В 2015 году к лику святых был причислен великий подвижник православия, схимонах Афонского монастыря Паисий Святогорец, житие которого, составленное близко знавшим его иеромонахом Исааком, легло в основу этой статьи.
У каждого христианина есть свой особо почитаемый угодник Божий, к которому он обращается с молитвами о заступничестве перед Престолом Всевышнего. Для многих людей сегодня святой Паисий стал именно таким небесным покровителем.
- Первый религиозный опыт будущего подвижника
- Трудовая жизнь и первые помыслы о монашестве
- Закалка духа и плоти
- Время тяжких испытаний
- Искушение будущего святого
- Вновь на свободе
- Служба в армии
- Сбывшаяся мечта
- В стенах обители
- Тяжкий, но почетный крест старчества
- Блаженная кончина и посмертное пророчество старца
Первый религиозный опыт будущего подвижника
Как явствует из «Жития Паисия Святогорца», родился он 25 июля 1924 года в Фарасах – греческом поселении, расположенном на территории современной Турции. Будущий святой стал шестым ребенком в семье уважаемых и благочестивых родителей – Евлампия и Продромоса Езнепидес, давших ему во святом крещении имя Арсений. Весьма примечательно, что это таинство совершал над ним другой его прославленный земляк, причисленный впоследствии к лику святых под именем Арсения Каппадокийского.
В силу ряда политических причин родители младенца Арсения были вынуждены покинуть обжитое место, когда ему едва исполнилось два месяца, и перебраться в город Коницу, находившийся на границе Греции и Албании. Там и прошло его детство. Как рассказывается в «Житие преподобного Паисия Святогорца», сильное влияние в ранние годы оказывала на него мать – глубоко набожная женщина, в течение дня непрестанно творившая Иисусову молитву, что обычно делают люди, принявшие монашеский постриг. Эта ее особенность глубоко запала в душу ребенка и постепенно стала его собственной чертой.
Как вспоминали потом люди, близко знавшие его семью, в детстве Арсений отличался живым умом и прекрасной памятью, благодаря чему практически без посторонней помощи к шести годам уже научился читать, а чуть позже и писать. С этого времени его постоянными спутниками сделались книги, среди которых главное место занимала Библия, в особенности же Святое Евангелие. Кроме них Арсений самозабвенно читал жития святых, печатавшихся небольшими дешевыми изданиями, которых у него в комнате было великое множество. Неудивительно, что с ранних лет он приобрел склонность к уединенным молитвам, столь усилившуюся со временем, что она начала вызывать беспокойство у окружающих.
Трудовая жизнь и первые помыслы о монашестве
Далее в «Житие преподобного Паисия Святогорца» рассказывается, что, окончив начальную школу и не имея возможности продолжить образование, он овладел профессией плотника и стал помогать семье, зарабатывая на хлеб в одной из местных артелей. Способный и трудолюбивый юноша весьма преуспел в этом поистине евангельском ремесле, которым во дни Своей земной жизни занимался Спаситель наш – Иисус Христос. Заказчики с неизменной похвалой отзывались о сделанных его руками иконостасах, полках для икон, а также всевозможной мебели. Приходилось Арсению делать и гробы, но за них он никогда не взимал плату, проявляя тем самым сочувствие к человеческому горю.
В «Житие святого Паисия Святогорца» весьма ярко повествуется о том, как в 15-летнем возрасте Господь помог ему с честью преодолеть искушение в вере. Случилось так, что один из сверстников стал объяснять Арсению модную в те годы теорию эволюции Дарвина, пытаясь при этом доказать ее превосходство перед библейской догмой о сотворении мира. Не находя аргументов для опровержения его слов, но сердцем чувствуя их ошибочность, юноша провел несколько дней в глубоком размышлении и молитве, пока не сподобился узреть Самого Иисуса Христа, представшего перед ним в ослепительном сиянии. Это видение помогло будущему подвижнику отбросить сомнения и навсегда укрепиться в вере.
Именно тогда Арсений начал задумываться о принятии монашеского пострига и даже обратился с этой просьбой к настоятелю одной из ближайших обителей, но тот отказал ему по причине слишком юного возраста, однако дал все необходимые наставления для подготовки к вступлению в будущем на эту нелегкую стезю.
Закалка духа и плоти
Как написано в «Житии Паисия Святогорца», с этих пор боголюбивый юноша начал готовить свои тело и душу к будущим аскетическим подвигам. Необычайно строго выполняя требования, связанные с православными постами, он и в скоромные дни вкушал лишь простую грубую пищу без соли, довольствуясь минимально необходимым для поддержания сил количеством. Чрезмерное же усердие приводило порой к голодным обморокам.
Кроме того, работая в поле, Арсений никогда не надевал обувь, отчего в кровь ранил босые ноги об острые стебли скошенной травы. Этим, как писал иеромонах Исаак в «Житие Паисия Святогорца», будущий святой укреплял свой дух и учился стойко переносить страдания плоти. Пример столь пылкой веры не мог не повлиять на окружающих. Особенно чутко он воспринимался детьми и подростками, многие из которых тогда же обратили свои сердца к Богу, а повзрослев, отринули от себя мирские соблазны и встали на путь монашеской жизни.
Время тяжких испытаний
Вслед за мирными юношескими годами, проведенными в молитвах и углубленном богомыслии, для будущего подвижника наступила пора испытаний – греко-итальянская война, обрушившая на Коницу, где по-прежнему жила его семья, все тяготы вражеской оккупации. В этот тяжелый период он и его родители делились с голодными земляками последними крохами хлеба, тогда как сами порой не имели средств к пропитанию.
Однако жизненные тяготы значительно усугубились после того, как в июле 1936 года разразилась в стране гражданская война. Об этом жестоком времени также повествуется в «Житие Паисия Святогорца». По подозрению в помощи, оказываемой сторонникам генерала Франко, будущий святой был брошен в тюрьму и там во всей полноте познал тягость мучений, которые испытывает человек, запертый длительное время в тесной душной камере, до предела наполненной такими же, как и он, узниками.
Искушение будущего святого
Этот период в жизни святого связан с одним весьма характерным происшествием, ярко показывающим аскетический настрой его души. Иеромонах Исаак писал, что однажды тюремщики, случайно узнав о крайней религиозности Арсения и его монашеском образе жизни, решили поглумиться над ним. Поместив молодого человека в одиночную камеру, они подсадили к нему двух девиц легкого поведения, мысленно предвкушая сцены его неизбежного, по их мнению, грехопадения.
Однако несмотря на то что, действуя по их наущению, блудницы сбросили с себя всю одежду, юноша, поборов искушение плоти, молитвенно призвал себе на помощь Небесные силы. Более того, он обратил к этим падшим женщинам слова любви и сострадания, отчего те устыдились и в слезах покинули камеру. На страницах «Жития святого Паисия Святогорца» немало описаний и других случаев, ярко характеризующих его непреклонную аскетическую натуру.
Вновь на свободе
Не имея доказательств его собственной причастности к какой-либо из боевых групп противника, тюремное начальство пыталось обвинить Арсения в том, что на стороне врага сражается его старший брат. Но он вполне резонно возразил им, что по праву старшинства тот сам волен принимать решения и не обязан отчитываться перед ним в своих действиях. На этот аргумент возразить было нечего, и Арсений вскоре оказался на свободе.
Еще одна характерная деталь, упоминаемая и в исторической биографии и в житие Паисия Святогорца: оказавшись на свободе после нескольких месяцев заключения, он с одинаковым усердием помогал как сторонникам прокоммунистических сил, так и их противникам. Эта позиция вытекала из его глубокого убеждения, что все люди, независимо от их политической ориентации, достойны христианского сострадания.
Служба в армии
Война и вызванные ей трудности на время помешали Арсению осуществить свою мечту об уходе в монастырь, поскольку семья крайне нуждалась в его помощи. Тем не менее духовная жизнь юноши по-прежнему была предельно насыщенной. Свободные часы, остававшиеся от занятия плотницким ремеслом, он посвящал молитвам и чтению Священного Писания, обретая на его страницах силы для дальнейшей жизни. В то же время строгое соблюдение всех постов и постоянная готовность оказать помощь ближнему готовили его душу к будущему монастырскому послушанию.
Война, как известно, требует от людей не только молитв, но и активного участия в ее разрушительном действии. В положенный срок получил призывную повестку и Арсений. В связи с этим уместно вспомнить еще одну характерную деталь, упомянутую в «Житие Паисия Святогорца» иеромонахом Исааком: отправляясь на фронт, юноша молил Бога не о том, чтобы Он сохранил его жизнь, а о том, чтобы ему самому не довелось кого-то убить. И Господь услышал его молитву: по прибытии в часть молодой человек был направлен на курсы радистов и, овладев этой специальностью, благополучно избежал необходимости убивать.
Находясь на службе, Арсений по своему душевному складу оставался таким же, каким был в гражданской жизни − искал случая помочь ближнему и всегда охотно выполнял любую, даже самую тяжелую и грязную работу. Вначале сослуживцы подсмеивались над ним и нередко злоупотребляли его готовностью подменить любого из них в наряде. Однако со временем насмешки прекратились, уступив место всеобщему уважению. Под конец службы, продлившейся три года, будущего святого настолько полюбили, что считали неким талисманом, ниспосланным свыше. В этом они были очень близки к истине, что не раз подтверждалось во время боев.
Сбывшаяся мечта
Далее в «Житие старца Паисия Святогорца» иеромонах Исаак пишет, что, едва демобилизовавшись и еще не успев снять с себя военную форму, Арсений отправился на Святую Гору Афон, куда влекла его заветная мечта. Именно там он желал провести дальнейшие дни своей жизни, посвятив их служению Богу. Однако в этот раз ему не суждено было исполнить свои намерения, поскольку Господь послал будущему иноку еще одну, на этот раз последнюю проверку его смирения. Находясь в одной из афонских обителей, Арсений неожиданно получил письмо от отца, в котором тот просил его немедленно возвратиться домой и оказать помощь семье в каком-то весьма важном для нее деле. Восприняв его просьбу, как посланный свыше призыв к послушанию, молодой человек безропотно подчинился и, оставив на время обитель, направился домой.
Прожив в кругу своих родных почти два года и выполнив все, что просил отец, Арсений вновь отправился на Афон, чтобы начать там иноческую жизнь, к которой так долго и настойчиво готовился. В этот раз Господь внял его молитвам и сподобил стать послушником того самого монастыря, из которого его когда-то позвало домой письмо, написанное отцом. Так сбылась мечта всей жизни этого удивительного человека, непрестанным трудом стяжавшего венец святости.
В стенах обители
О начальном периоде монастырской жизни достаточно подробно рассказывается в «Житие Паисия Святогорца», а фото, приведенные в статье, могут послужить дополнительной иллюстрацией. Читая строки, написанные иеромонахом Исааком, мы узнаем, что даже не имея еще достаточного опыта, послушник Арсений, по благословению настоятеля, вел столь суровую аскетическую жизнь, чем приводил в невольный трепет бывалых монахов. Работая весь день плотником (это ремесло было весьма востребовано в обители), он выстаивал ночи напролет в молитвенном бдении, а то короткое время, которое по естеству человеческому все же необходимо для сна, проводил, лежа на голых камнях.
Наконец, по Божьему благословению, в марте 1954 года послушник Арсений принял монашеский постриг с новым именем – Аверкий. Вступив на путь иночества, будущий святой внешне не изменил прежнего образа жизни, но исполнился еще большим смирением. Он, как и ранее, проводил дни в плотницкой мастерской, где выполнял послушания, налагаемые на него одним из старших монахов, который, к несчастью, оказался человеком грубым и жестокосердным. Как видно из этого обстоятельства, упомянутого в «Житие Паисия Святогорца», Господь порой попускает таким, далеким от истинного благочестия людям подвязаться в Его обителях. Подобным искушением Он укрепляет смирение Своих истинных служителей. Безропотно перенося все грубости и придирки своего начальника, молодой монах Аверкий оставался у него в послушании два года, после чего был пострижен в мантию (вторую ступень монашества) с именем Паисий, под которым и получил всенародную известность, а позже прославился в лике святых.
Тяжкий, но почетный крест старчества
С этого времени, как писал в «Житие старца Паисия Святогорца» иеромонах Исаак, начался новый и наиболее важный период его земной жизни – старчество, определяющееся не возрастом, а присутствием в душе особой благодати, ниспосланной Богом. Доподлинно известно, что подвижник, еще пребывая в тленном мире, неоднократно сподобился лицезреть Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, являвшихся ему и говоривших с ним. В разные моменты жизни Они наполняли его душу Божественной благодатью и даровали силы для аскетических подвигов.
По мере того как молва о необычайном благочестии отца Паисия выходила за пределы монастыря, к нему стали съезжаться люди с просьбами о молитвенной помощи в различных жизненных обстоятельствах. В монастырских книгах сохранилось много записей, свидетельствующих о чудесах, явленных Господом по молитвам старца. Среди них и случаи исцелений безнадежно больных людей, и факты обретения людей, без вести пропавших много лет назад.
Весьма примечательно, что старец имел дар разговаривать не только с людьми, но и с животными, которые его охотно слушали и беспрекословно подчинялись. Так, в «Житие Паисия Святогорца» иеромонах Исаак вспоминает случай, как однажды в присутствии множества паломников к нему в келью заползла крупная ядовитая змея. Успокоив перепуганных посетителей, старец взял чашу и, наполнив ее водой, напоил незваную гостью. После этого он приказал ей удалиться, и змея послушно исчезла в расщелине стены, не причинив никому вреда.
Блаженная кончина и посмертное пророчество старца
Трудно перечислить все чудеса, явленные по молитвам старца как во дни его земной жизни, так и после блаженной кончины, последовавшей 12 июля 1994 года. Великий старец отошел ко Господу после долгой и изнурительной болезни, но никто из тех, кому довелось быть рядом с ним в последние дни, не слышал из его уст ни стенаний, ни жалоб. Закат жизни он провел с тем же смирением и покорностью воле Божьей, что и все предшествующие годы, о которых мы узнаем из «Жития Паисия Святогорца». Дату смерти этого великого подвижника, без сомнения, следует считать началом его пребывания во Царствии Небесном, путь к которому он себе прокладывал с раннего детства.
В завершение статьи хочется привести одно из пророчеств, оставленных старцем Паисием, который, как свидетельствуют знавшие его лично, обладал необычайным даром прозорливости. Оно касается взаимоотношений Греческого государства с его исконным политическим и военным противником – Турцией. Между ними старец предрекал в будущем военный конфликт, исход которого во многом изменит нынешнее соотношение сил. Он говорил, что многовековой спор за приоритет на Босфоре будет, наконец, решен в пользу Греции, и над Константинополем воссияет православный крест. Справедливости ради отметим, что иеромонах Исаак в «Житие старца Паисия Святогорца» не упоминает об этих его словах, и достоянием общественности они стали с подачи журналистов.