В давние времена на той территории Малой Азии, которая сегодня входит в состав Турции, располагалось государство Ликия. Один из его самых крупных и известных в наше время городов назывался Патарой. Там в 270 году появился на свет великий святой христианской церкви Николай Чудотворец, житие и чудеса которого стали частью Священного Предания, свято хранимого на протяжении многих веков.
- Сын, вымоленный у Бога
- Рукоположение во священство
- Во главе христиан Патары
- Милостыня, творимая втайне
- Путь во святую землю
- Поклонение святым местам
- Принятие архиепископского сана
- Полоса испытаний плоти и духа
- Архипастырское служение Богу и людям
- Кончина и начало посмертного почитания
- Перенесение мощей в город Бари
- Мощи Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя
- Почитание Николая Чудотворца в России
Сын, вымоленный у Бога
Из жития святителя Николая Чудотворца, составленного вскоре после его блаженного успения, последовавшего около 345 года, явствует, что родители будущего угодника Божьего — Феофан и Нонна — были людьми глубоко набожными и благочестивыми. За добродетели и многие милостыни, творимые в отношении нищих и обездоленных, Господь послал им отрока, ставшего скорым помощником всех истинно верующих людей и их ходатаем перед Престолом Всевышнего.
Своего первенца они назвали Николаем, что в переводе с греческого означает «победитель народов». Это стало по-своему символично, так как в будущем пред его именем склонились многие народы, отдавая дань великому победителю людской злобы и ненависти. Излагая краткое содержание жития Николая Чудотворца, нельзя упустить тот немаловажный факт, что он был ребёнком, вымоленным у Бога, поскольку, прожив много лет в браке, Феофан и Нонна не имели детей, и только по их непрестанным молитвам господь послал им, наконец, долгожданное счастье.
Рукоположение во священство
Благочестивые родители с большой охотой откликнулись на предложение их ближайшего родственника — епископа города Патары, советовавшего посвятить сына Богу. Этот архипастырь Божий, тоже носивший имя Николая, приходился будущему святителю родным дядей и с ранних лет взял на себя труд его духовного окормления. Радуясь при виде того, как отрок, отстраняясь от соблазнов суетного мира, непрестанно искал общения с Богом, дядя внутренним оком прозревал в племяннике будущий сосуд истинной веры. С этого времени судьба Николая Чудотворца неразрывно связана со служением Церкви.
После нескольких лет, проведённых за изучением Священного Писания и учения отцов Церкви, епископ Николай рукоположил своего подопечного во священство. В житии святого Николая Чудотворца говорится, что после совершения таинства, архипастырь, обратившись к прихожанам, наполнившим храм, сказал, что Господь явил им «новое солнце, восходящее над землёй». Его слова оказались поистине пророческими.
Став пресвитером, что по древнейшим канонам, соответствовало второй степени священства, святой Николай неустанно трудился, исполняя своё пастырское предназначение. Будучи смертным, как и все окружавшие его люди, он всей душой стремился подражать бесплотным силам, наполняя свою жизнь постами и молитвами. Такая глубокая самоотдача позволила ему взойти на высокую ступень духовного совершенства и стать достойным управлять Церковью.
Во главе христиан Патары
Важным событием, отмеченным в жизнеописании Николая Чудотворца, является отъезд его дяди в Палестину, куда он отправился на поклонение святым местам. Покидая на длительный срок Патары, архипастырь поручил управление всеми церковными делами своему племяннику, поскольку счёл его достаточно возросшим духовно для исполнения столь высокой миссии.
Став во главе церковной жизни города, святитель Николай исполнял свои обязанности столь же ревностно, как и его дядя, пребывавший в то время в Палестине. Этот этап его земного пути отмечен весьма характерным событием, свидетельствующим о приверженности молодого пресвитера вечным ценностям.
Вскоре после отъезда епископа Господь призвал в Свои Небесные чертоги родителей святого Николая, и он стал наследником весьма значительного имения. Однако вместо того, чтобы воспользоваться полученными благами и окружить себя комфортом, он распродал всё полученное им имущество, а деньги раздал нищим. Этим святитель Николай в точности исполнил завет Иисуса Христа, данный им всем желающим обрести вечную жизнь.
Милостыня, творимая втайне
Излагая далее краткое содержание жития Николая Чудотворца, нельзя пройти мимо ещё одного эпизода, во всей полноте показывающего его готовность прийти на помощь ближнему и проявить заботу о спасении его души. Известно, что один, прежде весьма богатый и уважаемый житель города Патары, внезапно разорился и впал в крайнюю нищету. Удары судьбы, следовавшие один за другим, повергли его в такое отчаяние, что, не видя иных путей обеспечить себя и трёх своих дочерей пропитанием, он вознамерился отдать их на любодеяние, обратив свой дом в гнездо разврата.
Несчастный отец уже был готов ради хлеба насущного погубить души своих юных дочерей и обречь себя на вечную погибель, но Всемилостивый Господь вселил в сердце раба Своего Николая Чудотворца сострадание к гибнущему семейству. Втайне ото всех (ибо Иисус Христос повелел именно так творить милостыню) он совершил великое благодеяние. Под покровом ночи святой Николай носил в дом этого человека кошели с золотом, чем помог ему выбиться из нужды и выдать дочерей замуж за порядочных и обеспеченных людей. Это лишь один пример милосердия, свойственного угоднику Божьему Николаю Чудотворцу. В житие святого описано много случаев, когда он кормил голодных, одевал нагих и выкупал несостоятельных должников у их заимодавцев.
Путь во святую землю
По прошествии некоторого времени из Палестины вернулся епископ Николай, и его племянник, заслуженно стяжавший славу достойного и уважаемого всеми пастыря, также решил отправиться во святую землю, чтобы воочию узреть места, связанные событиями, описанными в Новом Завете.
Морское путешествие во святую землю стало ещё одним важным эпизодом, вошедшим в жизнеописание Николая Чудотворца, так как с ним связано несколько чудес, прославивших его имя. Известно, в частности, что в то время, когда корабль с паломниками проплывал мимо берегов Египта, и на море был почти полный штиль, святитель неожиданно возвестил своим спутникам о приближении шторма, способного погубить их. Его слова были встречены с сомнением, поскольку даже видавшие виды моряки не усматривали в тот момент признаков близкой беды.
Однако очень скоро небо затянуло тучами, подул ветер и разразилась страшная буря. Волны захлёстывали корабль, и он готов был погрузиться в морскую пучину. Тогда святитель Николай воззвал ко Господу и молил Его спасти их от неминуемой гибели. Его слова были услышаны, вскоре шторм стих. Благодарные паломники восславили Бога и Его верного раба, столь чудесным образом принесшего им спасение.
Вслед за описанием этого чуда, житие святителя Николая Чудотворца содержит рассказ о воскресении им матроса, сорвавшегося с мачты и насмерть разбившегося о настил палубы. Известно, что благодать для свершения столь высоких деяний Господь дарует лишь избранным Своим чадам, и поэтому возвращение к жизни человека, ещё недавно лежавшего на палубе хладным трупом, является доказательством его истинной святости. Описанные выше чудеса, совершённые святителем Николаем по пути во святую землю, стали основанием для признания его покровителем путешествующих.
Поклонение святым местам
Сделав остановку в Александрии и исцелив там многих страждущих, святой угодник Божий продолжил путь и благополучно прибыл в Палестину. Во святом граде Иерусалиме он излил свои тёплые молитвы Господу, стоя на камнях Голгофы, ставших свидетелями Его крестных мучений во спасение рода людского. Обошёл он и прочие места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, везде вознося молитвы и славя Бога.
В книге жития Николая Чудотворца описано, в частности, как перед ним сами собой отворились двери одной запертой на ночь иерусалимской церкви, свидетельствуя тем, что невозбранным является вход во храм Божий тому, для кого отверсты Небесные врата. Пробыв во святой земле длительное время святитель Николай хотел удалиться в пустыню, и там, изнуряя себя аскетическими подвигами, продолжить служение Богу, но глас свыше повелел ему вернуться на родину.
Принятие архиепископского сана
Вернувшись в Ликию, угодник Божий поселился не в Патаре, поскольку там его имя было окружено всеобщим почитанием, а он старался избегать мирской славы. Местом своего жительства он избрал большой и многолюдный город Миры, где его никто не знал. Однако и там его святость не осталась сокрытой от людей. Волей Божьей святитель Николай вскоре сподобился занять освободившееся место архиепископа и главы всей Ликийской церкви.
Приняв архипастырский сан, святитель Николай во всём являл собой пример для подражания своей многочисленной пастве. Двери его дома были постоянно отворены для всех нуждающихся в помощи и поддержке. Подражая святым апостолам, преемником которых он являлся, святой нёс людям слово Божье, но, кроме этого, становился опорой и в их земной жизни, стараясь, по возможности, быть полезным каждому. Именно поэтому вошло в традицию возносить молитвы Николаю Чудотворцу о помощи в работе и во всех прочих житейских делах.
Полоса испытаний плоти и духа
На протяжении нескольких лет святитель мирно пас вверенное ему Божье стадо, пока враг рода человеческого не поселил ненависть к христианам в сердца двух нечестивых царей Максимиана и Диоклетиана. Они издали указ, по которому всех, кто исповедовал Христово учение и не желал от него отречься, надлежало бросать в темницы, а затем предавать мучениям и смерти. Среди прочих узников, пострадавших за веру, оказался и любимый всеми архиепископ Николай. Попав в узилище, он с необычайным мужеством переносил страдания и своим архипастырским словом поддерживал окружающих.
Но всемилостивый Господь не попустил нечестивцам долго творить беззаконие. Власть богопротивных царей рухнула, и сменивший их на престоле император Константин I Великий сделал христианство государственной религией. Одним из первых его деяний стал созыв Вселенского собора в городе Никее, на котором святыми отцами церкви, среди которых был и архиепископ Ликийского города Миры, было предано проклятию еретическое учение нечестивца Ария. Житие Николая Чудотворца, краткое содержание которого легло в основу этого рассказа, со всеми подробностями воспроизводит сцену его пламенной речи, послужившей торжеству истинного христианского учения.
Архипастырское служение Богу и людям
Возвратившись в Миры, архипастырь Божий продолжил своё служение, как и прежде ревностно оберегая души горожан от плевел еретических учений и в то же время ограждая их самих от произвола неправедных правителей. Так, силой, данной ему от Бога, святитель избавил от смерти трёх мужей, осуждённых на казнь по ложному обвинению. Он же заставил неких воевод, направлявшихся во Фригию для усмирения мятежа, удержать от мародёрства и грабежей вверенных им солдат, а затем, когда, вернувшись в Византию, они стали жертвами злобной клеветы, спас их жизни.
Ещё одним ярким доказательством того, что Господь даровал Николаю Чудотворцу силы повелевать ветрами и волнами, может служить эпизод, также описанный в его житии. Со страниц этой книги мы узнаём, как однажды корабль, плывший из Египта, был застигнут штормом, и моряки в отчаянии мысленно воззвали к известному им и весьма почитаемому архиепископу Мир Ликийскому с мольбой о спасении. Святитель тотчас явился им и приказал буре уняться. Ветер тут же стих, волны улеглись, и, стоя у кормила корабля, угодник Божий помог морякам благополучно добраться до берега.
Кончина и начало посмертного почитания
Прожив долгую жизнь в Мирах и посвятив всего себя служению Богу, святой угодник опочил в 345 году. На его погребение съехались все архипастыри земли Ликийской, сопровождаемые многочисленным духовенством и мирянами. Тело усопшего было помещено в соборной церкви и вскоре замироточило, а вокруг него стали совершаться чудеса исцелений. Молва о них быстро разнеслась по стране, и к месту погребения поспешили тысячи больных и увечных. С этого времени началось посмертное поклонение Николаю Чудотворцу, быстро шагнувшее за пределы Ликии и вошедшее в традицию всего христианского мира.
Перенесение мощей в город Бари
Мощи Николая Чудотворца в течение нескольких веков покоились в городе Миры, но со временем Малая Азия была полностью завоёвана арабами, и многие гробницы христианских святых подверглись осквернению. В 792 году такая угроза нависла и над могилой Николая Чудотворца, но посланный для ее разграбления отряд янычар по ошибке вскрыл соседнее захоронение.
В 1087 году попытку спасти святыню от неминуемого осквернения, а заодно поднять религиозный престиж своего города Бари предприняли итальянские купцы. Они хитростью узнали место, где находятся мощи Николая Чудотворца и, вскрыв гробницу, похитили их. Доставив бесценный груз в свой родной город, купцы были встречены всеобщим ликованием. С тех пор Бари вошёл в число наиболее посещаемых центров христианского паломничества. Сегодня, как и на протяжении многих прошедших веков, в него стремятся верующие со всего мира, чтобы поклониться одному из самых известных и почитаемых святых.
Мощи Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя
Святитель Николай Чудотворец является столь значимой фигурой в сознании христиан всего мира, что потребность поклониться его мощам свойственна людям самых разных стран. Поскольку далеко не все из них могут отправиться в паломничество, Церковь идёт им навстречу и периодически даёт возможность приложиться к святыне у себя на родине. Так, в мае 2017 года ковчег с мощами Николая Чудотворца был доставлен в Москву. Это стало знаменательным событием в религиозной жизни всей России.
В кафедральном соборном Храме Христа Спасителя мощи Николая Чудотворца пробыли до середины июля и после этого были перевезены в Санкт-Петербург. За время их пребывания в столице поклониться Мир Ликийскому святителю пришло 1,8 млн человек, и ещё около миллиона верующих приложилось к ним в городе на Неве. После этого 28 июля драгоценный ковчег вновь вернулся в Италию.
Почитание Николая Чудотворца в России
При всей важности столь знаменательного события, следует отметить, что в самой России есть немало храмов, где находятся мощи Николая Чудотворца, хоть и в виде фрагментов крайне малого размера, что, впрочем, не лишает их благодатной силы. Это вполне объяснимо, поскольку архиепископ Мир Ликийский, или, как его называют в народе, Никола Угодник, входит в число наиболее почитаемых святых Русской православной церкви. И, соответственно, на протяжении веков прилагалось максимум усилий к тому, чтобы частицы его мощей стали национальным достоянием.
Известно, что почитание святителя широко распространилось на Руси ещё в XI веке, и тогда же был установлен в его честь праздник, приуроченный ко дню перенесения честных мощей из Мир Ликийских в итальянский город Бари. В настоящее время его память отмечается дважды в год ─ 6 (19) декабря и 29 июля (11 августа). Молитвы Николаю Чудотворцу о помощи в работе, семейной жизни и различных житейских делах, возносятся православными верующими как в праздничные, так и в будние дни. Текст одной из них приводится в нашей статье. В ней приводится просьба о помощи в «настоящем сим житии», то есть во всех аспектах жизни, включая и работу, приносящую нам хлеб насущный.
Во многих городах страны в честь Николая Чудотворца воздвигнуты храмы. Одним из наиболее известных среди них является Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1762 году по проекту архитектора С. И. Чевакинского. Фото этого поразительного шедевра русского барокко помещено в конце статьи.
Многие эпизоды жизненного пути угодника Божьего стали сюжетами живописных произведений, рассказывающих о его служении Богу, но, несомненно, наиболее полное представление о нём можно получить, прочитав житие Николая Чудотворца, краткое содержание которого положено в основу этой статьи.