. Но смена правителей неминуема и человечество должно быть к этому подготовлено.
Авеста: священная книга древних иранцев
Все правила и основы зороастризма первоначально передавались из уст в уста, но в конечном итоге они нашли свое воплощение в Авесте. Она состоит из трех частей. В первой собраны гимны божествам, во второй молитвы Ормудзе, а в третьей приведены все обряды и главные принципы религиозного культа.
Зороастризм: обряды и служение
Самым главным атрибутом служения культу зороастризма являлся огонь. Он всегда поддерживался жрецами храма и был первым свидетелем обряда инициации молодых арийцев. К десяти годам каждый мальчик получал посвящение божеству, оно всегда проводилось около огня, который накануне обряда необходимо было «подкармливать» пять раз в день. Каждый раз, подкладывая топливо, жрец должен был читать молитву.
Особые обряды соответствовали всем событиям в жизни общины, наиболее сложные манипуляции проводились при погребении тел умерших иранцев.
Завоевание Ирана арабами: смена религий
В седьмом веке арабские завоеватели проникли в Иран. Религия арабов, ислам, стала активно вытеснять привычный зороастризм. Несколько веков это было практически незаметно, все религиозные течения мирно уживались в стране. Но к десятому веку ситуация резко изменилась, ислам стал насаждаться повсеместно. Несогласные с новым религиозным режимом подвергались гонениям. Во многих районах Ирана зороастрийцев убивали, причем делали это с огромной жестокостью. В этот период огромная часть приверженцев старой веры перебралась в Индию, где зороастризм стал называться парсизмом и до сих пор является довольно влиятельным религиозным течением в стране.
Ислам: становление государственной религии Ирана
Историки не сомневаются, какова была государственная религия Ирана после изгнания зороастрийцев — ислам на многие десятилетия прочно занял свое место в умах и душах иранцев. С десятого века он только укреплял свои позиции и активно влиял на светскую жизнь страны.
С шестнадцатого века иранский народ стал участником борьбы двух течений в исламе — суннитов и шиитов. Чаще всего эти противоборствующие стороны сталкивались в вооруженных баталиях, которые поделили страну на два лагеря. Все это пагубно повлияло на Иран. Религия стала определяющей и во внешней политике, что практически исключило возможность вразумительного диалога между Ираном и западным миром.
В начале двадцатого века иранские философы предприняли попытку возродить в стране традиции зороастризма, но уже в восьмидесятых годах прошлого века исламская революция положила конец некоторым вольностям в вероисповедании и окончательно установила власть мусульман-шиитов.
Какая религия в Иране является самой влиятельной на сегодняшний день?
Стоит отметить, что, несмотря на жесткость иранских правителей, на территории страны периодически возникали различные религиозные течения. Они не получали массового распространения, но одно из ответвлений ислама все же сумело укрепиться в стране. Этим течением является бахаизм, который еще часто называют религией единства. На данный момент это религиозное меньшинство имеет больше всего последователей в Иране.
Но все же государственная религия Ирана едина, ведь более девяноста процентов всего населения являются мусульманами-шиитами. Они занимают государственные посты и становятся самыми влиятельными священнослужителями. Восемь процентов населения относят себя к мусульманам-суннитам, и лишь оставшиеся два процента иранцев исповедуют бахаизм, христианство и иудаизм.
Многие западные политики неоднозначно высказываются об Иране и его государственном устройстве. Они считают, что религиозное течение с жесткими постулатами, каким является шиизм, существенно ограничивает развитие государства. Но никто в действительности не может предсказать, каким образом будет строиться жизнь обычных иранцев, если религия станет играть меньшую роль во внутренней и внешней политике страны.